Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности совершенствования структуры управления предприятием ООО «Курская масложировая компания».
Основные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность организационной структуры, а также содержание организационных структур управления;
- провести анализ основных типов и видов структур управления предприятием и принципов проектирования структуры управления;
- охарактеризовать основные подходы к проектированию организационной структуры;
- проанализировать деятельность и действующую структуру управления на предприятии ООО «Курская масложировая компания»;
- разработать новую организационную сруктуру управления и положения о подразделениях и должностных инструкций;
- оценить эффективность новой организационной структуры управления.
Процесс формирования новой организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности.
Это – количественно-
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
Принципы
формирования организационных структур
управления являются конкретизацией более
общих принципов управления (например,
единоначалия или коллективного руководства,
специализации). Примеры формирования
организационных структур управления:
построение организационной структуры
исходя из системы целей, отделение стратегических
и координационных функций от оперативного
управления, сочетание функционального
и программно-целевого управления и целый
ряд других [20].
2.2
Основные подходы к
проектированию организационной
структуры
В связи с этим условно можно выделить три подхода к проблеме изучения и проектирования организации, ее важнейшего элемента — оргструктуры управления:
1) классический — рассмотрение организации с чисто механистических позиций. Структура организации считается заданной, участники рассматриваются как одноцелевые пассивные элементы, строго выполняющие свои функции, работающие в соответствии с предписанным алгоритмом. Наиболее полно этот подход был использован Тейлором и его последователями. В рамках классического подхода была предложена бюрократическая модель организации Вебера, содержащая основные принципы ее построения. Недостатки и ограниченность полученных результатов полностью определились идеологией самого подхода, в первую очередь механистическим рассмотрением участников организации. В качестве формального аппарата при разработке моделей систем при классическом подходе используется классическая математика, законы элементарной физики, механики;
2) поведенческий. Основное внимание уделяется вопросам поведения человека, взаимоотношений между членами организации и реакциям элементов организации на различные стимулы. Его использование позволяет учитывать и анализировать неформальные структуры, устанавливать закономерности развития персонала. Примерами поведенческого подхода являются групповая динамика, теория организации Саймона, социология, социометрия. Используемый математический аппарат — математическая статистика.
Исследования, проводимые в рамках этого подхода, направлены на совершенствование организации за счет более глубокого изучения функционирования основного ее элемента — человека, что позволяет определять рациональное количество подчиненных у руководителя, выявлять неформальные группы и тем самым позволяет улучшать структуру организации;
3) системно-ориентированный, ситуационный. Разрабатывается большое количество методов и теорий, направленных на изучение различных сторон функционирования организации с тем, чтобы обеспечить ей условия для достижения конкурентоспособности и высокой эффективности в динамично изменяющейся внешней среде [3, с. 76-77].
Методология подхода основана на разработке системы формальных моделей, описывающих отдельные аспекты функционирования организаций, и последующем анализе этих моделей, например, экспертными методами.
Описания такого элемента организации, как человек, каким-либо формальным аппаратом не существует. Однако в большинстве моделей участник организации и его активная роль в функционировании организации учитываются на первом же этапе разработки модели при определении исходной информации (критериев, ограничений, целесообразного набора показателей). В дальнейшем в моделях возможно учитывать предпочтения руководителей. В последнее время разрабатывается все большее количество процедур, в которые включен непосредственно человек, что было рассмотрено в предыдущей главе.
При системно-ориентированном, ситуационном подходе все методы (модели) можно условно разделить на две группы.
К
первой относится группа моделей, описывающая
поведение системы при
Вторая группа моделей основана на рассмотрении процедуры принятия решений менеджментом. При ситуационном подходе принятие стратегических, тактических и оперативных решений составляет основу функционирования организации. Примерами таких моделей являются Байесовская модель (теория статистических решений), модели, основанные на теории полезности, теории выбора, других теориях динамического программирования.
В задачах принятия решений выбор стратегии, варианта, кандидата осуществляется, как правило, с учетом не одного, а многих факторов, в первую очередь факторов внешней среды. При этом понятие оптимизации практически не используется, а заменяется понятием рациональности.
Принципы классической школы (специализация, единство распорядительства, баланс прав и ответственности, контроль и др.) и ее административные модели (линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизионные), которые относятся к группе механистических моделей организации как полностью рациональной системы, не исчерпали своих возможностей и считаются широко используемыми и эффективными в практике управления.
