Современная инфраструктура консалтинговой среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, что собой представляет современная инфраструктура консалтинговых услуг.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
- определения сущности и содержания консалтинга;
- исследования этапов развития консалтинга и состояния современного рынка консалтинговых услуг для выявления особенностей развития консалтинговых компаний в России;
- описание организационно - экономических форм консалтинга;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

6
1.1 Понятие и специфика современного консалтинга
6
1.2 Развитие консалтинговых услуг в России
12
1.3 Зарубежный опыт интеграции консалтинговых услуг
17
2 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

21
2.1 Социальные цели, задачи и методы консалтинга 21
2.2 Области приложения социального консалтинга 24
2.3 Роль консалтинга в обеспечении экономической безопасности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик Родин Современная инфраструктура консалтинговых услуг.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Деятельность  квалифицированного консультанта или серьезной консалтинговой фирмы, предоставляющей широкий спектр услуг, должна быть подчинена ряду требований, основными из которых являются следующие:

     Консультант (либо консалтинговая компания) обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми навыками в формулировании организационного диагноза, стратегическом планировании, использовании информационных систем, а также методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производственной ситуации, установления контактов (общения и утверждения) и т.п.

     Консультант (либо консалтинговая компания) должен быть независим от поставщиков продуктов  и решений в избранной области, от традиций, неписаных законов, бытующих в организации, политики управленческого аппарата. Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер.

     Консалтинговая  компания должна представлять собой структуру, внешнюю по отношению к консультируемой организации14.

     Консультант (либо консалтинговая компания) обязан оказывать заказчикам помощь в использовании их собственного опыта для непрерывного совершенствования своей деятельности.

     С целью накопления, анализа, переработки  и использования получаемого опыта консультант (либо консалтинговая компания) должен работать со многими клиентами.

     Консультант (либо консалтинковая компания) должен обладать обучающим воздействием на клиентов. 

2.2 Области приложения социального консалтинга 

     Консультирование  по вопросам управления, или управленческого  консультирования, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам.

     Спрос на управленческие консультационные услуги в России, к сожалению, пока еще слабо развит. Это свидетельствует о несовершенных рыночных отношениях, отсутствии пока даже опыта осмысления его системной организации в виде значительных проектов.

     На сегодняшний день становится ясно, что важным условием модернизации экономики РФ в новых социально-экономических условиях становиться формирование активно развивающейся системы управления - гарантии сокращения цикла «исследование производства».

     Основной  областью приложений консалтинга являются хозяйственные организации (предприятия, корпорации, фирмы), однако в современном мире во всех демократических обществах все большим спросом пользуется политический консалтинг. Поэтому объектом консалтинга выступает управление широким классом социальных организаций (хозяйственных, государственных учреждений, политических партий, территориальных социумов). Поэтому социальный консалтинг должен пониматься как деятельность, направленная на реализацию общественной потребности в профессиональном управлении политического, административно-территорального и экономического характера. Представления о профессиональной консультативной деятельности, приложимой исключительно к сфере управления хозяйственными организациями и предприятиями, существенно сужает поле исследовательского подхода и получения новых знаний об этой только институционализирующейся в современном российском обществе сфере управленческой деятельности, ее содержании, субъектах, функциях и организационной структуре.

     В приложениях консалтинга можно выделить экономическое, политическое и территориальное направления, а также федеральный (национальный), региональный и локальный уровни. При этом цели, методы и особенности социального консалтинга существенно варьируют в зависимости от типа и размера его объектов.

     Говоря  об экономическом приложении, то в странах с рыночной экономикой все без исключения социальные организации должны самостоятельно думать об обеспечении благоприятных экономических условий своей деятельности. Для коммерческих предприятий это утверждение представляется совершенно очевидным, поскольку они создаются в первую очередь с целью получения прибыли, а в случае неспособности обеспечить достаточную экономическую эффективность эти предприятия просто разоряются и прекращают существование. Однако, и некоммерческие социальные организации различных типов, в том числе государственные учреждения, политические партии, территориальные образования, хотя и не направлены непосредственно на получение прибыли, но при отсутствии финансовых ресурсов также оказываются не в состоянии решать свои уставные задачи.

     Поэтому экономические аспекты играют важную роль в деятельности всех социальных организаций, и чем менее они  способны самостоятельно обеспечивать свою экономическую эффективность, тем значимее для них совет и помощь со стороны квалифицированных специалистов в области экономики и финансов, то есть консультантов15.

     К этой же группе причин относится и  необходимость анализа экономических аспектов деятельности самих консультационных организаций как коммерческих предприятий, которые, помогая клиентам в решении их экономических, организационных и иных задач, обеспечивают рентабельность собственного функционирования.

     Стратегия выживания, доминирующая в российской экономике, не богата на выбор между плохим и очень плохим. Пассивная адаптация к рискам или выживание за счет перетягивания ресурсов из других отраслей экономики является благоприятным для возвращенческих социальных рисков. Восстановление вертикали государственного управления дает возможность правового и социального контроля экономических трансформаций. Дисбаланс социальных и экономических новаций создает недостаточную управляемость экономикой переходного типа. Экономические реформы, связанные с верой в самостабилизацию экономики и безупречность рыночных механизмов, вызывают процессы демодернизации, натурализации и сегментации экономики.

     Общей чертой, объединяющей все названные  объекты консалтинга, является их принадлежность к социальным организациям, что позволяет говорить о консультационной деятельности как о социальной технологии. Однако, консалтинг различных объектов имеет свою специфику. Поскольку консалтинг является социальной технологией, он относится к классу субъект-субъектных взаимодействий. Поэтому важнейшую роль играют социально-психологические аспекты отношений консультанта и клиента как личностей.

