Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, что собой представляет современная инфраструктура консалтинговых услуг.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
- определения сущности и содержания консалтинга;
- исследования этапов развития консалтинга и состояния современного рынка консалтинговых услуг для выявления особенностей развития консалтинговых компаний в России;
- описание организационно - экономических форм консалтинга;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ
6
1.1 Понятие и специфика современного консалтинга
6
1.2 Развитие консалтинговых услуг в России
12
1.3 Зарубежный опыт интеграции консалтинговых услуг
17
2 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
21
2.1 Социальные цели, задачи и методы консалтинга 21
2.2 Области приложения социального консалтинга 24
2.3 Роль консалтинга в обеспечении экономической безопасности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Услугами
управленческого
Более всего бизнес привлекает возможность использования знаний и навыков, которыми обладают профессиональные консультанты. Без внешних консультантов не обойтись в случае необходимости проведения независимой диагностики компании. Многие указывают на то, что прибегают к услугам внешних консультантов для получения непредвзятого «снимка» организации.
Почти пятая часть российских предприятий прибегает к услугам консультантов по управлению в случае нехватки людских и организационных ресурсов для самостоятельного решения управленческих проблем. Часто это оказывается эффективным, особенно когда нагрузка подобного рода распределяется неравномерно по времени.
Некоторые менеджеры высшего звена используют консультантов для обоснования решений, принятых руководством. Эти управленцы небезосновательно полагают, что оценка решения со стороны внешнего эксперта поможет избежать неконструктивных возражений и сопротивления персонала.
Так же некоторые пользуются услугами консультантов в случае возникновения кризисной ситуации в компании. Анализируя такой результат, можно сделать предположения, во-первых, о недостаточной информированности представителей российского бизнеса о возможностях, предоставляемых современным управленческим консалтингом, а во-вторых, о все еще недостаточной открытости российского бизнеса и наличии некоторых «комплексов» в признании, например, того, что компания может попасть в кризисную ситуацию.
По итогам 2008 года, объем рынка консалтинговых услуг в России составил 1,65-1,85 млрд. $, а совокупная выручка крупнейших консалтинговых российских групп (без компаний "большой четверки") увеличилась на 39-40 %, приблизившись к 50 млрд. руб.
На
динамично развивающемся
Основные
тенденции общероссийского
1.3
Зарубежный опыт
интеграции консалтинговых
услуг
Для западных компаний консалтинг уже давно стал внутренней функцией управления. Большинство крупнейших компаний мира являются клиентами консультантов: 87 из 100 крупнейших компаний по рейтингу Fortune 100 - клиенты McKinsey&Company, 84 компании из того же списка являются клиентами Accenture, более 20 % компаний из рейтинга FT 500 - клиенты KPMG8.
За рубежом важную роль в формировании рынка консалтинговых услуг и стандартов сыграло объединение компаний этого профиля и занимающихся данным бизнесом независимых консультантов. Они разработали квалификационные требования к своим членам и обязали их соблюдать кодекс деловой этики. Чаще всего такие объединения регистрируются в форме ассоциаций, которые, будучи бесприбыльными организациями, содержатся за счет взносов своих ассоциированных и индивидуальных членов. Членство в ассоциациях необязательно, но престижно, поскольку дает ряд преимуществ (обучение, сертификация, реклама, информационное и маркетинговое обслуживание, высокое качество которых достигается в результате тесного контакта с региональными органами управления). Усиление конкуренции должно привести и в нашей стране к образованию стратегических альянсов между консультационными компаниями, а также между этими компаниями и их клиентами11.
В России у консалтинговых компаний по сравнению с зарубежными есть одно неоспоримое преимущество: они всегда рядом со своими клиентами.
Известно, что консультанты по вопросам управления могут быть раз-делены на две группы: универсалы и «узкие» специалисты. Универсалы могут осуществлять проблемное консультирование процесса либо проекта за рубежом. Они обычно занимаются предварительной организационной диагностикой, переговорами с клиентами, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений, представлением окончательных предложений клиентам и др.. Объектом консультирования для консультанта-универсала выступает первое лицо организации (собственник и руководитель) со всеми его проблемами - кадровыми, организационными, финансовыми, социальными и техническими. Универсалы предлагают методы решения проблем по аналогии с другими организациями.
Специалисты предлагают интеллектуальные услуги в узкоспециа-лизированной консалтинговой деятельности, как правило, они бывают в курсе всех новинок в конкретной узкой области знаний. Специалисты (эксперты, аудиторы, разработчики, оценщики) дают экономические, юридические, организационно-технические и другие консультации, передают клиенту рекомендации по конкретным изменениям, используя такие методы работы, как маркетинг процессов и их показателей, анализ трендов, тестирование критериев, картирование зависимостей, идентификация связей между явлениями и др. При этом универсалы выполняют координирующие и контролирующие, т.е. управленческие, функции, проводят консультирование по целям организации, ее структуре и культуре, типу стратегии развития, лидерству, конфликтам и др. Чаще всего в управленческом консультировании универсал создает такую ситуацию для персонала заказчика, при которой он выявляет свое состояние и, осознав его, вместе с консультантом находит пути решения проблемы. Однако целью является не привлечение универсалов или специалистов, а комбинирование их навыков и умений для достижения большего суммарного эффекта, т.е. эффекта синергии.