Среди основных компонентов проектирования любой организационной структуры управления важное место занимает принцип выделения в функциях организации гомогенных видов управленческой деятельности. В соответствии с этим подразделения организационной структуры управления могут быть образованы в соответствии: с видом выполняемых функций; характером производимой продукции и услуг; видом производственного процесса; территориальным признаком; характером потребителей; типом реализуемых проектов [12, с. 133-134].
Образование подразделений по видам функций является наиболее широко распространенной формой группирования видов деятельности.
Создание подразделений по видам продукции (услуг) имеет место в организациях, выпускающих несколько видов продукции или представляющих несколько видов услуг.
Создание подразделений по видам процесса осуществляется в тех случаях, когда это дает возможность максимально использовать производственное оборудование и высококвалифицированные кадры.
По территориальному признаку подразделения образуются в организациях, занимающих обширную территорию.
Создание подразделений по потребителям происходит в случаях, когда работают с группами потребителей, которые разделены по признакам (возраст, пол, уровень доходов), имеющим существенное значение.
По
типу проектов подразделения создаются
в тех случаях, когда формируются специализированные
бригады (группы) или формируются сети
[10, с. 333-334].
2.3
Пути оптимизации структуры
управления предприятием
Традиционный классический и частично поведенческий подходы к формированию оргструктуры управления предполагают осуществление следующей схемы работ: определение целей и установление на основании этих целей спецификации работ, подлежащих выполнению; установление необходимых функций по обеспечению эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью, их количества, состава и характеристики каждой; разработка нормативов численности персонала для каждой функции управления и расчет необходимой численности работников, их состава по специальностям; установление комплексов функций управления и определение количества структурных подразделений, их состава; выявление степени централизации и децентрализации выполнения функций управления; формирование и разработка организационной структуры управления, должностных инструкций и положений; установление правильных взаимоотношений между работниками, с тем чтобы каждый из них знал свое место в процессе производства; организация труда непосредственно на рабочих местах в каждом производственном подразделении [15, с. 103].
Потребность в координации деятельности различных подразделений организации требует создания оргструктуры управления, состоящей из разных уровней подчинения — высшего, среднего и низового.
Задачами менеджеров высшего уровня являются: разработка стратегии организации, тактическое (годовое) планирование, на его основе определение научно-технической политики, бюджетное управление.
Менеджеры среднего уровня осуществляют детализацию планов, составленных высшими менеджерами, определяют потребности в ресурсах, осуществляют контроль за их наличием, согласовывают производственную программу между подразделениями, составляют графики и стандарты для оперативного управления.
Менеджеры низового уровня занимаются решением оперативных вопросов, связанных с обеспечением выполнения плана-графика производства.
В зависимости от числа уровней управления оргструктура может быть вертикальной, когда число уровней управления большое, и горизонтальной, если количество уровней управления невелико. Каждый уровень управления также характеризуется количеством подчиненных (сферой управления). Таким образом, при проектировании оргструктуры управления необходимо определить: сколько подчиненных должен иметь каждый руководитель; какая должна быть структура управления — вертикальной или горизонтальной.
Следует отметить, что горизонтальная оргструктура управления имеет ряд преимуществ перед вертикальной: она экономична, дает возможность установления более тесной связи с менеджерами высшего уровня. Эти преимущества могут проявиться при условии высокой квалификации подчиненных, четкой регламентации обязанностей и норм функционирования, устойчивом характере работы и отлаженных коммуникациях связи. Эффективность вертикальных структур снижается по мере увеличения уровней управления [18, с. 33-34].
В отличие от механистических моделей систем в поведенческих и системно-ориентированных моделях при формировании организационных структур управления углубленно прорабатываются социально-психологические аспекты организационного поведения, связанные с формированием «организационной модели» и созданием социальных механизмов «лидерства».
Ориентация на такие модели обусловлена динамичными изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде организаций, использованием компьютерных информационных технологий для автоматизации производства и управления, что требует усиления координации деятельности всех производственных подразделений, комплексной организации управления и контроллинга. Построение гибких динамичных оргструктур управления органического типа обеспечивает быструю реакцию хозяйственной деятельности организации на различные изменения внутренних и внешних условий.
Информация о работе Современные структуры управления предприятием