     Одним из наиболее общих подходов к консультированию при управлении предприятиями и организациями является так называемая концепция организационного развития, в основу которой заложено представление об организации как о социотехнической системе.

     Концепция организационного развития включает несколько  фундаментальных идей16:

     1) организация есть открытая система,  отвечающая всем закономерностям открытых систем;

     2) организация есть развивающаяся социальная система, описываемая с этой точки зрения закономерностями групповой динамики;

     3) организация есть единство двух  процессов: деятельности по достижению общеорганизационной цели и взаимоотношений между сотрудниками организации как личностями;

     4) сотрудники организации действуют  на основании схем поведения,  сформированных у них в ходе  социализации, прежде всего в  семье.

     Таким образом, концепция организационного развития опирается на принципы системного подхода, а также на социально-психологические подходы к изучению неформальной организационной структуры. В ходе консалтинга должны быть учтены как системные, так и социально-психологические аспекты функционирования организации.

     Большинство перечисленных особенностей свидетельствует  в пользу применения консалтинга. Так, отсутствие возможности легкого и быстрого обогащения вынуждает малых предпринимателей сосредоточить внимание на кропотливых вопросах совершенствования организации труда и управления, что требует профессиональной поддержки. В этом ключе надо понимать и "появление профессионализма и экономического рационализма". Возрастание роли этики и корпоративной философии означают необходимость качественного совершенствования менеджмента, перехода к современным концепциям мотивации. Создание торговой марки также невозможно без трудоемкой подготовительной работы, которую могут значительно облегчить профессиональные консультанты, и т.д.

     Таким образом, в приложениях консалтинга  можно выделить экономическое, политическое и территориальное направления, а также федеральный (национальный), региональный и локальный уровни. При этом цели, методы и особенности социального консалтинга существенно варьируют в зависимости от типа и размера его объектов. Проведенное исследование показало, что предложенная в работе "матричная" структура существенно повышает качество предметного анализа и служит основой детального исследования всех значимых аспектов проблемы. Авторская модель позволяет получить детальную характеристику всех "клеток" используемой теоретической матрицы (например, экономический консалтинг на региональном уровне, политический консалтинг на региональном уровне и т.д.), что позволяет раскрыть сущность комплексного понятия консалтинга как синтеза многих частных определений. 

2.3 Роль консалтинга  в обеспечении экономической безопасности 

     В условиях нестабильной экономической  ситуации процесс успешного функционирования и экономического развития российских компаний во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности предприятия. Экономическая безопасность характеризует возможности предприятия своевременно и адекватно реагировать на происходящие изменения во внешней среде, а также на изменения внутреннего функционирования. Кроме того, экономическая безопасность предприятия представляет собой результат умелого, обоснованного управления совокупностью внутренних факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Безопасность проявляется в процессе противодействия предприятия негативным внешним и внутренним обстоятельствам, его реакции на внешние и внутренние возмущения, выводящие его из состояния равновесия17.

     Одной из важнейших задач российского  социального консалтинга выступает анализ состояния организации с точки зрения ее экономической безопасности, так как эти проблемы занимают все более видное место в экономико-социологических исследованиях последнего десятилетия. Ключевое место в анализе проблем безопасности занимает изучение таких вопросов, как содержание и структура этого понятия, система индикаторов безопасности и определение их пороговых значений, факторы и угрозы экономической безопасности, меры по обеспечению безопасности. Наиболее важной задачей консультантов является выработка рекомендаций по построению механизма поддержания индикаторов безопасности в требуемом диапазоне; в то время как обычно связь консалтинга с экономической безопасностью не прослеживается, и проблемы экономической безопасности ставятся и решаются преимущественно на общенациональном или региональном уровнях.

     Экономическая безопасность предприятия складывается из нескольких функциональных составляющих, которые для каждого конкретного предприятия могут иметь различные приоритеты в зависимости от характера существующих угроз. Основным фактором, определяющим состояние экономической безопасности является обладание предприятием устойчивыми конкурентными преимуществами, соответствующими стратегическим целям предприятия. При этом основной характерной чертой обеспечения экономической безопасности является тот факт, что такая деятельность представляет собой непрерывный процесс, который вбирает в себя обоснование и реализацию рациональных форм, методов, способов создания системы экономической безопасности, ее развитие и совершенствование. Экономическая безопасность может быть обеспечена при комплексном использовании всего арсенала средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах ее деятельности. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм – систему защиты экономических интересов.

     Механизм  управления экономической безопасностью  предприятия представляет собой  объективно обусловленную последовательность действий по обеспечению экономической безопасности предприятия. К основным его элементам можно отнести: определение потребностей в обеспечении безопасности, сил и средств, а также организационно-хозяйственного механизма, формулировку целей и задач обеспечения безопасности18. Основной целью системы экономической безопасности является предотвращение ущерба интересам предприятия в результате хищения финансовых и материальных средств, уничтожения имущества и ценностей в результате чрезвычайных ситуаций, разглашения, утраты, искажения, уничтожения информации, а также опасного для жизни воздействия на персонал и членов их семей. К задачам системы безопасности относятся: своевременное выявление угроз безопасности персонала и ресурсов; установление причин и условий, способствующих нанесению финансового и материального ущерба; отнесение информации к категориям ограниченного доступа, и других ресурсов к различным уровням уязвимости и подлежащих сохранению; создание структуры оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании предприятия; эффективное пресечение посягательств на ресурсы и угроз персоналу на основе экономических, правовых, организационных и инженерно-технических мер обеспечения безопасности; создание условий для максимально возможного возмещения и локализации ущерба, наносимого неправомерными действиями криминальных структур и конкурентов, ослабление негативного влияния последствий чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Современная инфраструктура консалтинговой среды