Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, что собой представляет современная инфраструктура консалтинговых услуг.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
- определения сущности и содержания консалтинга;
- исследования этапов развития консалтинга и состояния современного рынка консалтинговых услуг для выявления особенностей развития консалтинговых компаний в России;
- описание организационно - экономических форм консалтинга;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ
6
1.1 Понятие и специфика современного консалтинга
6
1.2 Развитие консалтинговых услуг в России
12
1.3 Зарубежный опыт интеграции консалтинговых услуг
17
2 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
21
2.1 Социальные цели, задачи и методы консалтинга 21
2.2 Области приложения социального консалтинга 24
2.3 Роль консалтинга в обеспечении экономической безопасности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Одновременность процесса производства и потребления услуг усложняет выбор потребителя, который применительно к консалтинговым услугам усугубляется отсутствием экономико-правовых механизмов регулирования особенно на российском рынке. На сегодняшний день главная проблема функционирования рынка консалтинговых услуг состоит в том, что в отличие от аудиторских фирм российские консалтинговые компании не лицензируются, не имеют стандартов качества и не регулируются законодательно. Данное обстоятельство создает немалые трудности как для самих консультантов, так и для потенциальных клиентов. С этим связано проникновение на рынок консалтинговых услуг неквалифицированных фирм, не обладающих соответствующими знаниями и навыками. Клиенту представляется довольно затруднительным оценить профессионализм той или иной консалтинговой фирмы, и все, что может быть свидетельством надежности компании, носит скорее косвенный и необъективный характер (рейтинг, репутация компании, мнения деловых партнеров, мнения клиентов консалтинговой компании, опыт аналогичных проектов и т.п.).
Ненакапливаемость, невозможность стандартизации консалтинговых услуг, связаны как с природой услуги, так и с объектом консультирования. Спрос на консалтинговые услуги имеет сложную структуру. Различные исследователи сходятся во мнении, что спрос на услуги вообще и консалтинговые в частности обладает высокой степенью диверсификации, персонификации и индивидуализации. Что же касается объекта консультирования, то в этой связи необходимо отметить, что каждое предприятие уникально, и, следовательно, простое тиражирование консалтинговых схем неспособно качественно отвечать потребностям клиента. Конечно, существуют методики, типовые решения для отдельных отраслей, определенные нормы и нормативы, существует преемственность разработок (консалтинговые компании сформировали банки данных, которые постоянно пополняются новыми практическими ситуациями и решениями), что в значительной степени облегчает процесс принятия решения консультантами. Однако, в силу того, что сущность каждого отдельного проекта в его уникальности, один проект всегда отличен от другого, существует необходимость индивидуального подхода к конкретной проблеме каждого отдельного предприятия. В подобной двойственности заключается сложность, многомерность процесса консультирования.
Большое значение имеет сотрудничество консультанта и клиента в ходе проекта. Клиент должен принимать активное участие в работе консультантов, которое заключается как в предоставлении как можно более полной информации о состоянии предприятия, так и в постоянном мониторинге процесса консультирования и достигаемых результатов. Ограничения информационными или временными рамками не могут не отразиться в работе консультантов, что влияет на глубину проработки проблем, на рассмотрение всех возможных вариантов.
Консалтинговый проект условно можно разделить на следующие этапы6:
-
подготовка (предварительные контакты,
предварительный диагноз,
- диагноз (анализ существующего положения дел на предприятии);
-
планирование действий (разработка
плана необходимых мер,
-
внедрение (мониторинг
В ходе всего проекта от подготовки до внедрения активная работа компании-заказчика и консультанта необходима. От этого зависит как успех и провал проекта, так и качество передачи знаний и навыков от консультантов к консультируемому. Известно, что одним из критериев положительного эффекта консалтинговых услуг является передача знаний и навыков в ходе консалтингового проекта. Обучение в различной степени является сопутствующей услугой консультирования, причем уровень обучения зависит от качества сотрудничества консультанта и клиента, от степени вовлеченности клиента в процесс консультирования. Также консультанты часто предлагают методы прямого обучения - тренинги и семинары, что позволяет сотрудникам компании-клиента освоить произведенные консультантами изменения.
