Современное понимание всеобщего менеджмента качества. Модель всеобщего качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Сформировать понимание современного всеобщего менеджмента качества.
Определить основные принципы TQM.
Раскрыть системный подход в реализации всеобщего качества.
Показать модель всеобщего качества.

Содержание

Цели и задачи 3
Современное понимание всеобщего менеджмента качества. 4
Основные принципы всеобщего качества. 6
Системный подход в TQM 22
Модель всеобщего качества 26
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

TQM.docx

— 172.86 Кб (Скачать)

Достижение цели определяется получением конкретного результата. Работать необходимо на результат. При достижении поставленного результата, ставится новая цель и результат, определяющий ее достижение. Но этот подход приведет к ожидаемому результату только тогда, когда будет применяться на всем предприятии.

Исходный пункт – это  цель предприятия, определенная в политике по качеству. Этим руководствуются  для постановки задач отдельным  подразделениям. Из этих задач формируются цели подразделений, которые воплощаются с помощью определенных мероприятий. Подобный процесс происходит и на следующем уровне, когда цели вышестоящего уровня формируют задачи нижестоящего. На низшей ступени этого процесса находится сотрудник, который таким образом получает цели, задачи и мероприятия для своей работы. Цели не обязательно должны составляться на каждого сотрудника, иногда имеет смысл задавать цель команде.

При постановке целей необходимо учитывать факторы:

  • цели должны быть оптимальными, то есть не завышенными и не заниженными;
  • цели должны быть измеримы объективными величинами с конкретными значениями;
  • достижение цели должно иметь конкретный срок достижения;
  • цели должны быть необходимыми и полезными для дела.

Цели разрабатываются  совместно с работником. С помощью  каких методов будет достигнута цель – это, в отличие от разработки целей, решает сам работник. Обязанность руководителей – создать необходимые условия (время, персонал, средства) для достижения целей. В дальнейшем нужно помогать сотрудникам советом и нести ответственность за своевременную проверку исполнения поставленных задач, или даже исправлять цели. Также в круг обязанностей менеджеров входит сопоставлять цели различных подразделений и удостоверяться, что они не конкурируют или не противоречат друг другу.

Руководитель обязан контролировать выполнение цели, ход выполнения процесса и при необходимости вмешиваться  в процесс. При правильном применении "целенаправленное управление" может оказать высокое мотивирующее воздействие, так как успех будет измерим, а результаты в достижениях очевидны. На предприятии разовьется процесс постоянной коммуникации - как относительно личных достижений, так и достижений всего отдела. Каждый сможет скоординировать собственные цели, задачи, работу с общими целями предприятия. А кто видит свой вклад в достижение общей цели, тот будет смотреть дальше своего носа и лучше понимать работу коллег и других подразделений.

10. Постоянное  обучение сотрудников.

Основная цель обучения персонала - обеспечить такую квалификацию кадров предприятия, которая позволят качественно  выполнять возложенные на них  функции, задачи и работы в процессе разработки, производства и поставки продукции объединения.

При этом решаются следующие  задачи:

• восполнение знаний специалистов с высшим и средним специальным  образованием в соответствии с достижениями научно-технического прогресса;

• подготовка (переподготовка) кадров для новых направлений  деятельности, по которым в учебных  заведениях еще не выпускают специалистов;

• непрерывное обновление и пополнение знаний специалистов после  окончания учебных заведений.

В области обеспечения  качества целями обучения являются повышение  уровня знаний и навыков в данной области и воспитание у каждого  работника объединения чувства  ответственности за качество разрабатываемой  и выпускаемой продукции. Задачи обучения в области обеспечения  качества состоят в том, чтобы;

• довести до каждого  работника в приемлемой для него форме политику объединения в  отношении качества;

• ознакомить персонал с  принципами и структурой системы  качества объединения;

• обеспечить овладение  персоналом знаниями, методами и навыками. необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в объединении нормативной, конструкторской, технологической  и другой документации, в том числе  документации по системе качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системный подход в TQM

В основе TQM лежит системная модель организации, изображенная на рис. 3.

