Современные структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности совершенствования структуры управления предприятием ООО «Курская масложировая компания».
Основные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность организационной структуры, а также содержание организационных структур управления;
- провести анализ основных типов и видов структур управления предприятием и принципов проектирования структуры управления;
- охарактеризовать основные подходы к проектированию организационной структуры;
- проанализировать деятельность и действующую структуру управления на предприятии ООО «Курская масложировая компания»;
- разработать новую организационную сруктуру управления и положения о подразделениях и должностных инструкций;
- оценить эффективность новой организационной структуры управления.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

     Таблица 3 - Сильные и слабые стороны организационной структуры ООО «Курская масложировая компания» 

 Сильные стороны  Слабые стороны
 Относительная простота подбора руководителей каждого из уровня руководителей  Разобщенность горизонтальных связей в производственных системах
 Оперативность принятия и реализация управленческих решений  Отсутствие  функции контроля на предприятии
 Относительная простота реализации функций управления    Не полное информирование начальника производства о сбыте продукции и о наличии денежных средств
    Возможность излишней жесткости в управлении
    Ограниченная  пригодность в условиях диверсификации производства
 

     Организационная структура управления ООО «Курская масложировая компания» характеризуется: четким разделением труда (квалифицированные специалисты в каждой области); высокой иерархией управления (кто кому подчиняется); наличием стандартов и правил; осуществлением найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями.

     Управление предприятием осуществляется в соответствии с  законодательством РФ и Уставом.

     Директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

     В области структурных изменений  предполагается: сокращение высшего звена управления и приведение функционального деления к 3 модулям: маркетинг; финансы; производство, техника и снабжение.

     В пределах своей компетенции директор ООО «Курская масложировая компания», являясь руководителем верхнего уровня, организует всю работу и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Без доверенности действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами ООО «Курская масложировая компания», заключает договора, выдает доверенности, открывает в банке счета ООО «Курская масложировая компания». В пределах своей компетенции издает приказы по предприятию.

     Главный бухгалтер организации назначается на должность и освобождается от должности директором организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Бухгалтерия выполняет финансовые операции.

     Заместитель директора определяет техническую  политику, перспективы развития предприятия, осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда и техники безопасности, обеспечивает повышение уровня подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство.

     Главный инженер осуществляет регулирование хода производства, обеспечивает бесперебойное материально-техническое снабжение производства, руководство работой по оперативному регулированию хода производства, руководит разработкой производственных планов и календарных графиков производства; разрабатывает смету затрат материальных ресурсов.

     Каждый  отдел должен иметь положение  об отделе, в котором определены обязанности, права и ответственность каждого работника, связи отдела с другими службами предприятия, сроки выполнения различных видов работ и документов.

     Все подразделения предприятия действуют  в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника. При этом достигается рационализация процессов управления с применением технических средств и вычислительной техники.

     Таким образом, состав управления ООО «Курская масложировая компания» количественно и качественно обеспечен кадрами, уровень образования, квалификация, стаж работы руководящих работников удовлетворяют требованиям работы предприятия. Тенденции к замещению руководящих работников с более высоким уровнем образования и квалификацией пока не требуется.

     На  основе проведенного анализа, можно сделать выводы, свидетельствующие о проблемах, связанных, прежде всего, с текущим оперативным управлением финансами в ООО «Курская масложировая компания». Управлению финансами на предприятии отводится слишком малая роль. Это связано с тем, что формы внутрифирменных отчетов на предприятии еще не отработаны. По существу, управление финансами происходит на уровне бухгалтерской службы и руководителя предприятия. Поэтому необходимо организовать службу управления финансами и провести ряд мероприятий по улучшению финансового состояния.

     По  результатам исследования управлению предприятием ООО «Курская масложировая компания» можно порекомендовать произвести реструктуризацию и совершенствование структуры управления организацией, а также разработку положений о подразделениях и должностных инструкций работников организации.

 

3.2 Разработка новой организационной сруктуры управления и положений о подразделениях и должностных инструкций

     В современных условиях процесс реструктуризации организации становится объективной необходимостью, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия и его выживание. За последнее десятилетие практически ни одна ведущая корпорация в мире не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального реструктурирования. Промедление и попытка обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих корпораций мира.

     Проблемы  реструктуризации для российских предприятий  еще более злободневны и вызваны  не только необходимостью адаптации к быстроменяющейся внешней среде, что волнует зарубежные предприятия, но и адаптации вообще к рыночной экономике. Перед руководителями промышленных предприятий, которые осознают, что реструктуризации не избежать, встает сложная задача разработки и реализации проекта реструктуризации, которая должна предусматривать принципиальное изменение структуры существующего промышленного предприятия.

