Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:21, курсовая работа
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента…………...5
1.1 Школы управления……………………………………………………………6
1.2 Менеджмент на современном этапе…………………………………………9
1.3 Роль менеджера в процессе управления……………………………………12
Глава 2 Креативное образование менеджера…………………………………..21
2.1 Сущность и содержание креативного образования……………………….22
2.2 Особенности креативного образования……………………………………23
2.3 Ориентация технологии образования на развитие творческого потенциала менеджера………………………………………………………………………...25
Глава 3 Характеристика современного менеджера……………………………29
Список использованных источников…………………………………………...37
Интересным фактом стало включение характеристики «приятная внешность», которая чаще всего встречается в вакансиях, выставляемых на рынке труда в области управления персоналом. В структуре составленного опроса мы сознательно избегали формулировки «компетенции» и использовали термин «характеристики», таким образом, обобщая в единый перечень разнообразные качественные параметры менеджера по персоналу. В связи с этим, «приятная внешность» выступает как одна из многих характеристик, которыми должен обладать не только менеджер по персоналу, но иные категории работников. Однако в современных условиях развития рынка труда «приятная внешность» становиться не простой характеристикой, наличие которой желательно каждому работодателю, а компетенцией, которой должен обладать каждый соискатель. В данном случае речь идет не о природной данности человеку в его внешности, а о способности, знании и умении себя преподнести, презентовать. Данные знания и умения проявляются, прежде всего, в гигиене, ухоженности, умении выбирать одежду в соответствии с ситуацией, сюда же можно отнести стиль, речевые навыки и тому подобное. Однако по мнению респондентов, участвующих в опросе, приятная внешность имеет не большое влияние на эффективность деятельности: 85% опрошенных присвоили этой характеристике ранг от 21 до 30.
Также можно отметить, что теоретические разработки в области характеристик менеджера по персоналу, которыми он должен обладать для эффективной реализации деятельности во многом подтвердились мнением респондентов. Так, например, в некоторых вакансиях работодатели указывают требование «опыт работы в соответствующем секторе бизнеса», т.е. менеджер по персоналу должен владеть знаниями рынка тех услуг, которые оказывает принимающая его на работу организация, специфики деятельности и особенностей бизнеса в соответствующей области. Это мнение подтверждается во многих теоретических разработках. В ходе опроса респонденты также показали, что знания в области соответствующего сектора бизнеса, который ведет организация во многом влияет на эффективность деятельности: 60 % респондентов присвоили ранг от 1 до 15.
Одним
из наиболее актуальных вопросов, возникающих
сегодня среди обсуждаемых
При
этом в отличие от теоретических
разработок среди требований к соискателям
на должность «менеджер по персоналу»,
как правило, не содержится ряд характеристик,
которыми должен обладать менеджер по
управлению персоналом как руководитель.
Так, П.В. Журавлев включает следующие
важные требования к квалификации менеджеров
по персоналу:
– глубокие знания бизнеса (продукта,
технологии, рынков сбыта,
конкурентов, организационной структуры);
– способность
применять новейшие методы и инструменты
управления персоналом наряду с традиционными,
а также умение проектировать организацию
и поддерживать эффективные взаимосвязи,
деловое общение;
– способность к управлению изменениями
посредством воздействия на людей, внедрение
инноваций, организационного развития.
Ученый
и практик С.В. Шекшня выделяет следующие
качества менеджера по персоналу, играющие
ключевую роль в современных условиях:
– знание бизнеса. Эти знания позволяют
менеджерам по персоналу хорошо понимать
стоящие перед организацией цели, разрабатывать
в соответствии с этим системы управления
персоналом и оценивать их эффективность;
– профессиональные знания и навыки в
области управления персоналом. В данном
случае основными элементами профессиональных
знаний являются составляющие системы
управления персоналом;
– лидерство и управление переменами.
Для этого
менеджеру по персоналу нужны
профессиональные знания в области
планирования, приятия решений, эффективной
коммуникации, создания рабочих групп,
мотивации сотрудников, разрешения
конфликтов;
– способность к обучению и развитию.