 Рис. 3. Системная модель организации с точки зрения TQM

С точки зрения TQM организация рассматривается как равноправный член группы партнеров (заинтересованных сторон), объединенных общими интересами и представляющих определенную среду взаимодействия. К таким партнерам наряду с поставщиками и потребителями (клиентами) относятся также и собственные сотрудники, инвесторы и, наконец, общество в целом. Особую позицию здесь занимают сотрудники. Они рассматриваются как партнеры по интересам в едином рабочем процессе и как составная часть организации.

Философия управления организацией (рис. 3), включает в себя все основные позиции, взгляды и представления высшего руководства о стратегических целях, и функциях организации. Исходя из философии управления организации, формулируется ее политика и стратегия, которые описывают фундаментальные стратегические цели и задачи руководства организации. Стратегия определяет, каким образом должен развиваться потенциал организации и как он должен использоваться для достижения поставленных целей. Оперативные цели формируются руководством на основе политики и стратегии организации. Они конкретизируют поставленные цели и служат для определения конкретных действий по их реализации.

Таким образом, философия  управления организацией определяет стратегию, политику и цели для высшего руководства организации. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений. В ходе рабочих процессов организации, создаются все материальные и нематериальные активы организации, поэтому процессы необходимо рассматривать как центральный элемент всех подсистем организации, объединяющий все остальные составные части системы: руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной структуры.

Эффективность функционирования подсистем зависит в значительной степени и от культуры организации. Она включает все существующие в  организации убеждения и действующие правила, которые обеспечивают единство организации и ее приспособленность к внешнему окружению.

Вся деятельность организации  может быть условно разделена  на управленческую деятельность и исполнительскую деятельность. Управленческая деятельность служит для управления основными рабочими процессами и дальнейшего систематического развития организации. Она создает необходимые условия и координирует выполнение работ в процессе исполнительской деятельности. В зависимости от содержания объекта управления управленческая деятельность подразделяется на различные направления и частные задачи: постановку целей и задач, планирование, оперативное управление, представление и обобщение результатов, улучшение процессов.

На практике выделяют различные  подходы к управлению организацией, которые относятся к задачам  управления различными процессами и  ресурсами или взаимодействию с  партнерами по интересам, в том числе:

  • менеджмент продукций;
  • проектный менеджмент;
  • менеджмент процессов;
  • менеджмент персонала;
  • менеджмент ресурсов;
  • экологический менеджмент;
  • менеджмент технологий;
  • менеджмент поставщиков;
  • менеджмент потребителей и др.

Каждой подсистемой, входящей в структуру организации, в принципе, можно управлять обособленно. Однако такой подход таит опасность того, что подсистемы будут не оптимальным образом согласованы друг с другом, и, тем самым, может быть нанесен вред эффективному функционированию организации в целом. Это особенно существенно, когда отдельным подсистемам или конечным целевым функциям не уделяется должного внимания.

На основе понимания того, что каждая подсистема, которой пренебрегают, может стать узким местом организации, была разработана концепция интегрированного менеджменту, положения которой требуют учета всех важнейших аспектов управления организацией и их оптимального согласования друг с другом.

Интегрированная система  управления – это система управления организацией, которая органично совмещает в себе все подсистемы управления (систему стратегического менеджмента, систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента, систему инновационного менеджмента, систему безопасности и охраны труда и здоровья и др.). При этом различные подсистемы управления строятся не рядом друг с другом, а объединяются в одну, всеобъемлющую интегрированную систему. На рис. 4, символически показана интеграция различных подсистем менеджмента в единую интегрированную систему управления. Философия и принципы TQM как раз и образуют ту основу, на которой и должна строиться и развиваться интегрированная система управления организацией.

Рис. 4.  Интеграция различных подсистем менеджмента в единую интегрированную систему управления на базе TQM

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель всеобщего  качества

Основные понятия и  принципы TQM, на которых должны строиться системы управления организации, можно представить в виде модели, с помощью так называемого «Дома всеобщего качества» (рис. 5).

