Специфика менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой заключается в том, что теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании» [1, с.198].

Содержание

1 Состояние и проблемы менеджмента в современной России
2. Проблема выбора модели управления
3. Специфика менеджмента на современном предприятии
4 Рекомендации по использованию элементов западного менеджмента в российских условиях
5. Использование западного опыта менеджмента в России
6. Рекомендации по внедрению системы контроллинга на предприятии и по выбору организационной структуры
7. Совершенствование управления ЗАО ЮУАБ
Заключение
Ссылки на использованную литературу
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 65.10 Кб (Скачать)

В последние годы в США, Германии, Японии и других странах  с развитой рыночной экономикой банки  постепенно расширяют круг предлагаемых клиенту финансовых услуг. Новые  услуги интенсивно поступают на рынок  под воздействием усиливающейся  конкуренции со стороны других финансовых организаций, повышения грамотности  клиентов и технологических перемен [19, c. 169].

Среди новейших услуг, предлагаемых банками, -- брокерские услуги по купле-продаже  страховых полисов, участие в  деятельности страховых компаний, предложения  инвестирования средств во взаимные фонды и брокерских услуг в  операциях с ценными бумагами, финансовое планирование туристических  и деловых путешествий, консультирование в области налогообложения, финансовое планирование для частных лиц, управление пенсионными программами, финансовое консультирование руководящего персонала  предприятий-клиентов, предложение  займов по программам развития местных  сообществ, брокерские услуги по операциям с недвижимостью.

Особое значение сейчас приобрело  предоставление потребительского кредита. Раньше банки старались не открывать ссудные счета для частных лиц, полагая, что незначительные размеры большей части потребительских кредитов, а также относительно высокая вероятность невыполнения заемщиками условий кредитного соглашения делает подобную услугу нерентабельной. Однако когда зависимость банков от потребителей существенно возросла, банки теперь все чаще нуждаются в их депозитах для финансирования предоставляемых корпорациям крупных кредитов. Ужесточение конкурентной борьбы за депозиты и кредитование предприятий заставило банки приложить особые усилия, чтобы сделать своих клиентов более лояльными. Сектор потребительского кредита стал одним из наиболее быстро развивающихся сегментов банковского кредита. Правда в последнее время темпы роста данного сектора замедлились в силу ужесточения конкуренции за счета потребительского кредита и падения стимулов населения к экономии и сбережению денег. Тем не менее средства потребителей остаются основным источником средств и одним из важнейших источников дохода американских и других банков. Все шире банки стали использовать финансовое консультирование. К банкам традиционно обращаются за советами их клиенты, особенно когда стоит вопрос об оптимальном использовании кредита, сбережений или инвестирования средств. Многие банки в наши дни предлагают финансового консультативные услуги, начиная с помощи составления налоговых деклараций и бизнес-планов и кончая консультациями по маркетинговым перспективам на внутреннем и внешних рынках.

Весьма активно также  банки практикуют управление потоками наличности. Практика подсказала банкам, что некоторые операции, выполняемые  ими для самих себя, могут быть предложены клиентам в качестве весьма ценных услуг. Одним из наиболее ярких  примеров -- услуги по управлению потоками наличности, заключающиеся в том, что банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям фирмы, а также инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эта наличность не понадобится клиенту.

При этом если до сих пор  банки специализировались преимущественно  на управлении потоками наличности компаний, то в последнее время набирает силу тенденция распространения  этой услуги на индивидуальных потребителей. В значительной мере это объясняется  конкуренцией со стороны брокерских фирм и других финансовых организаций, которые предлагают потребителям особые брокерские счета в сочетании с широким спектром сопутствующих финансовых услуг. Типичным примером служат счета управления наличностью, введенные фирмой "Мерилл Линч" (США) и позволяющие клиентам покупать и продавать ценные бумаги, перемещать средства между разнообразными взаимными фондами, выписывать чеки и пользоваться кредитными карточками для немедленного получения займов [21, c.105].