Внедрение информационных технологий придает консалтинговым услугам в этой области более осязаемый характер, связанный с материализацией услуг из-за практического внедрения информационных продуктов и систем. Таким образом, большинство управленческих решений закрепляется на довольно длительный срок после выполнения заказа консультантами и их ухода с предприятия, а в качестве способа закрепления выступает программный продукт, обеспечивающий какой-либо отдельный бизнес-процесс или связывающий несколько бизнес-процессов компании. Милан Кубр: «неосязаемость услуг по консультированию - другой важный фактор маркетинга. Верно, что имеется тенденция сделать неосязаемое осязаемым, ... консультанты в определенных случаях могут разработать и предложить стандартные системы и пакеты услуг. Информационная технология и широкая пропаганда гибких компьютеризированных систем, пригодных для применения в производстве и сфере управления организацией в самых различных условиях, расширяют диапазон осязаемых услуг по консультированию»7.
Главной задачей консультантов является оказание помощи клиентам в решении их проблем, связанных с функционированием предприятия, и существует несколько способов такой помощи:
- Найти проблему и предложить пути решения. Клиент может осознавать, что у него есть проблема, но он не в состоянии собственными силами определить, в чем именно она заключается, каковы источники происхождения проблемы. В данной ситуации консультанты могут проанализировать сложившиеся обстоятельства и выявить проблему, причины ее возникновения, а также разработать и предложить клиенту пути ее решения. Данный процесс получил название экспертное консультирование, имеющее место в случае, когда консультанты сами выполняют всю работу по обнаружению и решению проблемы.
- Оказать помощь клиенту в самостоятельном обнаружении причин своей проблемы, а затем определить пути ее решения. Данный подход применяется в ситуациях, когда клиент готов определить проблему и решить ее, но ему не хватает некоторой методологической поддержки для успешного осуществления своих намерений. В этом случае консультанты могут оказать клиенту эту методологическую поддержку и пройти вместе с ним весь путь от обнаружения проблемы до ее решения. Такой подход называется процессным консультированием, т.е. консультированием в процессе управленческой деятельности клиента.
- Научить клиента, как находить и решать проблемы, что предполагает создание у клиента комплексной системы практических знаний, механизма, позволяющего ему находить, а также решать свои проблемы самостоятельно. В данном случае имеет место обучающее консультирование, при котором консультант не участвует непосредственно в процессе поиска и решения проблем, а только обучает клиента и проверяет правильность выполнения "домашнего задания".
На практике не всегда представляется возможным выделить все три типа в чистом виде, так как наблюдается смешение и взаимодополнение всех трех подходов с необходимым акцентированием на тех сторонах, которые больше всего необходимы клиенту в данном конкретном случае: чтобы решение проблемы нашли за него, чтобы ему помогли решить проблему, или же чтобы научили, как ее решать.
Потребность
в консалтинге возникает в
случае необходимости изменений в деятельности
предприятия, ухудшения результатов, кризисные
ситуации, неясности перспектив дальнейшей
работы.
1.2
Развитие консалтинговых
услуг в России
Консалтинговые услуги комплексны по своей природе. Современное консультирование носит многофункциональный и междисциплинарный характер, включающее в себя взаимодействие различных сфер - технологические, экономические, организационные, финансовые и другие аспекты деятельности предприятия. Если возникнет ошибка в одной из составляющей проекта, это может привести к снижению эффективности, а то и провалу консалтингового проекта в целом.
Консалтинговые компании обладают следующими позициями:
- независимость;
- объективность;
- знания и информация;
- опыт персонала, приобретаемый годами и десятилетиями при работе над конкретными проектами, владение методологиями системного анализа и реорганизации.
Консультирование необходимо предприятию для того, чтобы обеспечить предприятию стабильность и устойчивое развитие в современных условиях, при этом сохранить высокое качество управления. Это и привлекло внимание современного бизнес - сообщества к консалтингу, что сейчас обеспечило этой отрасли стабильную тенденцию к росту.