Управлять процессом постоянного обновления
профессиональных знаний персонала всей
организации могут только люди, сами овладевшие
этим искусством. Можно отметить, что приводимый
автором перечень характеристик менеджера
по персоналу во многом совпадает с тем,
что предлагает П.В. Журавлев. Так, например,
знания в области бизнеса, который ведет
организация, знания в области управления
персоналом и управление изменениями
является неотъемлемыми для менеджера
по персоналу и повторяются в приводимых
авторами перечнях характеристик.
В свою очередь можно привести группу качеств, которыми должен обладать менеджер по персоналу, предлагаемую Ю.Г. Одеговым:
во – первых, он должен быть организатором коллективной трудовой деятельности людей по выполнению поручений работы путем создания необходимых для этого организационных условий;
во –
вторых, он должен быть одновременно психологом
и социологом с тем, чтобы во взаимоотношениях
с персоналом учитывать индивидуальные
особенности и возможности
в – третьих, он должен быть экономистом, анализирующим, прогнозирующим и учитывающим затраты и достигнутые результаты для выбора решений как текущего, так и долгосрочного характера. В отличие от приведенных выше перечней, сформулированных в виде знаний и способностей, в данном случае, автор перечисляет характеристики, сформулированные в виде профессиональных навыков, которыми должен обладать менеджер по персоналу. Например, автор указывает на обладание навыками организатора, психолога, социолога и экономиста.
Среди характеристик менеджера по персоналу, некоторые авторы приводят управленческие качества. Например, по мнению В.С. Березняковского к основным управленческим качествам менеджера по персоналу относятся: профессиональная компетентность, способности к получению новых знаний, требовательность к себе и другим, готовность к оправданному риску, лидерские качества, трудолюбие, организационные способности, ответственность и добросовестность, настойчивость в достижении цели, преданность корпоративным принципам, соблюдение требований устава, мыслительные способности, способность к принятию решений, результативность и качество труда, демократический стиль руководства, способность в риторике и письме, самостоятельность, общительность и тактичность, гибкость и новаторство, уровень знаний, работоспособность, принципиальность, инициативность, забота о подчиненных, объем специальных знаний.
Можно отметить, что в приводимых перечнях характеристик, которыми должен обладать менеджер по персоналу, авторы выделяют требования к знаниям навыкам и личным качествам не связывая их друг с другом. Однако для того, чтобы овладеть приведенными навыками, необходимо наличие определенных личных качеств. Например: для организации коллективной трудовой деятельности менеджеру по персоналу необходимо обладать лидерскими качествами, требовательностью к себе и другим, трудолюбием и другими качествами. Следовательно, при оценке менеджера по персоналу по характеристикам, необходимо учитывать взаимосвязь между применяемыми знаниями и навыками с требуемыми при этом личными качествами.
Подводя
итоги проведенного исследования можно
отметить низкую репрезентативность результатов.
Не смотря на то, что в опросе участвовали
разные категории работников в области
управления персоналом, среди которых
были представители консалтинговой компании,
кадрового агентства, авиакомпании и магистратуры
МГУ (наименование которых по условиям
соглашения не указывается), полученные
данные не достаточны для утверждения
общей тенденции в области факторов, влияющих
на эффективность деятельности менеджера
по персоналу. Скорее, результаты исследования
можно использовать как материал для изучения
потребности рынка вакансий в области
управления персоналом, на предмет того,
какими характеристиками должен обладать
менеджер по персоналу для успешной реализации
стоящих перед ним задач.
Список использованных источников
1. Букович, У., Уильямс, Р. Управление знаниями: руководство к действию/У. Букович, Р. Уильямс. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Дафт, Р.Л. Теория организации/Р.Л Дафт. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
3. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента/Э.М. Коротков. – М.: ДеКА, 2004.
4. Крейнер, С. Ключевые идеи менеджмента (пер. с англ.)/С. Крейнер. – М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Чернышев, В.Н., Двинин, А.П. Человек и персонал в управлении/В.Н. Чернышев, А.П. Двинин. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997.
6. Характеристика современного менеджера
http://hr-performance.ru/
manager-descriptions.html
(дата обращения 7.12.2010)
Информация о работе Современный менеджер и его креативное образование