Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:21, курсовая работа
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента…………...5
1.1 Школы управления……………………………………………………………6
1.2 Менеджмент на современном этапе…………………………………………9
1.3 Роль менеджера в процессе управления……………………………………12
Глава 2 Креативное образование менеджера…………………………………..21
2.1 Сущность и содержание креативного образования……………………….22
2.2 Особенности креативного образования……………………………………23
2.3 Ориентация технологии образования на развитие творческого потенциала менеджера………………………………………………………………………...25
Глава 3 Характеристика современного менеджера……………………………29
Список использованных источников…………………………………………...37
способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Можно лишь сказать, что нет единого мнения по вопросу о том, что это за управленческие функции. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.
• Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мира, предлагает иное определение. "Управление -это особый виде деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне школьного, во всех развитых странах мира в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций».
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.
Рассмотрим каждую из них несколько подробнее.
Организация. Организовывать - значит создавать некую структуру.
Существует
много элементов, которые необходимо
структурировать чтобы организация могла
выполнять свои планы и тем самым достигать
своей цели. Одним из этих элементов является
работа, конкретные задания организации.
Поскольку работы выполняют люди, другим
важным аспектом функции организации
является определение, кто именно должен
выполнять каждое конкретное задание
из большого количества таких заданий,
существующих в рамках организации, включая
и работу по управлению. Руководитель
подбирает людей для конкретной работы,
делегируя отдельным людям задания и полномочия
или права использовать ресурсы организации.
Эти субъекты делегирования принимают
на себя ответственность за успешное выполнение
своих обязанностей. Поступая таким образом,
они соглашаются считать себя подчиненными
по отношению к руководителю.
Мотивация. Руководитель всегда должен
помнить, что даже прекрасно составленные
планы и самая совершенная структура организации
не имеют никакого смысла, если кто-то
не выполняет фактическую работу организации.
И задача функции мотивации заключается
в том, чтобы члены организации выполняли
работу в соответствии с делегированными
им обязанностями и сообразуясь с планом.
Руководители всегда осуществляли функцию
мотивации своих работников, осознавали
они это сами или нет. Раньше считалось,
что мотивирование - это простой вопрос,
сводящийся к предложению соответствующих
денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые
усилия. На этом основывался подход к мотивации
школы научного управления. Исследования
в области поведенческих наук продемонстрировали
несостоятельность чисто экономического
подхода. Руководители узнали, что мотивация,
т.е. создание внутреннего побуждения
к действиям, является результатом сложной
совокупности потребностей, которые постоянно
меняются.
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Планирование
- это функция, связанная с определением
целей и задач организации, а также ресурсов,
необходимых для достижения этих целей.
Это один из способов, с помощью которого
руководство обеспечивает единое направление
усилий всех членов организации к достижению
ее общих целей.
Понятие "планирование" имеет 2 смысла:
1. Общеэкономический с точки зрения общей теории фирмы
2. Управленческий (одна из функций менеджмента, которая представляет
собой процесс определения целей и путей достижения этих целей).
Принципы планирования.
1. Принцип
единства. Поскольку организация это целостная
система, то составные её части должны
развиваться в едином направлении. Это
означает, что планы каждого подразделения
должны быть связаны с планами всей организации.
2. Принцип участия. Означает, что каждый
член организации становится участником
плановой деятельности независимо от
занимаемой должности, т.е. процесс планирования
должен привлекать всех тех, кого он затрагивает.
Планирование основанное на принципе
участия называется "парситипативным".
3. Принцип непрерывности. Означает, что
процесс планирования на предприятиях
должен осуществляться постоянно. Это
необходимо в силу того, что внешняя среда
организации неопределенна и изменчива,
поэтому фирма должна корректировать
и уточнять планы с учетом этих изменений.
4. Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении
возможности изменять направленности
планов, в связи с возникновением непредвиденных
обстоятельств.
5. Принцип точности. Любой план должен
быть составлен с такой степенью точности
какая только возможна.