Одновременно с тем, как рост европейского рынка происходит медленнее мирового (в относительных показателях рост составляет 3,8%),страны Восточной и Центральной Европы являются еще неразвитыми, но имеющими динамику быстрого роста рынка консалтинговых услуг. Наиболее перспективной, с точки зрения экспертов, является Россия, Польша, страны Балканского региона и Венгрия8.
В целом, рынок консалтинговых услуг в России невелик, однако на сегодня наблюдается тенденция устойчивого роста, даже не смотря на кризисные условия, сфера консультирования все еще пользуется большим спросом. Для большинства отраслей такие темпы роста по сей день остаются недосягаемыми. К 2008 году валовой спрос на консалтинговые услуги в России приблизился к полумиллиарду долларов. Эта сумма может быть сравнима со спросом на услуги управленческого консультирования в таких странах, как Норвегия и Дания.
Консультирование
на предприятии успешно
Не смотря на это, благодаря благоприятной конкурентной среде в России сегодня появляется все больше и больше компаний, которые занимаются консультационным бизнесом. Сегодня насчитывается около трех тысяч таких организаций, если не брать в учет частных консультантов. Самые большие компании, а на сегодняшний день их всего 150 штук, однако они значительно превосходят другие местные отделения иностранных корпораций по эффективности деятельности, по выручке, численности персонала. Конечно, самое большое количество, около 80% находится в Центральном федеральном округе, однако активно развиваются и фирмы в областях9.
Особым спросом пользуется ИТ-консалтинг. На прибыль российских компаний оказывает существенное влияние, около 40% от валовой выручки , оказывают услуги ИТ-сферы. Особое влияние оказывает ИТ-сфера на управленческий консалтинг. В сфере стратегического планирования объем выручки от организационного развития и консультаций составляет около 12%, и относительно стабилен. Это полностью соответствует европейскому уровню. Однако невелика доля выполняемых проектов в сфере операционного менеджмента и HR, если брать в сравнении со среднеевропейскими показателями.
Показатели востребованности консалтинговых услуг, как показывают опросы среди менеджеров предприятий (около 80%) показывают, что затраты на услуги бизнес консультирования, за 2008-2009 годы, как минимум не сократились. Хотя наблюдалась тенденция к увеличению этих затрат. В среднем. Затраты на использование консалтинговых услуг на предприятиях за год выросли на 44%. Можно измерить отношение полученного результата с показателями вариации численности управленческого персонала на предприятии. Сокращение управленческих позиций в организационной структуре фирм наблюдается в каждой третьей организации. И при этом речь не идет о том, что большинство компаний ставит вместо внутренних управленцев консультантов из консалтинговых компаний. Однако прослеживается тенденция, так как использование бизнес консультантов гораздо эффективнее, чем рискованный набор бюрократического управленческого аппарата во многих российских предприятиях.
Очевидно, что на сегодняшний день опыт общения с представителями консалтинговых организаций имеют около 60%. Часто обращаются за помощью в консалтинговые компании около 30%, а в 13% компаниях бизнес консультанты работают постоянно. Многие достаточно часто прибегают к услугам внешних консультантов. Некоторые обращаются в консалтинговые компании лишь один раз, или вообще не имели опыта общения с предприятиями подобного рода. Однако 6,2% готовы воспользоваться данными услугами, являясь потенциальными клиентами.
На сегодняшний день в российской экономике не существует отрасли, которая бы не использовала возможности, предоставляемые консультантами. Однако, как и в предшествующие годы, по объемам заказываемых консалтинговых услуг безоговорочно лидирует промышленность, обеспечивая консультантам 60-70% совокупной выручки, причем наибольший объем доходов консалтинговых компаний обеспечивают предприятия нефтяной и нефтегазовой отрасли, электроэнергетики. Заметную роль (порядка 12% совокупной выручки) также играет финансовый сектор10. Непропорционально мала доля заказов от предприятий, работающих в сфере услуг (в то время как в структуре ВВП России они занимают более 50%). Нецивилизованными с точки зрения потребления консалтинговых услуг эксперты называют строительную отрасль, компании, связанные с недвижимостью и розничной торговлей.
Информация о работе Современная инфраструктура консалтинговой среды