Современные подходы в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики России к рыночным отношениям способствовал повышению роли менеджмента. В современных условия менеджмент рассматривается как один из базисных элементов экономики наряду с традиционными – землей капиталом и кадрами.
Современный менеджмент – особая отрасль знаний и профессиональной подготовки предпринимателей, руководителей и специалистов во всех сферах деятельности. Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента. Менеджмент - сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент н.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

перед тем, как  принять управленческое решение. Это  заметно контрастирует с ранними  подходами, которые имели тенденцию  к универсальным принципам, которые  часто были неприменимы к специфическим  ситуациям. Прежде чем принять какой  либо подход, современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все разнообразные школы управленческой мысли, определить какая комбинация управленческих методов оказывается наиболее подходящей.

Ситуационные  теории, давая описание того, как подстроить организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению. Наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящих универсальный и обобщающий характер.

Системный подход в менеджменте - быстро развивающаяся  совокупность теоретических представлений  и созданных на их основе методических рекомендаций для решения организационных проблем. Системный подход не только быстро адаптируется к новым вызовам теории и практики менеджмента, но и служит эвристикой и методологией, оценивающей теоретический и практический потенциал новых подходов в менеджменте. Разнообразие системных методов анализа организационных проблем делает актуальной задачу разработки методологии анализа путей развития собственно системного подхода в менеджменте и выделения типов и классов организационных проблем, для которых наиболее эффективно применимы те или иные конкретные системные подходы.

 

2.3 Структурный подход

В экономике  структурный подход проявляется  в изучении структуры каких-либо затрат, результатов, баланса и т.п., когда совокупные затраты или  результаты по объекту принимают  за 100% (или за единицу) и это целое делят на компоненты. Этот аспект структурного подхода широко известен в экономике.

В управлении структурный  подход менее известен. Чаще менеджеры  оперируют крайними альтернативными  суждениями "или-или". Например, "вместо административных методов управления в условиях командно-административной системы стали применяться экономические методы", "вместо авторитарного к нам направили либерального руководителя".

Подобные суждения слишком категоричны, учитывают  только крайние точки зрения, а  в жизни такие случаи бывают очень редко. Правильнее говорить о приоритетах, значимости одного фактора (метода, показателя и т.п.) перед другими в их совокупности, о соотношении факторов.

Пример 1. Вместо предыдущего выражения о переходе от административных методов к экономическим правильнее утверждать об установлении рационального соотношения различных методов управления: "В условиях рыночных отношений соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения должно быть примерно 4:4:2". Этим соотношением мы отмечаем важность применения одновременно всех методов управления, с некоторым приоритетом методов принуждения и методов побуждения (стимулирования).

Пример 2. Соотношение  стратегических, тактических и оперативных  задач в структуре рабочего дня  менеджера высшего звена рекомендуется принимать равным: 6:2:2, а в структуре менеджера низшего звена: 1:2:7, т.е. руководитель должен больше заниматься формированием стратегий, а мастер   их исполнением.

Применительно к менеджменту структурный подход не адаптирован, видимо, из-за его сложности, так как приходится рассматривать все явления в совокупности как систему.

Пример 3. Значимость факторов (показателей) достижения конкурентоспособности  товара   качества, цены, затрат у  потребителя, качества сервиса   должна быть примерно следующей: 4:3:2:1, т.е. в распределении финансовых ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров.

Таким образом, структурный подход к проблемам  менеджмента   это определение  значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов менеджмента в их совокупности с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения ресурсов.

 

2.4 Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы. 

При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие:

1) повышение  качества объекта (выхода системы)  в соответствии с нуждами потребителей;

2) экономия ресурсов  у потребителей за счет повышения  качества объекта, качества сервиса  и других факторов;

3) экономия ресурсов  в производстве объекта за  счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса,  совершенствования системы менеджмента.  В условиях централизованно-плановой  системы хозяйствования приоритетами  альтернативного производственного подхода были следующие:

1) снижение себестоимости  продукции (иногда выгоднее было  повышать себестоимость);

2) повышение  качества продукции; затраты у  потребителя продукции не регламентировались  и не управлялись.

 

2.5 Функциональный подход

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности - функции - показатели будущего объекта - изменение структуры системы.

В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

При применении предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований "выхода" системы, возможностей на ее "входе".

При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих  подобные функции. Создатели новых  объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, воспроизводственным, маркетинговым.

Ведущие фирмы  мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие  новые потребности.  
 

2.6 Процессный подход

Для успешного  функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в  организации системы процессов  наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также их менеджмент процессов  могут считаться "процессным подходом".

Преимущество  процессного подхода состоит  в непрерывности управления, которое  он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении внутри системы менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

  • понимания требований и соответствия им;
  • необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности;
  • достижения результатов в рабочих характеристиках процессов и эффективности;
  • постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Что такое процессный принцип достижения качества? Если говорить простым языком   это рассмотрение действий по изготовлению продукции как непрерывного технологического процесса, в котором участвует множество людей   работников, каждый из которых вносит в изделие свой трудовой вклад, и общий результат работы зависит от вклада всех участников без исключения. То есть можно сказать, что ошибка в работе даже одного участника процесса может серьезно сказаться на общем результате всего процесса и свести на нет усилия всех остальных участников.

В эпоху тотального роста качества возникла необходимость возврата процессного подхода при сохранении достигнутой высокой производительности. Рассмотрим основные принципы внедрения процессного подхода в работу современной организации.

Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

Процессная модель предприятия состоит из множества  бизнес-процессов, участниками которых  являются структурные подразделения  и должностные лица организационной  структуры предприятия.

Под бизнес-процессом  понимают совокупность различных видов  деятельности, которые вместе создают  результат, имеющий ценность для  самой организации, потребителя, клиента  или заказчика. Обычно на практике применяются  следующие виды бизнес-процессов:

  • основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;
  • обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

Бизнес-процессы реализуются посредством осуществления  бизнес-функций.

При применении процессного подхода структура  управления предприятием включает два  уровня:

  1. управление в рамках каждого бизнес-процесса,
  2. управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации.

Основой управления отдельным бизнес-процессом и  группой бизнес-процессов являются показатели эффективности, среди которых  можно выделить:

    • затраты на осуществление бизнес-процесса,
    • расчет времени на осуществление бизнес-процесса,
    • показатели качества бизнес-процесса.

На основе процессного  подхода организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом.

Следующим этапом на пути к достижению качества является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это  означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.

Информация о работе Современные подходы в менеджменте