Все возрастающую роль в  банковской практике приобретает и  лизинг оборудования. Многие банки  активно предлагают предприятиям-клиентам возможность приобретения необходимого оборудования с помощью лизингового  соглашения, по которому банк покупает оборудование и сдает его в  аренду своему клиенту. По установленным  вначале правилам клиент, пользующийся услугами по лизингу оборудования, должен был вносить лизинговые платежи, которые, в конечном счете, полностью  покрывали стоимость закупленного и сданного в аренду оборудования, нести ответственность за любой  ремонт и оплачивать связанные с  эксплуатацией оборудования налоги. Однако несколько лет назад Конгресс США проголосовал за то, чтобы разрешить  национальным банкам оставлять в  собственности, по крайней мере, некоторые  из активов, арендованных клиентами, по истечении срока аренды. Это решение  выгодно и банкам, и клиентам, ибо в качестве собственника сдаваемого в аренду оборудования банк может  списывать часть его стоимости  ради получения дополнительных налоговых  льгот.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы по рассмотренной  главе: характерны следующие тенденции  в использовании западного опыта  банковского бизнеса в России [22]:

1. Опыт стран с развитой  рыночной экономикой используется  во все возрастающих масштабах, во все новых сферах, в полной мере учитывается при определении рыночных преобразований.

2. Если первое время  опыт стран Запада применялся  практически без корректив на специфику российской действительности, то сейчас наши особенности принимаются во внимание значительно масштабнее.

3. Все шире принимаются  во внимание ошибки и трудности,  имевшие место в рамках рыночных  преобразований хозяйственно развитых  стран, с целью недопущения или своевременного устранения их негативных последствий в России.

4. При осуществлении рыночных  акций банкиры, предприниматели  все чаще опираются на отечественную  практику, а не на достижения  в этой области Запада.

5. Особенно широко результаты  западной рыночной практики используются  в сфере информации, автоматизации  и компьютеризации банковского  бизнеса, внедрения пластиковых  карточек.

6. Опыт западных банков  в полной мере применяется  российскими кредитными учреждениями  в области международных отношений.

7. Большое значение практика  банковских организаций государств с рыночной экономикой имеет при организационных, структурных перестройках российских банков.

8. В возрастающих масштабах  изучается и внедряется в российскую  практику западный опыт оценки  и минимизации риска при осуществлении  различных банковских операций.

9. В полной мере принимаются  во внимание достижения западных  банков по постоянному расширению  всего спектра банковских продуктов,  предоставлению их клиентуре  в комплексе, в единой системе.

10. Все более заметным  становится применение опыта  развитых государств Европы, Америки  и Азии в повышении рентабельности  и прибыльности банковского бизнеса,  в том числе и в сокращении  неоправданных расходов.

11. В возрастающих масштабах  внедряется опыт Банков развитых  стран в организации и совершенствовании  коммуникационной политики, учете  в полной мере человеческого  фактора, необходимости своевременного  и полнокровного решения социальных  проблем банковского коллектива.

12. На самый передний  край выступает тщательное изучение  и использование последних достижении банковского маркетинга с учетом российских реалий.

13. По опыту Запада банки  России все энергичнее внедряют  стратегическое, перспективное планирование.

3.2 Рекомендации по внедрению  системы контроллинга на предприятии и по выбору организационной структуры

Концепция контроллинга предполагает ответственность каждого работника предприятия за результат своей деятельности. Основу контроллинга составляет сравнение фактических показателей с запланированными с целью принятия управленческих решений на основании выявленных отклонений.

Важной частью конроллинга является система калькулирования неполной себестоимости, называемая “директ-костингом” или системой учета прямых затрат. Сущность этой системы заключается в разделении производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема работ. Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельные счета и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов («Прибыли и убытки»).

Российским предприятиям с 1992 года разрешено калькулировать себестоимость продукции по системе  «директ-костинг». С 1996 года изменены формы бухгалтерской отчетности с целью их приближения к западным стандартам. Проблема адаптации западных методов учета затрат к российским условиям выходит за рамки данной курсовой работы, однако, она достаточно хорошо освящена в специальной литературе. Таким образом, для руководства фирмы, которое рассматривает возможность внедрения системы контроллинга, не составит проблемы ознакомление с соответствующим материалом.

