Специфика корпоративной культуры в информационном пространстве сети Интернет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 07:31, дипломная работа

Описание работы

Корпоративная культура не всегда рассматривалась как сфера, заслуживающая внимания. Ее актуальность возросла вследствие глобальных изменений в мировой экономике: когда сбыт продукции стал сложнее производства, а появление новых групп управленческих практик начало опережать теорию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Корпоративная культура как основа индивидуальности компании в сети Интернет
§1. Понятие корпоративной культуры, ее составляющие. Трансляция корпоративной культуры во внешний мир
§2. Представленность компании в информационном пространстве
§3. Отражение элементов корпоративной культуры на сайте компании
ГЛАВА II. Анализ процесса создания сайта компании ООО «НБС»
§1. Присутствие компании в сети Интернет. Преимущества и недостатки
§2. Организация работ по созданию корпоративного сайта компании НБС в сети Интернет
§3. Рекомендации по развитию сайта и демонстрации элементов корпоративной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

корпкульт.doc

— 922.50 Кб (Скачать)

     Предмет исследования – способы демонстрации корпоративной культуры на корпоративном web-сайте.

     Объект  исследования – корпоративный сайт компании ООО «НБС».

     Новизна исследования

     В последние годы наблюдается волна  научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры. Вопрос корпоративной культуры неоднократно освещался в различных источниках:  учебной литературе, научных и практических семинарах. Обращение к этому явлению означает стремление руководителей предприятий использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создать эффективное производство, повысить производительность труда и гармонизировать социально-трудовые отношения.  Однако следует заметить, что данная тема рассматривалась только с точки зрения методологического обоснования понятия «корпоративная культура» и ее влияния на эффективность и конкурентоспособность организации в условиях  рыночной экономики.

     Настоящее исследование рассматривает феномен  корпоративной культуры в специфическом пространстве сети Интернет и предполагает определение особенностей корпоративного сайта организации как инструмента проецирования корпоративной культуры во внешнюю среду.  Подобного рода исследования проводились лишь в отношении выявления связи между корпоративным сайтом и успешностью предприятия.

     Теоретическая и практическая значимость полученных результатов

     Результаты  данного исследования могут применяться  для изучения понятия корпоративной  культуры организации как в научной, теоретической сфере, так и при создании корпоративных web-сайтов. Теоретическая ценность настоящего исследования заключается в полном охвате всего учебного материала, касающегося подходов к корпоративной культуре и ее роли в эффективности организации.

     В практической части дипломного проекта будет представлен процесс создания сайта коммерческой фирмы и проанализирована связь данного процесса с внутрикорпоративной культурой компании.

     Гипотеза 

     Корпоративный web-сайт компании – способ демонстрации корпоративной культуры компании и источник анализа корпоративных ценностей. 

 

     

     Глава I. Корпоративная культура как основа индивидуальности компании в сети Интернет

     §1. Понятие корпоративной культуры, ее составляющие. Трансляция корпоративной культуры во внешний мир

 

     Существует  много определений понятия «культура». Если определить культуру как способ, которым люди решают проблемы, то в культуре можно выделить несколько уровней: национальная культура – высший уровень; способ реализации соответствующих оценок и восприятий в конкретной организации - это корпоративная культура. Функциональные специалисты могут обладать, кроме того, и профессиональной культурой и этикой.

     Данный  подход рассматривает культуру как  общий способ мышления и действия всей группы, состоящей из носителей одной культуры. В этом ракурсе культура выступает как направляющее наших действий. Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно лишь с оглядкой на это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна (внешняя культура). И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям. В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой или организационной культуры.

     Дать четкое и  однозначное определение понятию  «корпоративная (организационная) культура» очень непросто. Большинство исследователей культуры в организациях сходится во мнении,  что это – сложная композиция, состоящая из корпоративной философии, идеологических предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых в коллективе ценностей, норм и правил, и описывают ее в достаточно сложных терминах.

     В литературе понятие "корпоративная культура" употребляется наряду с понятиями "организационная культура", "управленческая культура", "производственная культура", "культура трудовых отношений", "деловая культура".

     Наибольшую  сложность представляет разделение понятий "корпоративная культура" и "организационная культура" как наиболее часто "взаимозаменяемых". В большинстве работ отечественных авторов четко эти понятия не разводятся (можно встретить работы, в которых они оба используются одновременно), хотя попытки сделать это предпринимаются.

     Анализ  литературы позволил выделить четыре точки зрения:

     1. Корпоративная культура  тождественна организационной  культуре.

     Это положение можно проиллюстрировать  тем, что организационная культура определяется при помощи тех же терминов, что и корпоративная, а именно: философия и идеология организации, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, важные предположения, принимаемые и разделяемые всеми членами коллектива.

     2. Корпоративная культура - часть организационной культуры;

     3. Корпоративная культура - это культура больших объединений с определенной формой экономической и юридической структуры (корпораций);

     4. Корпоративная   и организационная  культуры - самостоятельные  феномены. Это точка зрения Тощенко Ж.Т., Могутновой Н.Н., авторов работы «Новый взгляд на понятие "корпоративная культура"», согласно которой два этих феномена - разные явления, имеющие пересечение в своих элементах. Такими общими элементами являются артефакты, миссия организации и условия труда. Однако есть аспекты, различающие эти два типа культур. В организационную культуру входит сама структура организации, она носит открыто императивный характер, выражающийся в документах, приказах, руководствах; в то время как главным аспектом культуры корпоративной, по мнению авторов, являются ценности, приобщение к которым не может происходить столь прямо просто в силу специфики этого явления.

