Автор: Дарья Глатко, 24 Сентября 2010 в 09:53, курсовая работа
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
По мнению японского
специалиста по менеджменту Хидеки
Йосихара, есть шесть характерных
признаков японского
1) Гарантия занятости
и создание обстановки
2) Гласность и
ценности корпорации. Когда все
уровни управления и рабочие
начинают пользоваться общей
базой информации о политике
и деятельности фирмы,
3) Управление, основанное
на информации. Сбору данных и
их систематическому
4) Управление, ориентированное
на качество. Президенты фирм
и управляющие компаний на
японских предприятиях чаще
5) Постоянное присутствие
руководства на производстве. Чтобы
быстро справится с
6) Поддержание чистоты
и порядка. Одним из
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими[3, c.34].
Другой немаловажной
особенностью японского менеджмента
является концепция непрерывного обучения.
Японцы уверены, что непрерывное
обучение приводит к постоянному
совершенствованию мастерства. Каждый
человек путем непрерывного обучения
может улучшить выполнение своей
работы. Это приводит к саморазвитию,
а достигнутые результаты приносят
моральное удовлетворение. С другой
стороны, целью обучения является подготовка
к более ответственной работе
и продвижения по службе. Но, в
отличие от западного подхода
к управлению, японцы придают особое
значение долгу в совершенствовании
мастерства без ожидания какой-либо
материальной выгоды. Японцы убеждены,
что улучшение мастерства само по
себе может приносить человеку огромное
удовлетворение. Японцы восприимчивы
к новым идеям. Они любят учиться
на чужих ошибках и извлекать
выгоду из чужого опыта. Они внимательно
наблюдают за происходящим в мире
и систематически пополняют информацию
из-за рубежа. Они заимствуют и быстро
усваивают новые
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.
2.2. Современный японский менеджмент: традиции и новации
Япония во всем мире
считается страной с особенной
культурой и традициями. Оказавшись
после Второй мировой войны на
грани полного разорения, Япония
сумела возродить свою экономику. И
этому способствовала в первую очередь
специфика японского
Большинство специалистов выделяют несколько характерных черт японского менеджмента, которые существуют на протяжении многих десятилетий и сегодня изменяются под влиянием европейского менеджмента.
В первую очередь, внимание
привлекает отношение работодателя
к своим сотрудникам. Устраиваясь
на работу, каждый японец точно знает,
какие перспективы его ждут. Эта
уверенность рождается
Сегодня под воздействием
экономических преобразований, стремлений
компаний выжить в жестких условиях
соперничества система «
Особую роль в
высокой производительности предприятий
Японии, специализирующихся на сборке
различной техники, в частности
автомобилей, играет отсутствие центральной
администрации, отвечающей за контроль
и перераспределение потока материалов.
Вместо нее используется система
«канбан», т. е. прямое общение начальников
цехов без посредников и
Одной из причин всемирной известности японской техники является высокое качество продукции. И действительно, такой системы контроля качества нет ни в одной другой стране. Японские рабочие все как один чувствуют личную ответственность за производимую ими продукцию. С целью контроля качества создаются так называемые кружки качества, члены которых должны постоянно самосовершенствовать собственные знания и умения. Каждый сотрудник имеет право выбора — вступать или не вступать в подобный «кружок». Примером удачной практики контроля качества может служить все та же фирма «Тойота», в которой принято прослеживать качество продукции на каждом этапе ее производства. Если же цех получает от вышестоящего цеха продукцию с браком, то он не должен принимать ее. Японские менеджеры придерживаются точки зрения, что лучше выявить брак на первых стадиях производства, нежели обнаружить неполадки, выпустив готовый продукт.
Японский менеджмент учитывает потребности общества и в отличие от американского менеджмента, всегда старается определить нужды потребителей. Правда, практика манипулирования и уговоров перспективного покупателя посредством рекламы, распространенная в Европе и Америке, начинает все чаще применяться и в Японии, но все же она носит несколько иной характер, нежели на Западе. Так, в компании Sony приоритет отдается производству новой продукции, которая будет, безусловно, интересна потребителю. При таком подходе покупатель становится ведомым, а компания Sony — ведущим.
Сегодня в мировой практике большое значение в развитии компаний имеет четко разработанный план действий. И японцы здесь занимают лидирующее место. Они как нельзя лучше научились продумывать все возможные пути развития и успешно применяют данное умение на практике.
В большинстве японских
организаций план действий составляется
как минимум на год вперед. Это
позволяет избежать в будущем
непредвиденных ситуаций и минимизировать
затраты при решении
Говоря о японском
менеджменте, совершенно невозможно обойти
вниманием тот факт, что в каждой
корпорации существует гласность информации.
Любой сотрудник может
Япония в
Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского менеджмента