Консалтинговые услуги как механизм антикризисного управления относятся к категории нересурсоемких деловых услуг, но вместе с тем, на наш взгляд, они отличаются от них рядом дополнительных сущностных признаков. К таким признакам относятся12:
- тесная связь и взаимозависимость с интеллектуальным, профессиональным, эмоционально-волевым потенциалом человеческого капитала, который, с одной стороны, обусловлен врожденными способностями (талант, интуиция, наблюдательность, воля, энергия, целеустремленность, здоровье, коммуникабельность, память и пр.), с другой - суммой приобретенных компетенций в результате обучения и опыта как продуцентов этих услуг, так и их получателей;
- запоздалое признание, временная невостребованность и отложенная (отдаленная) эффективность в силу неспособности большинства клиентов адекватно оценить в короткий период реальную социально-экономическую ценность консалтинговых услуг, определить своевременную потребность в них и трансформировать в соответствующий платежеспособный спрос еще до наступления кризиса и повышающийся спрос на подобные услуги в кризисных ситуациях;
- трудности в формализации консалтинговых услуг, а, следовательно, в обучении их продуцентов и сохранении необходимой преемственности.
В
современных условиях российской экономики
данная группа деловых услуг отличается
тем, что им ещё предстоит завоёвывать
рынок при высоких рисках их продуцирования
и потребления, идентифицировать свой
эффект к объектам обслуживания.
2
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ
В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1
Социальные цели,
задачи и методы
консалтинга
В условиях рыночной экономики все социальные организации так или иначе вынуждены думать об экономической эффективности своей деятельности. Для коммерческих предприятий получение прибыли является основной, хотя и не единственной целью. Для государственных учреждений, политических партий, территориальных образований экономическое благополучие выступает необходимым условием решения их задач и выполнения намеченных программ развития.
Однако,
далеко не все социальные организации
успешно справляются с
Социальный консалтинг является культурно-исторически детерминированной социальной технологией, заключающейся в управлении организационными изменениями со стороны профессиональных внешних консультантов в интересах организации-клиента, содержательно он представляет собой единство профессиональной активности и управления менеджментом, обладающее свойствами инновационности, маркетинговости, системности, практичности, субъект-субъектности, каталитичности, адаптивности. Такое толкование позволяют раскрыть, теоретически акцентировать и дифференцированно исследовать основные составляющие консалтинговой деятельности и реализацию ее важнейших характеристик на практике.
Социально-
Социальный консалтинг можно характеризовать как13:
- комплексный анализ состояния системы социального развития предприятия / организации, территории (уровень эффективности отношений людей, структурных подразделений, организаций в процессах целевого взаимодействия);
- выявление потенциала кризиса и «точек риска» в хозяйственно-экономических, организационно-управленческих и социально-культурных процессах;
- выявление негативных (ориентированных на дестабилизацию и разрушение) и позитивных (ориентированных на сохранение и развитие) «субъектов активности» предприятия / организации, территории;
- разработка программы и плана антикризисного социального управления и развития предприятия/организации, территории;
- разработка и сопровождение реализации проектов создания формальных и неформальных структур (подразделения, общественного совета, организации, др.), обеспечивающих предотвращение/ликвидацию угрозы кризиса системы;
- организация работы с человеческим ресурсом предприятия / организации, территории для предотвращения/ликвидация угрозы кризиса системы;
- разработка необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения социального реинжиниринга и деятельности создаваемых антикризисных формальных/неформальных социальных структур;
- разработка и сопровождение реализации проектов инжиниринга и реинжиниринга социальной сферы деятельности предприятия (оздоровительная, образовательная и культурно-досуговая сфера для сотрудников и их семей);
- разработка и сопровождение реализации проектов создания, деятельности и развития общественных, партийных, профсоюзных и некоммерческих организаций (групп, объединений, ассоциаций, союзов, фондов);
- разработка и сопровождение реализации программ и проектов участия социальных лидеров в выборах в местные, региональные и федеральные органы власти;
- организация и проведение избирательных компаний;
- разработка и сопровождение реализации целевых социальных программ и проектов (оздоровительных, образовательных, правовых, культурно-просветительских, благотворительных, экологических, др.);
- организация и проведение семинаров по управлению системой развития самоорганизации (персонала, партнерства), антикризисному социальному управлению, социальному проектированию и управлению проектами, по технологиям развивающейся кооперации и эффективных социальных коммуникаций.
Информация о работе Современная инфраструктура консалтинговой среды