Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:21, курсовая работа
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента…………...5
1.1 Школы управления……………………………………………………………6
1.2 Менеджмент на современном этапе…………………………………………9
1.3 Роль менеджера в процессе управления……………………………………12
Глава 2 Креативное образование менеджера…………………………………..21
2.1 Сущность и содержание креативного образования……………………….22
2.2 Особенности креативного образования……………………………………23
2.3 Ориентация технологии образования на развитие творческого потенциала менеджера………………………………………………………………………...25
Глава 3 Характеристика современного менеджера……………………………29
Список использованных источников…………………………………………...37
Сегодня учебный план образовательного процесса строится все еще примитивно. Что является главными исходными принципами построения учебного плана? Чаще всего это просто априорный перечень дисциплин, произвольное, субъективное установление их объемов, и случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, неделям, месяцам и пр.)
Существует в нашей практике понятие "образовательная программа", но им оперируют иногда как синонимом понятия "учебный план". Иногда хоть и видят компоненты образовательной программы (цель образовательного процесса, педагогический потенциал, методическое обеспечение, технологические возможности, знания и навыки), но рассматривают их как независимые или суммативно дополняющие друг друга.
Системологическое построение образовательного процесса предусматривает и требует согласования и гармоничного сочетания всех элементов образовательной программы. Основой подобного сочетания является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний. Такая потребность возникает при соединении различных дисциплин определенным образом. Композиция знаний рождает и стимулирует творчество. Это не трудно доказать практически, труднее это реализовывать в нашей сегодняшней действительности.
Существует и такое еще мнение, что проблема композиции несущественна. Главное побольше дать специальных знаний, конкретики, прагматики, знаний сиюминутного эффекта. Мало кто сейчас обращает внимание на конфигурацию знаний, их взаимодействие, технологию освоения. А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.
Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые варианты программы МВА. Она возникла не как жесткая программа, включающая в себя установленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки современного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин. Но при этом её ориентировали не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на развитие способностей в предпринимательской деятельности и искусство менеджмента. Аналогичную направленность имеют и методики представления знаний и их освоения в рамках данной программы.
Но не всегда программы МВА являются именно такими. Во многих своих модификациях, особенно в современной практике нашей страны, они не являются эталоном образовательной программы ориентированной на развитие творчества, на креативный менеджмент.
2.3
Ориентация технологии
Технология образовательного процесса, в полном комплексе ее характеристик, оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей менеджера. Она определяет возникновение в сознании человека Определенных связей и взаимодействий знаний, их ранжирования относительно установок профессиональной деятельности, их практической значимости в конкретных ситуациях. Можно, например, провести простой практический эксперимент. Взять две группы с одинаковым потенциалом знаний, опытом практической деятельности (если это второе или Дополнительное образование), идентичными личностными характеристиками. Далее этим группам давать знания в различной последовательности. Потом при помощи тестирования оценить всю совокупность изменений, которые произошли при получении одинакового объема знаний, одними и теми же преподавателями, но по разным технологическим схемам. Результаты будут существенно отличаться.
Вспомним, сколько различных подходов предлагалось в прошлом по технологическим схемам образовательного процесса. Это и непрерывная (растянутая) математическая или гуманитарная подготовка, и последовательная в другом варианте, был опыт начинать учебный процесс специальной подготовкой прямо с первых курсов, введение в специальность, далее весь срок обучения специальные дисциплины и они являются главным стержнем образовательного процесса, все гуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины рассматривались как сопутствующие и дополняющие. Были предложения минимизации лекционных занятий в общем объеме дисциплин, индивидуализации образовательного процесса посредством усиления и расширения самостоятельной работы. Все это технологические характеристики, изучение которых в отдельности не дает эффекта, если не связано с вполне определенной, контролируемой целью и не рассчитано по конкретным ее критериям.
Известно так же, что существует множество разнообразных методов получения знаний. Эффективность этих методов относительно творческих способностей человека различна. Одни методы ориентируют его на механическое и количественное накопление знаний, другие на творческое оперирование ими в решении практических проблем, развитии самостоятельного мышления. Здесь может быть самым главным является не изучение операций профессиональной деятельности, а изучение себя в совокупности операций профессиональной деятельности. В соответствии с этим особое значение приобретает разнообразие методических приемов, используемых в образовательном процессе. Их комплекс позволяет студенту или слушателю искать индивидуальные комбинации и дает ощутимый эффект в области креативного менеджмента.