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения
цели, ради
которой они первоначально
Глава
2 Креативное образование менеджера
Можно предположить, что само название статьи вызовет настороженное отношение к той проблеме, которая имеет такую замысловатую формулировку. Однако понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креативное образование" широко используются как в западной, так и в российской научной среде и имеют вполне конкретное и весьма значительное практическое содержание. Во многих странах, в частности в Великобритании, широко практикуется подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.
Давно известно, что образование закладывает потенциал успеха в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста. В ходе образовательного процесса формируется комплекс необходимых знаний и навыков, профессиональных установок, готовность к определенным видам деятельности и к ее ролевой структуре. Образование определяет уровень развития тех или иных способностей и даже корректирует и формирует индивидуальность или личностные черты специалиста.
Образование по его видам, содержанию, формам,
продолжительности, целевым установкам, методам и пр. может быть различным. Не будем здесь делать общую и детальную классификацию данной области исследования, хотя нельзя не признать, что это очень полезное дело в осмыслении её современных тенденций развития. У нас другая задача - раскрыть содержание тех видов образования современного менеджера, которые сегодня являются наиболее актуальными и
перспективными: системологическое, креативное, непрерывное,
фундаментально-практическое, вариативное, ориентированное на качество деятельности, опережающее (перспективное). Каждая из этих
разновидностей образования заслуживает отдельного разговора и
специального исследования. Но центральное место здесь занимает креативное образование. Оно как бы интегрирует все другие виды, соединяет их в комплекс весьма важных, позитивных характеристик профессионального формирования и становления менеджера.
2.1 Сущность и содержание креативного образования
Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, и закреплении в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.
Креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, образованию "знания опыта", нормативному (исполнительскому).
Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенных условиях образования.
Креативное образование расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения. Что, если не это, должно быть главным в деятельности современного менеджера и обеспечивать ему успех в грозных бурях конкурентной борьбы, неожиданных изменениях экономической конъюнктуры, в процессах ускорения технологического прогресса и уплотнения времени, усложнения социально-психологической структуры современного человека, кардинального изменения образа жизни и под воздействием процессов урбанизации, информационного взрыва, технических средств самого различного назначения.
Современный менеджер все в большей и большей степени должен становится творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Ведь не случайно, например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, люди, которыми он управляет, рассматриваются им, и они считают себя, не подчиненными, а последователями. В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития современного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка". Менеджера надо не просто готовить к определенной деятельности. Менеджер должен сформироваться, "образовываться" в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать современные проблемы. Но каким тогда должно быть образование? Всегда ли сегодня мы ориентируем образовательный процесс на эту ролевую позицию менеджера? Что можно сделать и изменить в современном образовании, чтобы оно отвечало потребностям эффективного, творческого и перспективного менеджмента? Вот круг вопросов, которые характеризуют проблему креативного образования менеджера.
Ставя такую проблему, хотелось бы отметить, что это не только проблема первоначального высшего образования. У нее общее содержание для всех видов образования, сквозной характер. В системе второго, дополнительного и квалификационного образования она имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь здесь формирование профессионального сознания происходит не с "чистого листа", а на основе "ломки" некоторых устоявшихся консервативных установок, негативных привычек, прагматических навыков. Возраст обучающихся усложняет эти процессы. При этом надо учитывать, что управлять творчески и опираясь на коллективное творчество группы всегда сложнее.
Креативный менеджмент начинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось - в университете или школе бизнеса.
2.2
Особенности креативного
Креативное
образование имеет ряд
Системологическое построение образовательного процесса. Возможность и потребность творчества появляется только тогда, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. Именно поиск. Ведь не всегда человек знает о своих способностях и очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему вскрыть свои способности, понять и почувствовать свою индивидуальность. Это бывает тогда, когда узкая специальность или специализация довлеют над человеком в течение всего образовательного процесса, или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека. Иногда излишне прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей. Вредит этому и преувеличенная "практическая информативность" - больше практической информации без осмысления причин успеха, тенденций развития, прогнозов, влияния изменений в макросреде и пр., что очень часто наблюдается в школах бизнеса.
Информация о работе Современный менеджер и его креативное образование