Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
Переход экономики России к рыночным отношениям способствовал повышению роли менеджмента. В современных условия менеджмент рассматривается как один из базисных элементов экономики наряду с традиционными – землей капиталом и кадрами.
Современный менеджмент – особая отрасль знаний и профессиональной подготовки предпринимателей, руководителей и специалистов во всех сферах деятельности. Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента. Менеджмент - сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
ФАКУЛЬТЕТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Менеджмент
предприятий общественного
питания».
на
тему: «Современные
подходы в менеджменте».
Выполнила студентка
Группы М-64
Самченко Ольга
Проверила
ст.преподаватель
ИвановаЛ.А.
г. Набережные Челны
2008 год.
Содержание 31
1.1Актуальность темы
Переход экономики России к рыночным отношениям способствовал повышению роли менеджмента. В современных условия менеджмент рассматривается как один из базисных элементов экономики наряду с традиционными – землей капиталом и кадрами.
Современный менеджмент – особая отрасль знаний и профессиональной подготовки предпринимателей, руководителей и специалистов во всех сферах деятельности. Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента. Менеджмент - сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:
Сформулируем аспекты актуальности проблемы становления и развития современных подходов в теории управления следующим образом.
Во-первых, актуальность
проблемы определяется
во-вторых, существует реальная проблема адаптации управленческих теорий к российской действительности с учетом специфики этой действительности.
В-третьих,
важная задача состоит в
В-четвертых,
необходимо всемерно развивать
усилия по укреплению в
В последнее время появилось много изданий по менеджменту, где раскрываются теория и практика в основном зарубежного управления. Однако механическое использование зарубежного опыта в области управления без учетов экономических и социально-политических особенностей России, менталитета ее населения не будет способствовать развитию отечественной управленческой теории и практики.
В курсовой работе рассмотрим подходы к управлению с точки зрения различных школ, современные подходы, такие как, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный, системный. Поэтапное ознакомление с каждой из частей курсовой работы способствует более глубокому освоению содержания вопросов по современным подходам в менеджменте.
1.2 Определение понятий
Нормирование - процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и нормирования расхода элементов ОС или др. объектов.(5.стр.469)
Системный подход - методология исследования объектов как систем.
(1.стр. 79)
Норма расхода - это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов и других элементов ОС на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства или другие цели.(5.стр.471)
Нормативы - поэлементные составляющие норм. характеризующие.(5.стр.471)
Интеграция - означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединения, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления.(3.стр. 215)
Мотивация - процесс побуждения себя и
других к деятельности для достижения
целей фирмы и личных целей.(1.стр.117)
2. Основная часть.
Ситуационная теория
Одной из школ менеджмента является научная школа(1885-1920гг.).
Ее основатели Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гатт, Г. Форд – полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.
Главные идеи в области менеджмента сформулировал Ф. Тейлор в виде принципов «научного управления»:
Школа управления отличается от классической и поведенческой тем, что делает упор на принятие решения использует количественные модели, компьютеры, другой подход к определению эффективности. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению. Подробнее, мы, остановимся на ситуационном подходе.
2.1 Ситуационный подход
Развился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого то универсального подхода и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов. Прошлый опыт менеджеров и опыт других фирм также внимательно рассматривается в "ситуационном управлении".
2. Основные положения
Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет легче всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Например, столкнувшись с задачей увеличения выпуска продукции кондитерской фабрики, менеджеры, которые привержены случайному подходу, анализируют как научное управление, так и поведенческие доходы. Затем они задаются вопросом: "Какие методы будут здесь наиболее эффективны?"
Следующее, что они могут сделать изучить время операций на производственной линии в классическом стиле Тейлора или Гилбреттов, подбирая техническое решение проблемы путем разделения труда. Но что, если необходимость в увеличении производства является временной? В этом случае менеджеры могут подыскивать административное решение путем организации сверхурочных работ. Сверхурочные работы могут и не понадобиться, если они разработают инициативный премиальный план. Таким образом, этот подход является случайным, зависящим от специфических факторов рассматриваемой проблемы.
На примере кондитерской фабрики показано, что ситуационный подход предполагает использования такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации.
Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию.
Внутренняя среда является средой внутри организации.
Согласно ситуационному подходу, мы, менеджеры должны знать о взаимодействии между этими двумя средами. Завод, производящий автомобили имеет внутреннюю среду, состоящую из всех подразделений, вовлеченных в сборку автомобиля. Но менеджер может быть также связан с внешней средой, которая влияет на производство автомобилей. Например, потребность общества в охране окружающей среды потребовала изобретения безопасных и эффективных топливных выхлопных систем. Внешняя среда, конечно, не ограничивается "окружающими представлениями "? Она включает все факторы (исключая вовлеченные во внутреннюю деятельность компании), которые могут воздействовать на фирму, в том числе многообразные правительственные воздействия.
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические
ограничения определяются типом
и гибкостью организационных
средств производства товаров или
услуг. Различные типы организации
требуют различных видов
Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных факторов здесь состоит в определении мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платы и гарантией работы? Или работники больше заинтересованы в продвижении, личном развитии и в отношении к их личности?
2.2 Системный подход
Наиболее сложным является системный подход, сущность которого раскрыта в учебниках Вайсман А. « Стратегия менеджмента», Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс», Ладанов И.Д. «Практический менеджмент».В последнем издании повторим только авторское определение понятия "системный подход". Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:
1) внешнее окружение,
включающее в себя вход, выход
системы, связь с внешней
2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
Придает особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критики. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, его защитники утверждают, что одним из наиболее полезных ответов на вопросы "Как мы будем делать это?" и "Что мы будем делать дальше?" является : "Это все зависит от+". В ситуационном подходе каждая ситуация рассматривается так, чтобы ее определенное уникальное свойство