Методическое обеспечение образовательного процесса сегодня строится главным образом на учебниках и учебных пособиях. Но представление о том, каким должен быть учебник явно устаревшее. Сегодня уже очень много выпущено учебников по менеджменту. Они различны по структуре, акцентированию материала, стилю изложения, объемам, но совершенно одинаковы по характеристикам креативного потенциала, иначе говоря не дают возможности творческого осмысления знаний, погружения в проблематику. Они не имеют компьютерных программ, которые сопровождая учебник, способны усилить восприятие концепции, представить ее в ином технологическом ключе, "проиграть знания", сделать самооценку и самоанализ понимания материала.
Современная компьютерная техника должна работать на креативное образование.
Сегодня в нашем образовании и, особенно, в бизнес-образовании, подготовке менеджеров большое распространение получило обучение по кейсам. Это безусловно хорошая тенденция, которая соответствует целям креативного образования. Кейсы учат мыслить самостоятельно и творчески, приближают обучение к конкретным практическим ситуациям, способствуют овладению инструментарием практического анализа. Но при этом следует помнить, что сведение всего образовательного процесса к кейсам, а именно такие тенденции могут возникнуть, может быть не менее опасно с точки зрения эффективности образования, как и сведение всего образовательного процесса к монологовым лекциям преподавателя.
Творческий
потенциал формируется на основе
разнообразия, выбора, оценки альтернатив,
осознания цели. Все это необходимо предусматривать
в технологии образования.
Глава
3 Характеристика современного менеджера
Для выявления характеристик, которые следует использовать в оценке эффективности деятельности менеджера по персоналу, было проведено эмпирическое исследование. На основе обобщенных авторских разработок, результатов вторичных исследований и проведенных исследований рынка вакансий в области управления персоналом, выставляемых в поисковых сетях за период июнь - сентябрь 2009, был составлен перечень наиболее часто встречающихся характеристик менеджера по персоналу, требуемых для эффективной реализации его деятельности:
Характеристики менеджеров по персоналу:
2. Знание трудового законодательства
3. Организаторские способности
4. Навыки разработки политик по управлению персоналом
5. Опыт работы в соответствующем секторе бизнеса обязателен
6. Навыки подбора персонала
7. Умение самостоятельно принимать решения
8. Энергичность
9. Ответственность
10. Умение работать с большим объемом информации
11. Навыки работы с ПК/знание спецпрограмм
12. Навыки ведения кадрового делопроизводство
13. Умение внедрять мотивационные схемы
14. Коммуникабельность
15. Креативность
16. Стрессоустойчивость
17. Нацеленность на результат
18. Внимательность
19. Умения разрабатывать систему оценки
20. Опыт организации обучения
21. Навыки адаптации персонала
22. Опыт развития корпоративной культуры
23. Работа в команде
24. Исполнительность
25. Психологическое образование
26. Терпеливость усидчивость
27. Доброжелательность
28. Экономическое образование
29. Знание английского языка
30. Открытость
31. Приятная внешность
32. Навыки самопрезентации
33. Навыки бюджетирования
34. Умение разрешать конфликтные ситуации
35. Знание основ маркетинговых исследований рынка
36. Навыки расчета заработной платы
37. Умение анализировать психологический климат
38. Навыки оптимизации организационной структуры
39. Знание социальных программ
40. Переключаемость
Данный перечень стал основой для опроса, проведенного с целью выявления наиболее значимых характеристик менеджера по персоналу, влияющих на эффективность его деятельности. Из общего перечня характеристик менеджера по персоналу были выделены наиболее часто повторяющиеся характеристики в требованиях к соискателям на должность «менеджер по персоналу» и в результатах вторичных исследований и включены в опрос. Использование приведенного перечня характеристик менеджера по персоналу в опросе оправдано содержанием требований работодателей на рынке вакансий и наличием данных характеристик в авторских разработках и результатах вторичных исследований.
В опросе использовалось анкетирование с методом ранжирования. Индивидуализированный, полузакрытый опрос, проводился на раздаточных листах. С учетом особенностей опрашиваемых респондентов и специфики ситуации, применение случайной выборки участников было наиболее обоснованной. Генеральная совокупность: сотрудники отделов (департаментов) по управлению персоналом, различного уровня и объема выполняемых функциональных задач в компаниях.
Проведенное
исследование основывалось на следующей
гипотезе: «На эффективность деятельности
менеджера по персоналу, в наибольшей
степени влияет наличие высшего
образования в области
Проведенное исследование подтвердило гипотезу, так как 75% из опрошенных респондентов присвоили характеристике «Образование в области управления персоналом» значение от 1 до 15. Однако нужно отметить, что некоторым характеристикам была присвоена более высокое значение, например: знание трудового законодательства, умение разрабатывать политику управления персоналом, навыки ведения кадрового делопроизводства. Так как данные навыки и умения могут быть обретены в ходе получения высшего образования в области управления персоналом, то их можно отнести к подтверждению полученного результата.
Информация о работе Современный менеджер и его креативное образование