Специфика менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой заключается в том, что теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании» [1, с.198].

Содержание

1 Состояние и проблемы менеджмента в современной России
2. Проблема выбора модели управления
3. Специфика менеджмента на современном предприятии
4 Рекомендации по использованию элементов западного менеджмента в российских условиях
5. Использование западного опыта менеджмента в России
6. Рекомендации по внедрению системы контроллинга на предприятии и по выбору организационной структуры
7. Совершенствование управления ЗАО ЮУАБ
Заключение
Ссылки на использованную литературу
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 65.10 Кб (Скачать)

Для этого на рассматриваемом  предприятии «ЮУАБ» используется метод  «Штирлица». Суть этого метода: во время  приватного разговора или на совещании  руководитель ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения  предлагает свою идею и немедленно "забывает" ее.

Если начальник, к которому обратился руководитель умен, то он сразу оценит разумность мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Руководитель в свою очередь добивается своей цели.

Свою хозяйственную деятельность ЮУАБ строит на договорных отношениях.

Основным договором как  уже было отмечено, является договор  с Дирекцией областного дорожного  фонда вышестоящей организацией. Наряду с этим заключены договоры с подрядными организациями, выполняющими работы на строительстве мостов, занятыми на земляных работах, а также с  предприятиями выделяющими специальную технику для строительства и содержания дорог. К числу таких предприятий относятся следующие: АО «Спецстроймеханизация», АО «Металлоконструкция», АООТ «Магнитогорская автобаза» и ряд других.

Наряду с основной производственной деятельностью ЮУАБ занимается коммерческой деятельностью, имея в своем составе  два магазина смешанных товаров, столовую, мини-пекарню. Отношения с  предприятиями поставщиками осуществляется на основе договоров о поставках  товаров народного потребления, с помощью протоколов взаимозачетов, бартерных сделок и т.п.

В сфере труда и социальных отношений предприятие руководствуется  коллективным договором, который принимается  ежегодно на конференциях трудового  коллектива.

Наличие коллективного договора позволяет работникам, с учетом экономических  возможностей организации добиться от администрации гарантий стабильности работы, максимально сократить штат работников, обеспечить необходимый  уровень заработной платы и своевременность  ее выплаты, а также реализовать  свое право, предоставленное действующим  законодательством, на самоуправление [9, c. 112].

Все решения, касающиеся условий  труда и заработной платы, в том  числе системы оплаты труда, форм материального поощрения, размера  тарифных ставок (окладов), нормы труда  и т.д. принимаются по согласованию с профсоюзным комитетом. Конкретные системы оплаты туда устанавливаются  по категориям работников, цехам и  подразделениям согласно ТК РФ.

Социальные льготы, гарантии и компенсации работникам устанавливаются  в конкретной сумме, индексируются  в меру роста тарифной ставки, рабочего разряда.

Администрация предприятия  на основе отраслевой программы улучшения  условий труда обеспечивает строгое  соблюдение на каждом рабочем месте  здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает надлежащее санитарно-бытовое  и лечебно-профилактическое обслуживание.

- Фонд охраны труда;

- Оказание материальной  помощи;

- Фонд социальной защиты  малоимущих работников;

- Выплаты дополнительных  пенсий, пособий и другое [10, c.201].

В условиях сложной социально-экономической  обстановки ЮУАБ удается успешно  решать многие проблемы благодаря современному подходу и прогнозированию на перспективу.

Оценку организации менеджмента  проведем на основе анализа внешних  и внутренних факторов (с помощью  PEST-анализа).

PEST-анализ - это фактически анализ внешнего окружения организации [11].

Факторы в PEST-анализе делятся на ко-факторы (побочные) и step-факторы, действующие на все предприятия, фирмы, организации.

Макросреда.

Р: (Политические факторы) Влияет в целом политика государства, в том числе и налоговая.

Е: (Экономические факторы) Экономика страны влияет на покупательную  способность населения. Все в  экономике взаимосвязано - вся промышленность зависит от того, как покупают товары широкого потребления.

S: (Демографический фактор) Демографическая среда представляет большой интерес для занимающимся маркетингом, поскольку рынки состоят из людей. Основными рассматриваемыми моментами являются: рождаемость, смертность, изменение структуры семьи, средний возраст населения, миграция, повышение образовательного уровня, приоритет интересов потребителей и т.д.

Т: (Технологические факторы) Необходимо постоянно отслеживать  научно-технический прогресс.

Природная среда: этот фактор привлекает к себе особое внимание, в связи с тем, что природные  запасы не восполняемы и государство  может ввести жесткие санкции  по использованию недр.