Рис. 5. «Дом всеобщего качества»

Основными компонентами «Дома  всеобщего качества» для организации  являются:

  1. «крыша», представляющая собой структуру взаимодействующих между собой системы менеджмента организации, социальной  и технической систем;
  2. «колонны» (опоры), отражающие в сконцентрированном виде базовые, наиболее существенные для организации, принципы TQM, такие как ориентация на потребителей и их удовлетворенность, ведущая роль руководства, ориентация на сотрудников их вовлечение и мотивация, процессный подход, системный подход к управлению, непрерывное улучшение системы к инновации, управление, основанное на фактах и данных, развитие корпоративного сотрудничества с партнерами, ориентация на результат и достижение целей, постоянное обучение сотрудников, ответственность перед обществом и др.;
  3. «базовые элементы», состоящие из четырех уровней менеджмента: стратегического менеджмента, менеджмента процессов, проектного менеджмента и персонального менеджмента работ (заданий);
  4. четыре «краеугольных камня фундамента», определяющие различные уровни планирования развития и деятельности организации;

5)«основание» – корпоративное сотрудничество, обеспечивающее основную связь организации с обществом, как важнейший элемент устойчивого положения всей структуры.

Приведенная на рис. 5 структура «Дома всеобщего качества» включает структуру, состоящую из трех взаимодействующих подсистем: системы менеджмента, технической и социальной систем, объединяемых всеобщими принципами TQM, как это представлено на рисунке. Успешное внедрение принципов TQM и результативность усилий по непрерывному улучшению качества работы организаций требуют понимания со стороны руководства важности указанных подсистем и системного подхода к управлению. Только при системном подходе к управлению становится возможным полное использование обратной связи с потребителями, как внутренними, так и внешними, для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству. Принцип системного подхода к управлению часто выделяют как один из дополнительных принципов TQM.

Один из основоположников современного менеджмента качества – О. Деминг утверждал: «Люди работают в системе. Обязанностью менеджера является работа над системой с целью ее непрерывного совершенствования с их помощью». В рамках метафоры «Дома всеобщего качества» можно сказать, что менеджер должен работать над совершенствованием трех взаимодействующих систем.

Система менеджмента является интегрирующей и направляющей силой, которая обеспечивает взаимодействие и развитие всех подсистем организации. Без твердой и постоянной приверженности руководства принципам менеджмента качества и настойчивого проведения в жизнь на всех уровнях организации соответствующей политики качества все попытки внедрения методов менеджмента качества будут обречены на неудачу. Стандарты на системы менеджмента качества серии ISO 9000 и др. в первую очередь формулируют требования, предъявляемые к руководству организации. Первым критерием, оценки системы менеджмента качества организации по модели Европейского фонда менеджмента качества (European Foundation for Quality Management – EFQM) является «Лидерство руководства» (Leadership).

Система менеджмента включает в  себя факторы, связанные с:

  1. Определением стратегии и политики (в том числе в области качества), взглядов, целей и задач образовательного учреждения и доведением этой информации до сведения всех сотрудников, поставщиков, потребителей, корпоративных партнеров и других заинтересованных сторон.

Особое внимание должно быть уделено  разработке миссии и виденья организации, основных стратегических задач численных  показателей, которые должны быть достигнуты в краткосрочной среднесрочной и долгосрочной перспективе. Разработка основных стратегий должна проводиться на базе всестороннего анализа информации, содержащей данные и факты об основных конкурентах, потребителях, партнерах и инвесторах, существующих и разрабатываемых программах модернизации, демографических данных, а также объективных данных, характеризующих внутренние параметры организации (кадровый потенциал, материально-техническая база, методическое обеспечение, инфраструктура и т. д.). Разработка стратегий должна вестись с использованием научных методов, таких как имитационное моделирование, QFD (Quality Function Deployment), BSC (Balanced Score Card) с использованием основных инструментов менеджмента качества.

Информация о работе Современное понимание всеобщего менеджмента качества. Модель всеобщего качества