Специфика менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой заключается в том, что теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании» [1, с.198].

Содержание

1 Состояние и проблемы менеджмента в современной России
2. Проблема выбора модели управления
3. Специфика менеджмента на современном предприятии
4 Рекомендации по использованию элементов западного менеджмента в российских условиях
5. Использование западного опыта менеджмента в России
6. Рекомендации по внедрению системы контроллинга на предприятии и по выбору организационной структуры
7. Совершенствование управления ЗАО ЮУАБ
Заключение
Ссылки на использованную литературу
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 65.10 Кб (Скачать)

 Специфика менеджмента  в России

1 Состояние и проблемы  менеджмента в современной России

2. Проблема выбора модели  управления

3. Специфика менеджмента  на современном предприятии

4 Рекомендации по использованию элементов западного менеджмента в российских условиях

5. Использование западного опыта менеджмента в России

6. Рекомендации по внедрению системы контроллинга на предприятии и по выбору организационной структуры

7. Совершенствование управления ЗАО ЮУАБ

Заключение

Ссылки на использованную литературу

Список использованной литературы

Приложение А. Организационная  и управленческая структура ЗАО  «ЮУАБ»

 

Введение

Актуальность темы курсовой заключается в том, что теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных  уровней в общей численности  занятых составляет около 30%, а в  некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых  объясняется изменением характера  производственного процесса в последние  десятилетия. Все больший приоритет  имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании  «знания о знании» [1, с.198].

Одной из важных проблем, стоящих  перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей  решения этой проблемы может быть разумное использование западного  опыта менеджмента.

До недавнего времени  в отечественной литературе преобладали  критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые  хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали  негативный фон в общественном сознании.

Понятие «менеджер» в настоящее  время стало вполне привычным  и даже более употребительным  синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано  с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.

Расширение контактов  с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переводных изданий  видных специалистов в области управления западных стран позволяют более  конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность  производства. Вместе с тем, практика передовых российских компаний показала, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт нельзя копировать механически. Организация  должна сама ощутить потребность  в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто переняли опыт западных конкурентов, но осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи, разработали собственный  оригинальный путь. В мировой практике управления наблюдается сосуществование  различных моделей управления: американской, японской, западноевропейской, в чем  проявляется процесс интернационализации  современного менеджмента. Часто истоки тех или иных новшеств лежат не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой научно- технического прогресса.

Задача российских руководителей  заключается не в механическом перенесении  опыта западного менеджмента, а  в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента  в российских организациях. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям организаций  по сравнению с централизованной как в области экономики, так  и управления, права, психологии, социологии.

В России большинство руководителей  имеет техническое образование, в то время как в развитых странах  руководители проходят специальную  профессиональную подготовку. В настоящее  время возникла тенденция к изменению  положения в подготовке руководящих  кадров - создаются различные курсы, проводятся семинары для руководителей  и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта экономически развитых стран.

Степень разработанности  темы: при написании данной курсовой работы были использованы учебники по менеджменту, управления персоналом и  теории организации отечественных  авторов:

- Кузнецов Ю.В., Подлесных  В.И., Виханский О.С., Наумов А.И., которые анализировали за рубежные модели менеджмента.

- Максимцева М.М. Плахова Л.В Румянцева З.П., Саломатин Н.А., которые рассмотрели состояние и проблемы менеджмента в современной России и использование западного опыта менеджмента в России.

Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно  рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.

Ситуация в стране за последние  годы несколько изменилась в ту сторону, что понятие «менеджмент» стало  более привычным и некоторые  «нововведения» уже не являются столь  новыми. Однако, существенных изменений, исключающих применение данных пособий  при написании работы, не произошло. В процессе написания работы были использованы также специальные  периодические издания («Менеджмент  в России и за рубежом»), кроме того, переводная литература по менеджменту. Переводные издание написаны несколько раньше, чем российские, однако общие положения западного опыта управления с тех пор существенно не менялись, поэтому использование литературы 1990 г. издания вполне оправдано.

Особое внимание было уделено  их теориям и практическим примерам, которые помогли обосновать актуальность темы и определить основную цель и  задачи дипломной работы.

Цель исследования - изучить  возможные пути использования менеджмента  в России на опыте зарубежного  менеджмента.

Задачи исследования:

1. Изучить современные  тенденции развития зарубежного  менеджмента на примере японской  и немецкой модели менеджмента.

2. Рассмотреть возможности  использования механизмов зарубежного  менеджмента в России.

Объект исследования - зарубежный опыт менеджмента.

Предмет исследования - возможные  пути использования механизмов зарубежного  менеджмента в России.

Методологической базой  данной работы стали работы отечественных  и зарубежных ученых по рассматриваемой  теме. А также использовались ресурсы  Интернет. Особое внимание было уделено  их теориям и практическим примерам, которые помогли обосновать актуальность темы и определить основную цель и  задачи курсовой работы.