Микросреда - силы, относящиеся  к самой организации и ее возможностям по обслуживанию клиентуры [12].

1 фактор - непосредственно  организация.

Конечная продукция (работы, услуги) являются результатом работы всех подразделений и служб, поэтому  нельзя допускать, чтобы отдельные  подразделения ставили свои цели выше целей организации.

2 фактор - поставщики. Маркетинговые  службы должны тщательно следить  за всеми событиями в среде  поставщиков. Это позволит не  упустить возможности сбыта в  краткосрочных планах и не  подорвет доверие к самой организации  наших клиентов.

3 фактор - маркетинговые  посредники: торговые посредники, транспортные  компании, агентства по оказанию  маркетинговых услуг, кредитно- финансовые  учреждения.

4 фактор - клиентура. Необходимо  тщательно изучать своих клиентов.

5 фактор - конкуренты.

6 фактор - контактные аудитории.  Это любая группа людей, которая  проявляет реальный или потенциальный  интерес к организации или  оказывает влияние на ее способность  достигать поставленных целей.

Ко-факторы - факторы конкурентного окружения. Они включают в себя структуру конкуренции и характеристику рынка [13].

Проанализируем факторы, оказывающие влияние на ЗАО «ЮУАБ», определяющие ее настоящее положение  и дальнейшие перспективы развития.

Внутренний рынок: Потребность  в строительстве новых и реконструкция  уже существующих дорог в городе очень высока.

Потребителями данной продукции  являются жители г. Магнитогорска, все производственные предприятия, чья деятельность связана с автоперевозками (доставка сырья, продукции, транспорт).

Внешний рынок: В современных  условиях в быстроразвивающихся  взаимосвязях между регионами страны возникает необходимость строительства  современных автомагистралей, отвечающим требованиям мирового уровня.

Главная задача PEST-анализа - обеспечить общее представление о положительных или отрицательных для организации тенденциях во внешней среде.

Таким образом, наряду с основной производственной деятельностью ЮУАБ занимается коммерческой деятельностью, имея в своем составе два магазина смешанных товаров, столовую, мини-пекарню. Отношения с предприятиями поставщиками осуществляется на основе договоров  о поставках товаров народного  потребления, с помощью протоколов взаимозачетов, бартерных сделок и  т.п.

 

3. Рекомендации по использованию  элементов западного менеджмента  в российских условиях

3.1 Использование западного  опыта менеджмента в России

В промышленно развитых странах  Запада накоплен огромный опыт инноваций в том числе и в банковском бизнесе, основная часть которого представляет несомненный интерес для российских банкиров и может быть с успехом использован с учетом специфических условий России. В данном разделе рассматривается прежде всего положительный опыт внедрения новейших технических средств и банковских технологий, продвижение на рынке новых банковских продуктов и совершенствования коммуникаций [14, c.112].

Накопленный западными странами опыт весьма важен сегодня и для  России в связи с преобразованием  финансовой системы. Тенденции и  проблемы развития российских коммерческих банков и других финансовых структур аналогичны мировым. Крупные банки -- Инкомбанк, Мосбизнесбанк, Столичный банк сбережений, Кредобанк, Менатеп и другие -- ориентируются на вхождение в международную банковскую систему, повышенное внимание уделяют операциям на валютном рынке, а также крупномасштабному финансированию наиболее прибыльных сфер хозяйства -- торговли, топливно-энергетического комплекса, отчасти^ строительства жилья и офисных помещений. Привлечение, денежных средств населения крупные банки порой сдерживают, вводя повышенный уровень минимального размера депозитного вклада и относительно низкую процентную ставку по нему [15, c.154].

Рынок денежных средств населения  и мелкого кредита активно  осваивается небольшими и вновь  образуемыми банками и финансовыми  компаниями. Распространяется сотрудничество банков, торговых компаний, внедряющих системы кредитных карточек, устанавливаются  банковские автоматы-кассиры, расширяется  практика выдачи ссуд под залог недвижимости, ценных бумаг и т.п. По нашему мнению, учет опыта промышленно развитых стран в области совершенствования  денежно-кредитного регулирования, внедрения  новых банковских технологий представляет для России немалый практический интерес.

Структурная перестройка  экономики на Западе в настоящее  время переходит к стадии реализации преимуществ, полученных в результате создания высокотехнологичных и наукоемких отраслей хозяйства и компьютеризации сферы управления и услуг. Западные банки осваивают растущий рынок, в том числе в развивающихся странах, используя и углубляя опыт автоматизации расчетных операций и новых методов работы, накопленный на предыдущих этапах развития. Это предполагает совершенствование информационных технологий, сложных методов оперативного анализа текущих изменений в национальных экономиках, влияющих на курсы валют и банковские риски, экспертных систем и т.п.

