Современный менеджер и его креативное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента…………...5
1.1 Школы управления……………………………………………………………6
1.2 Менеджмент на современном этапе…………………………………………9
1.3 Роль менеджера в процессе управления……………………………………12
Глава 2 Креативное образование менеджера…………………………………..21
2.1 Сущность и содержание креативного образования……………………….22
2.2 Особенности креативного образования……………………………………23
2.3 Ориентация технологии образования на развитие творческого потенциала менеджера………………………………………………………………………...25
Глава 3 Характеристика современного менеджера……………………………29
Список использованных источников…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая ТУ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Влияние науки управления или количественного  подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческого направления, отчасти потому, что гораздо большее  число руководителей ежедневно  сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше

     Школ  бизнеса предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

     1.2 Менеджмент на современном этапе

     Характерным для менеджмента наших дней является следующее.

Отказ от рационализма классических школ менеджмента. Стало очевидным, что успех любой  компании определяется прежде всего  отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций.

     Использование в управлении теории систем, существенно  облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие – возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).

     Внутренняя  среда предприятия формируется  под воздействием явлений, оказывающих  непосредственное влияние на процесс  производства продукции (услуг). Структура  предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия – все эти факторы имеют место в границах предприятия.

     Применение  ситуационного подхода к управлению, в основе которого лежит посылка, что организация предприятия  является ответом на самые различные воздействия извне. Все решают конкретные особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени. Поэтому очень важно вычленить те возможности и приемы, применение которых способно активно содействовать достижению цели.

     Признание социальной ответственности менеджмента  как перед обществом в целом, так и перед работниками организации. В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам, как  организационная культура (наличие  у работающих общих целей, их непосредственное участие в достижении этих целей, заинтересованность в общих конечных результатах организации), демократизация управления, участие работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс.

     В этом плане характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:

1. наиболее  талантливые, одаренные люди стремятся  работать в той фирме, которая  содействует персональному росту;

2. работники  хотят участвовать в капитале  своей компании, и все чаще  им предоставляют такую возможность;

3. прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;

4. менеджер  в определенной мере становится  не просто начальником, а учителем, наставником;

5. стиль  управления приобретает все более  демократичный характер.

     В последние годы XX столетия (эта тенденция обязательно сохранится и в последующем) все большее внимание обращается на человеческий аспект управления. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в наибольшей эффективности своего труда и общей прибыльности фирмы. Менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы побуждать людей к результативным совместным действиям. Формирование единой команды, где каждый четко знает свое место, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, – одна из задач менеджера. Менеджеры опираются ныне и на общую культуру, и на культуру общения в частности, активно формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента.

Основные  принципы управления в XXI столетии можно сформулировать так:

1. ответственность  как обязательная предпосылка  успешного менеджмента;

2. повышение  качества коммуникаций, пронизывающих  организацию во всех направлениях;

3. внедрение  долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы; предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием;

4. формирование  такого психологического климата,  такой атмосферы в организации,  которая помогает раскрытию способностей работающих, обеспечивает их удовлетворенность своей работой;

5. способность  менеджеров результативно сотрудничать  со всеми, с кем они сталкиваются  в своей работе: покупателями, поставщиками, смежниками и т.д.;

6. этические  основы как база бизнеса; лояльность, честность, справедливость и доверие к людям;

7. всемерная  опора на такие ключевые факторы  менеджмента, как качество, сервис, нововведения, контроль за ресурсами,  производственным процессом;

8. быстрая  и адекватная реакция на все  изменения окружающей среды;

9. четкое  представление о том, какой  должна быть фирма сегодня,  завтра в будущем.

     Систему взглядов на управление, сложившуюся  к началу XXI века, иногда называют "тихой  управленческой революцией". Основные ее положения могут применяться  без ломки или разрушения сложившихся структур, систем и методов менеджмента, эволюционно дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Это относится, в частности, к предвидению изменений и управлению на основе гибких решений, что позволяет реагировать на превратности будущего развития.

Менеджмент  все чаще обращается к методам  стратегического планирования и  управления, поскольку резкие изменения  внешней среды, особенно в технологиях, в конкуренции на рынках, являются реальностью современной экономической жизни, побуждают к разработке новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, где предпочтение отдается децентрализации. Контроль за выполнением принятых решений становится последовательнее, маневр в распределении ресурсов ценится выше.

    1. Роль менеджера в процессе управления

Суть  управленческой деятельности. Исследования показывают, что управленческая работа по сути своей очень отличается от неуправленческой. И действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего эвена, отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»: «Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее характерным будет для него кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности».

Роли руководителя. Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы - роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». 
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятых вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

     Роли, связанные с принятием решений. Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

     Информационные  роли. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов , политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

     Межличностные роли. Менеджер – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.

     Чтобы успешно выполнять перечисленные  роли, менеджеры должны иметь специальные  знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

Умение  обосновывать и принимать решения  в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

Информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

     Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; Умение использовать современную информационную

технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая  группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять  самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят: высокое чувство долга и преданность делу; 
честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение четко выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

Информация о работе Современный менеджер и его креативное образование