Новизна работы и ее практическая значимость: Вопросы, связанные с  понятием «менеджмент» представлены в  трудах зарубежных и отечественных  ученых: Р.Манн, Э.Майер, Круглов М.И., Максимцева М.М., Плахова Л.В. и другие определения рассматривались в справочнике Баринова В.А. «Справочник менеджера». А также анализировалась работа Владимировой И.Г., в которой предложила рекомендации по внедрению системы контроллинга на предприятии и по выбору организационной структуры

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: С.Д. Ильенкова, А.К. Семенов, которые рассматривали аспекты западного опыта менеджмента.

В.В. Родченко, А.Э. Саак, А.Д. Чудновский, которые анализировали основные положения системы контроллинга.

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

Краткое обоснование структуры:

1) В первой части изучаются  зарубежные модели управления  менеджмента. А также рассматриваются  отдельные аспекты западного  опыта менеджмента. В частности,  приведены основные системы управления  фирмой. Разобран процесс осуществления  основных управленческих функций  западными фирмами. Особое внимание  уделено функциям планирования  и контроля. Приведены основные  положения системы контроллинга, призвано рационализировать осуществление этих управленческих функций на предприятии. Существенное значение в налаживании эффективной работы предприятия имеет рациональная организационная структура. Наиболее распространенные организационные структуры, применяемые западными корпорациями, также приведены в аналитической части курсовой работы.

2) Во второй части рассматривается  состояние и проблемы менеджмента  в России и использование западного  опыта менеджмента в России.

3) Рекомендательная часть  курсовой работы посвящена собственно  возможностям применения западного  опыта в российской практике. Даны рекомендации по каждому  из пунктов, разобранных в аналитической  части.

 

2. Специфика менеджмента  в России

2.1 Состояние и проблемы  менеджмента в современной России

Прежде чем говорить о  российском менеджменте, следует отметить объективные особенности современного этапа российской экономики. Как  известно, рынок есть результат естественного  отбора наиболее эффективных и действенных  инструментов ведения хозяйства. История  человечества не знает другой экономической  системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим  достижениям и постоянно ориентированной  на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать  искусственно, с помощью насильственного  внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика -- результат длительного исторического процесса.

Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства; изменение  стереотипов сознания и поведения; подготовка кадров новой формации [8].

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности  той или иной страны. Рыночная экономика  в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В  первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой  централизацией экономики, всеохватывающим  планом, практически полным отсутствием  какой-либо самостоятельности у  руководителей предприятий. Высокоэффективным  в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный  рынок.

В менеджменте главной  проблемой является работа с персоналом. Люди -- это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия.

В настоящее время в  России функционируют следующие  предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с  участием либо без участия государства; частные (вновь созданные). Имеются  некоторые особенности в организации  и управлении такими предприятиями.

Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности -- государством.

И, кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку  стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая  организация.

Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий -- это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента.

Менеджеры (руководители) предприятий  несут здесь всю полноту ответственности  за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную  структуру производства, устанавливать  цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать  вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.

Общероссийский рынок  формируется как единое структурное  образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении  социальных, экономических и производственно-технических  задач общества. Составной частью структуры российского рынка  является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал. Для современной  России это принципиально новая  форма создания предприятий. По сравнению  с крупным, как правило, государственным  производством она характеризуется  особыми условиями менеджмента

За годы становления в  современной России накопилось множество  проблем, без решения которых  говорить о дальнейшей интеграции в  мировое сообщество нашего бизнеса  было бы бессмысленным. Рассмотрим некоторые  из них более подробно.

Подготовка менеджеров в  соответствии с мировыми стандартами. Это трудный процесс, во многом осложненный  как нехваткой высококвалифицированных  преподавателей по менеджменту, так  и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.

Понимание сущности менеджмента  российскими руководителями. Руководители, прошедшие старую, советскую, школу  жизни зачастую не видят разницы  между управлением и менеджментом. Называя себя по-новому -- менеджерами, они используют на практике старые методы управления, не имеющие ничего общего с менеджментом. «Менеджмент» определяют только как управление или планирование, или ведение бизнеса. Однако если менеджер не может правильно и полно определить менеджмент, есть опасения, что и в практической деятельности некоторые важные направления будут им упущены [9].

Неспособность принимать  решения. Как показывает анализ опыта  хозяйствования ряда российских предприятий, их руководители и менеджеры не умеют  своевременно принимать правильные решения, что может привести к  печальным последствиям: потере

прибыли, клиентов, банкротству  и даже гибели людей (сотрудников  или посторонних лиц).

Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета  российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые  можно было бы смело делегировать подчиненным.

Низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни профессионалов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы должны были бы руководить.

Информация о работе Специфика менеджмента в России