В банковской сфере сохраняются  все тенденции предыдущего этапа  развития, в частности [16]:

- диверсификация системы  финансовых учреждений

- относительное сокращение  доли банков в активах сферы  финансовых услуг;

- ориентация первоклассных  банков на расширение участия  в международном кредитно-валютном рынке;

- сотрудничество банковских  учреждений с торгово-промышленными  компаниями для увеличения доли  рынка

- использование в этих  целях удобной для клиентов  системы электронных платежей  и специальной банковской техники;

- сокращение себестоимости  банковских операций, создание экспертных  систем и интегрированных информационных  баз для выработки стратегии  развития банка и оперативного  управления кредитными и валютными  операциями.

В настоящее время российские банки активно интегрируются  в международную финансовую систему, развиваются в русле мировых  тенденций. Вместе с тем, их развитие имеет определенные особенности, которые  нельзя не учитывать при использовании  средств электронных платежей. Стратегия  российских банков пока заключается  в расширении доли рынка и приобретении за счет этого ресурсов, достаточных  для конкуренции с зарубежными  банками или, по меньшей мере, для  обеспечения растущих резервных  и уставных требований. Если большинство  западных банков систематизируют, оценивают  и минимизируют риски на основе точного  количественного анализа и экспертных оценок, то, как правило, этим пока пренебрегают в России. Западные банки обычно уменьшают риски, распределяя кредитные ресурсы между разными заемщиками. Системы учета и оценки финансовых результатов и некоторые другие банковские стандарты России пока отличаются от международных. Это серьезно затрудняет процесс интеграции, поскольку трудно использовать программное обеспечение и общепринятые экономические методики, применяемые привлекаемыми иностранными инвесторами. Сложность адаптации западных программных продуктов заставляет разрабатывать собственные средства, что оказывается не всегда эффективным [17, c.124].

Российские банки испытывают нехватку специалистов, способных работать в современном кредитном учреждении, и проблема эта обостряется к  концу века. Положение еще более  осложнится, когда будут сняты  ограничения на деятельность в стране иностранных банков. Очень велик  дефицит специалистов, способных  работать с новыми банковскими технологиями и проводить операции на международном  кредитно-валютном рынке.

Российская экономическая  среда в целом не благоприятна для проведения мероприятий по автоматизации  банков. У России преобладают небольшие банки с ограниченным уставным капиталом, основная стратегия которых состоит в расширен ни доли на рынке за счет рискованных операций. Эти банки имеют ограниченные функции, управляются 5-10 ведущими специалистами, у них нет подразделений, занимающихся анализом рисков, внутренним аудитом, управлением активами и пассивами, стратегическим планированием и анализом. Происходит концентрация капитала лишь у ограниченного числа банков, большая часть которых расположена в Москве и Санкт-Петербурге. Эти банки определяют процесс автоматизации банковского бизнеса, а также интеграции России в международный финансовый рынок.

Тем не менее, автоматизация  в российских банках идет достаточно высокими темпами. Повторяется дорожка  шагов, которой прошли западные банки: автоматизация отдельных рабочих  мест-- создание локальных комплексов-- формирование программно-аппаратных комплексов, охватывающих все подразделения банка, его клиентов и взаимодействующих с локальными и глобальными информационными и телекоммуникационными сетями. Ускоренно формируется банковская система, интегрированная на основе современных средств электронных платежей и телекоммуникационной связи. Огромное значение для российских коммерческих банков имеет творческое использование западного опыта в сфере постоянного и последовательного увеличения предоставляемых клиентуре банковских услуг. По имеющимся данным мировая практика располагает на сегодня около 300 различными видами банковских услуг, из которых в России применяется не более 70. Резервы в этой сфере, следовательно весьма велики.

XX век -- это век новых банковских услуг, финансовых новшеств и экспериментов. Влияние сильно возросшей конкуренции между банками и небанковскими сервисными фирмами, а также появление все новых трудностей на пути получения банковской прибыли вызвали резкое возрастание количества новых и различных вариаций традиционных банковских услуг [18]. Среди наиболее известных банковских услуг, помимо традиционного предоставления займов и вкладов, -- трастовые услуги частным лицам и бизнесменам, андеррайтинг ценных бумаг, услуги по управлению денежной наличностью, дисконтные брокерские услуги по операциям с ценными бумагами, продажа страховых полисов, посредничество в операциях с недвижимостью и широкий диапазон международных финансовых операций.

Информация о работе Специфика менеджмента в России