     Таким образом, подходы к изучению корпоративной  культуры достаточно различаются. Гораздо  более доступны для описания структура и составляющие элементы корпоративной культуры.

     Итак, корпоративная культура являет собой  определенную структуру, состоящую  из предположений, ценностей, верований, которые помогают организации справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции.

     Наиболее  распространенной и общепринятой моделью  корпоративной культуры является концепция, разработанная исследователем из США Эдгаром Шейном в 1985 году. В его понимании, корпоративная культура состоит из нескольких слоев, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. 

     Рис. 1. Содержание организационной культуры по Э. Шейну 

 

     

     Другая  модель принадлежит Г. Хофстеду, который представил ее в виде так называемой «луковицы», каждый слой которой отражает степень познаваемости определенного уровня культуры. 

     

     Рис. 2. Проявления разных уровней организационной культуры по Г. Хофстеду 

     Символы  - невербальные и вербальные символы, картины и объекты, которые принимаются и осознаются только носителями определенной культуры.

     Например, для компании НБС, это – колье  Элиши Катберт (наша гордость), журнал «Дорогое удовольствие» - как пример глянцевых журналов. Это самый непрочный и нестабильный уровень культуры, поскольку он находится в постоянном развитии: старое сменяется новым, а сама культура находится в тесном ассимиляционном воздействии с культурами других организаций.

     Герои – люди, персонажи (живые или уже умершие, реальные или вымышленные), которые служат моделью для поведения в данной культуре: являются носителями тех качеств, которые являются ценными и поощряются.

     Например, в компании НБС дизайнер Татьяна – носитель культуры творчества, изобретательности и профессионализма исполнения.

     Ритуалы – коллективные действия, технологически несущественные, но имеющие социально важный смысл для членов организации (различные церемонии – как социальные, так и религиозные). В компании НБС это – коллективное обсуждения всех мелочей и проблем, ничто не остается без внимания.

     Данная  группа – символы, герои, и ритуалы  – именуется «внешними культурными  проявлениями», поскольку они доступны для созерцания постороннему наблюдателю, не являющемуся носителем данной культуры. Тем не менее, сторонние наблюдатели будут интерпретировать их через собственную призму восприятия, поскольку между наблюдаемой культурой и культурой их собственной организации существуют коренные отличия, которые постороннему  недоступны для интерпретации. Это ценности, которые формируют суть культуры. По мнению разработчика модели, Г. Хофстеда, ценностями является предпочтение одного положения над другим. Ценности ориентируют человека о том, какое поведение допустимо, а какое – нет. Например, ценность в компании НБС – мы предпочитаем долго думать над проектом, разрабатывать не спеша, вдуманно, не упуская ни одну мелочь. Ценности часто проявляются в ритуалах (см. пример выше).

     Корпоративная культура сегодня. Инновации и традиции в корпоративной культуре перспективных российских предприятий.

     На  данный момент в области изучения культуры организаций и предприятий  сформировалось два подхода к  пониманию предмета.

     Первая  группа концепций считает, что культура – один из атрибутов предприятия, предполагающий возможность формирования и управления. Рассмотрение культуры в качестве ресурса присуще современной теории менеджмента. Этот подход называют рациональным или прагматическим, поскольку культура рассматривается как результат осознанной и целенаправленной деятельности лидеров организации. Именно в этом контексте понятия организационной культуры и корпоративной культуры становятся синонимами, употребляются такие значения, как «сильная – слабая культура», «эффективная – не эффективная культура». Корпоративная культура предполагает монолитность, иначе ее формирование теряет всякий смысл, с корпоративной культурой соотносится понятие «идеология». С одной стороны, «сильная культура», даже если ее существование не является результатом осознанного воздействия, выполняет интегрирующую функцию, объединяя коллектив и мобилизуя его на достижение стоящих перед предприятием целей. А с другой стороны, в «руках» управляющих идея культуры превращается в мощный идеологический инструмент. Применительно к демонстрации культуры посредством корпоративного сайта в данном подходе целесообразно создание одной ярко выраженной страницы сайта, на которой сконцентрированы все элементы корпоративной культуры – для эффективного управления организацией.

     Вторая  группа концепций под организационной  культурой понимает саму суть организации, ее реальность, совокупность правил, ценностей, смыслов, которые рождены самой трудовой практикой. В этом случае культура – естественное развитие природы отношений в рамках конкретной группы людей по поводу конкретной деятельности. Данный подход отрицает требование целостности и единства явления. Этот взгляд на культуру предприятия базируется на идеях культурной антропологии и феноменологии.

     На большинстве предприятий процесс формирования корпоративной культуры не артикулирован и не формализован, корпоративность создается ежедневными практиками управления и символическими обозначениями происходящего. Соответственно этому подходу корпоративный сайт должен быть «пронизан» элементами культуры предприятия на каждой странице.

     Классическое  представление о корпоративной  культуре состоит в том, что это  менеджерский инструмент улучшения  экономических показателей и  социализации членов организации к управленческим ценностям. Второе направление воспринимает корпоративную культуру как идеологический инструмент социализации коллектива к ценностям предприятия. Но к каким ценностям? Что сегодня менеджмент рассматривает в качестве актуальных ценностей, адекватным рыночным условиям? Что сегодня выступает объединяющей идеей?

Информация о работе Специфика корпоративной культуры в информационном пространстве сети Интернет