Внедрение новой системы  управления прибылью связано с возрастанием трудоемкости расчетов. Существует специальное  программное обеспечение для  контроллинга. Система программного обеспечения должна удовлетворять следующим требованиям:

Система должна быть простой, чтобы любой пользователь мог  освоить ее за несколько дней, не имея знаний ни в области программирования, ни в области систем обработки данных. Не обязательно, чтобы пользователь имел специальное экономическое образование. Эти знания он приобретет постепенно - в процессе использования системы и анализа результатов ее работы.

Все ответственные лица и  получатели отчетов системы должны понимать их сразу без дополнительных расшифровок. Этого легче достичь, если разработчик программного обеспечения  является специалистом в области  контроллинга, т.е. имеет опыт использования подобных систем.

Необходимо, чтобы в системе  использовались принятые на предприятии  определения статей и видов мест возникновения и носителей затрат, сфер производства и т.д., чтобы информация на экране компьютера была изложена «на  языке данного предприятия» [23, c. 243].

Качество системы программного обеспечения определяют не только по уровню обработки и представления  данных, но и по четкости и ясности  справочников.

Система должна чутко реагировать  на изменения требований к объему и качеству информации в связи  с развитием предприятия. Необходимо предусмотреть возможности совершенствования  системы без нарушения ее связей и комплексности.

Во многих российских фирмах, вероятно, приемлема структура, имеющая  широкое распространение в США, где не существует такой отдельной  штатной единицы, как контроллер, а обязанности по руководству  системой контроллинга возложены на коммерческого директора предприятия, который и является главным контроллером предприятия. Главный бухгалтер и руководители других функциональных подразделений непосредственно ему не подчиняются, хотя контроллер по рангу выше и имеет право давать рекомендации и принимать решения по более широкому кругу вопросов, чем каждый из них. Он несет ответственность за успешное функционирование всей системы и обязан с помощью системы внутрипроизводственной отчетности:

снабжать информацией (показателями) отдельные подразделения предприятия

выявлять причины отклонений от плановых величин

предлагать соответствующие  меры для их регулирования [24, c.126].

Целесообразно было бы также  поручить либо главным бухгалтерам  либо заместителям директоров функции  контроллеров в каждом из подразделений, поскольку объем работы, необходимой  для внедрения новой системы  управления затратами и прибылью, достаточно велик. А при отсутствии быстрой переработки информации, составления отчетов и своевременного внесения предложений теряется основное достоинство системы контроллинга - ее оперативность.

Интересен западный опыт применения разновидностей линейно-функциональной организационной структуры. На крупных  предприятиях эффективно использовать дивизиональную структуру.

Матричная структура используется в основном на крупных предприятиях, осуществляющих разработку масштабных проектов, неоднородных по своей природе. Например, она может применяться  в крупных строительных организациях, в производственных организациях, в  которых нет узкой специализации  по продукту или по потребителю. Иногда целесообразно использовать отдельные  элементы матричной структуры - автономные группы. Например, фирма может их применять при разработке нового продукта, сохраняя в целом свою прежнюю структуру. На небольших  предприятиях использование матричной  организационной структуры затруднено из-за высоких накладных расходов.

Организационная структура  предприятия не является постоянной. Руководство фирмы должно периодически проводить анализ существующей структуры  с целью выявления целесообразности ее дальнейшего применения. На протяжении жизненного цикла фирмы организационная  структура может несколько раз  быть изменена. Общей закономерностью  является переход от простых структур к более сложным.

Таким образом, рациональная организационная структура является одним из основных факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей и задач. Такая  структура позволяет избежать завышения  расходов на оплату труда, тем самым, помогая снизить себестоимость  продукции и получить большую  прибыль. Другим аспектом использования  рациональной организационной структуры  является материальное и моральное  поощрение работников, осознание  работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

3.3 Совершенствование управления  ЗАО ЮУАБ

В выше изложенном теоретическом  материале мы выяснили, что менеджмент как вид деятельности и искусство  управления направлен в первую очередь  на разработку стратегических матриц и выявление слабых сторон предприятия, с целью повышения его сильных  сторон.

Информация о работе Специфика менеджмента в России