Автор: Дарья Глатко, 24 Сентября 2010 в 09:53, курсовая работа
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Иерархическая модель управления производством.
На типичном американском
предприятии изготовление изделий,
начинаясь в одном конце
В американской фирме специализация трудовых знаний на уровне цеха объединена с иерархической координацией различных цехов со стороны менеджеров.
В традиционной модели
иерархической организации, присущей
преимущественно американским фирмам,
прежде всего, имеет место разграничение
процесса принятия стратегических деловых
решений и оперативных решений.
Первый касается деловых решений
фирмы, которые определяют основные
направления ее функционирования. После
выработки последних фирма
Основной принцип
такой иерархической
1. Каждая функциональная
единица имеет не более одного
прямого начальника и не
2. Только одна
единица (центральный отдел)
При этом предполагается, что единственной жизнеспособной альтернативой рыночному механизму с точки зрения эффективности является фирма как иерархическая организация. Однако, иерархическая координация, основанная на жестком разграничении контроля и функционирования, равно как и специализация трудовых заданий, может потерять значительную часть своей эффективности, особенно в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
Традиционный подход
в американской автомобильной промышленности
заключался в установлении объёмов
производства в соответствии с рыночным
"прогнозом" и затем определении
цены - при помощи скидок, уступок
и свободы выбора - на том уровне,
по которому реальный рынок будет
принимать произведённую
В американской фирме
организация работы цеха и задача
межцеховой координации основываются
на принципе «подходящий человек
на правильном месте» (экономия от специализации).
В тоже время американские фирмы
недавно начали обращать серьёзное
внимание на межфункциональные
Степень «формальной»
институционализации
Рынок труда.
Разделение труда
(его специализация) в США является
важным фактором производительности труда
операционных работников. Специализация
труда просматривается и
В системе со специализированными трудовыми обязанностями знания отдельных рабочих в принципе являются узкими и связанными с одной профессией.
Американская фирма стремится к эффективности, достигаемой путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей.
Американская фирма и профсоюз пришли к соглашению о том, что продвижение от одного уровня к другому в иерархии рабочих мест, а также перемещение работника от более высокого уровня к более низкому в случае сокращения численности работников должно основываться на двух критериях – заслугах и трудовом стаже работника. Однако на практике критерий трудового стажа в большинстве случаев является основным.
Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько лет в соответствии с обычной продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа по контракту стандартизована под контролем со стороны профсоюза таким образом, что фиксация уровня заработной платы в течение всего периода действия контракта в теории становится возможной и эффективной только для нейтрального к риску работодателя и избегающего риска работнику.
Оплата труда.
Размер вознаграждения рабочего американской фирмы определяется категорией рабочего места, на которое он назначен.
Американская фирма
функционирует в социальной атмосфере,
проповедующей равноправие. Соответственно
рабочие здесь являются более
мобильными, легко меняют место своей
работы в поисках лучших индивидуальных
возможностей. В такой обстановке
роль управляющих ненадежна и
должна постоянно подтверждаться путем
институционализации
Менеджеры американской фирмы обладают меньшей свободой в определении индивидуальных ставок заработной платы, которые зависят в основном от штатного расписания (единый уровень оплаты для каждой штатной должности) и выслуги лет.
Конечно, существует
угроза несправедливого решения
при оценке начальником заслуг подчиненного.
Но контроль со стороны профсоюза
работников предприятия и централизация
кадров от службы могут отчасти смягчить
этот нежелательный эффект. Во-первых,
процедура оценки заслуг формализована
и стандартизована отделом
Выплаты, зависящие от должности работника, находятся в тесной связи с выплатами, зависящими непосредственно от работника, хотя в принципе определяются по американской схеме оценки трудовых заданий. В дополнение к выплатам по контракту работники получают 25% надбавку за любую сверхурочную работу и дважды в год премии.
Профсоюз в американской компании.
Правовая основа
организации профсоюза в США
коренным образом отличается от японской.
В США члены рабочей группы,
официально набравшие большинство
голосов на выборах, проходящих под
контролем Национального совета
по трудовым отношениям (National Labor Relation
Board), получают право от местного отделения
профсоюза эксклюзивное право представлять
интересы рабочих и вести переговоры
с администрацией. Представители
рабочих на переговорах являются
членами «отраслевого»
В США наилучшая
стратегия для отраслевого
Таким образом, можно
сказать что современная американская
модель менеджмента ориентирована на
такую организационно-правовую форму
частного предпринимательства, как корпорация
(акционерное общество), возникшую еще
в начале XIXв. Американские корпорации
широко используют в своей деятельности
стратегическое управление.
Глава 2. Японский менеджмент на современном этапе
2.1. Характеристика японского менеджмента
Менеджмент в Японии,
как и в любой другой стране,
отражает её исторические особенности,
культуру и общественную психологию.
Он непосредственно связан с общественно-экономическим
укладом страны. Японские методы управления
в корне отличны от европейских
и американских. Это не значит, что
японцы управляют более эффективно.
Скорее можно сказать, что основные
принципы японского и европейского
менеджмента лежат в разных плоскостях,
имея очень немного точек
Японский менеджмент,
основанный на коллективизме, использовал
все морально-психологические
Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего – своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий – повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями[18, c.67].
Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского менеджмента