     Сегодня речь должна идти, по сути, о необходимости  полной трансформации организационно-экономической системы предприятия, их адаптация к условиям структурного кризиса и динамично меняющегося рынка. Говорить о массовом и явно успешном применении таких проектов реструктуризации пока рано, потому что даже для профессионально подготовленных руководителей сложность этой комплексной задачи значительно превышает все известные им до этого момента типы задач, и по этой причине являются основным препятствием для их успешного воплощения в жизнь [4, с. 66-67].

     Подавляющее число директоров чувствуют необходимость  адаптации организационной структуры к новым условиям, изменение в стиле и методах руководства. Растет понимание, что не удается обойтись лишь традиционными мерами «улучшения и совершенствования» системы управления, а потребуются глубинные преобразования, базирующиеся на переосмыслении роли, места и миссии предприятия в быстроменяющемся мире. Реструктурирование, как любое серьезное изменение, связано с риском, но на него надо идти, если нет приемлемой альтернативы. Промедление только усугубляет и без того очень тяжелую ситуацию.

     Каждое  предприятие сегодня ищет свой путь реструктуризации и совершенствования структуры управления фирмой. Основные методы изменения структуры управления следующие: диагностика действующей системы управления; организационной структуры предприятия, системы распределения полномочий, распределение сфер деятельности, анализ финансово-экономического положения, оценка социальной среды на предприятии, анализ стиля управления, работы главных блоков системы управления, мотивационных и коммуникационных процессов.

     Реструктуризация - не только создание новых организационных  структур, но и новая управленческая культура, новое сознание руководителей и специалистов, т.е. именно то, что способно обеспечить реализацию новых подходов и идей.

     Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку на предприятии, морально-психологический климат, общий стиль управления, моральные ценности коллектива, уровень организационной культуры, взаимоотношения руководителей и подчиненных, качество мотивационных механизмов и многое другое. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнутые успехи, и имеющиеся недостатки. Более того, подобные исследования можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей и служб управления персоналом, они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их, так сказать изнутри, но и показывают действенные средства для их разрешения.

     Мощным  интегрирующим и консолидирующим  фактором на предприятии является разработка рыночной философии управления, которая включает миссию, базовые цели (принципы) и кодекс поведения работников предприятия, в литературе ее также называют организационной культурой [12, с. 33-34].

     Важен шаг разработки новой организационной  структуры управления.

     Существующая  структура на предприятии ООО «Курская масложировая компания» представляет собой традиционную линейно-функциональную структуру с высоким уровнем централизации, с единственной линейной сферой деятельности – производством.

     Генеральному  директору непосредственно подчиняется 4 основные службы (подразделения организации), что нарушает нормы управляемости  и лишает его возможности заниматься стратегическими вопросами. Диапазоны ответственности четко не определены и вследствие этого часто пересекаются, а некоторые функции не выполняются вообще, наблюдаются слабые связи между подразделениями.

     В результате анализа действующей  организационной структуры управления можно сделать следующие выводы.

  • Организационная структура предприятия не отвечает современным рыночным условиям, требует принципиальной переработки – развития рыночных блоков и повышения гибкости.
  • Недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых товаров и модернизации существующих.
  • Предприятие не использует всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы изделий, не уделяет достаточного внимания качеству и технологии производства продукции.
  • Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению.
  • Не определена общая цель деятельности предприятия.
  • Отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников.
  • Не разработана стратегия развития предприятия и финансовая политика, не проводится учет и контроль финансовых потоков, что ухудшает финансовое состояние предприятия.
  • Отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия.
  • Недостаточное использование среднего и низового звеньев управления.

     Первой  задачей на пути формирования новой  организационной структуры управления является определение таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно влияют на достижение стратегических целей предприятия. Если прежде к такой сфере относилось только производство, то в условиях рыночной экономики сюда относятся маркетинг, финансы, производство, персонал. А это значит, что вся организационная структура управления должна строиться вокруг них.

     В старой организационной структуре  управления они были в зачаточном состоянии и не носили линейного характера.

     Вторая  задача при формировании организационной  структуры состоит в том, чтобы  перейти от традиционного, к стратегическому управлению предприятием. Это в первую очередь задачи генерального директора. Поэтому необходимо было освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах, персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы руководителей всех уровней и каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, научно-технический прогресс.

Информация о работе Современные структуры управления предприятием