Совершенствование управления конфликтами

Автор: Николай Кадын, 01 Декабря 2010 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта;
- рассчитать экономический эффект от предлагаемых мероприятий.
Объектом данного исследования является персонал предприятия ООО «REDIAGRO».
Предметом исследования – процесс управления конфликтными ситуациями на предприятии ООО «REDIAGRO».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретические особенности конфликтной ситуации в рабочем коллективе………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и типы конфликта………………………………………………….5
1.2. Причины возникновения конфликтов в организации……………………..8
1.3. Стратегии и методы разрешения конфликтов в организациях…………..11

II. Анализ деятельности и уровня конфликтности рабочего коллектива ООО «REDIAGRO»…………………………………………………………….15
2.1. Характеристика основных показателей деятельности ООО «REDIAGRO»…………………………………………………………………....15
2.2. Анализ состояния социально- психологического климата на предприятии……………………………………………………………………...19
2.3. Применение современных методик диагностики конфликтов на ООО «REDIAGRO »…………………………………………………………………...22

III. Направления совершенствования управления процессами конфликтов в ООО «REDIAGRO »………………………………………….26
3.1. Предлагаемые мероприятия по разрешению конфликтов на ООО «REDIAGRO »…………………………………………………………………...26
3.2. Эффективность предлагаемых мероприятий по предотвращению конфликтов на ООО «REDIAGRO »……………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………..35
Приложения.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО).doc

— 315.00 Кб (Скачать)

       Материалоёмкость в 2009г. уменьшилась по сравнению с 2007-2008гг. на 0,19 лея и 0,39 лей, соответственно, составив 0,62 лей.

     Сравнивая производительность труда одного работника  за анализируемый период, видно, что в 2009г. она больше в сравнении с 2007г. на 12689 лей, что в процентном соотношении составляет 108%. Однако в сравнении с 2008г. производительность труда одного работника увеличилась значительно, на 56866 лей или 53%.

       По данным таблицы видно, что  среднегодовая заработная плата  одного работника с каждым  годом увеличивается, при чем  интенсивней, чем производительность труда. В 2009г. среднегодовая заработная плата одного работника составляет- 15987 лей, что на 1301 лей и на 2123 лей или на 8,8% и на 15,3% больше 2007-2008гг. соответственно.

     Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 7647 тыс. лей. Это связано с уменьшением объема реализации продукции. Однако в сравнении с 2008 годом данный показатель увеличился на 685 тыс. лей или на 13,1%.

     Анализируя  прибыль предприятия, можно заметить, что за весь период своей деятельности предприятие работало прибыльно. Самая  высокая прибыль за анализируемый период наблюдается в 2007г., равняясь 9344 тыс. лей. Чем выше абсолютное значение данного показателя, тем благоприятнее возможности у предприятия в плане перспективного развития.

     Из  выше приведенных вычислений, можно  определить доходность и привлекательность  предприятия.

       На анализируемом предприятии показатель рентабельности в 2008 году значительно снизился, составив 0,7%. Показатель 2009 составил 5,86% (очень низкий показатель), что говорит о плохом состоянии коммерческой деятельности предприятия.

     Общая рентабельность предприятия также зависит от прибыли предприятия и от стоимости его активов. С каждым годом рентабельность предприятия снижается за счет снижения прибыли и увеличения стоимости имущества. Если в 2007 году рентабельность составляла 95,3%, то уже в 2008 году данный показатель равнялся 4,5%, а в 2009 году еще ниже – 1,2%.

 

2.2. Анализ состояния социально-психологического климата в ООО«REDIAGRO».

     Рассмотрим  состояние социально-психологического климата в коллективе предприятия. Психологический климат обычно рассматривается  как атмосфера, которая создается в коллективе, или как настрой. Для оценки психологического климата коллектива воспользуемся тестом (табл.2.2.1).

     В этом тесте-анкете надо сначала прочитать  каждое утверждение слева, затем  – справа и дать оценку по шкале +3 +2 +1 0 -1 -2 -3.

     Эти оценки означают:

      +3 – свойство, указанное слева,  проявляется всегда;

      +2 – свойство, указанное слева,  проявляется в большинстве случаев;

      +1 – свойство, указанное слева,  проявляется нередко; 

      0 – свойства, указанные справа  и слева, проявляются в одинаковой степени (или не проявляются достаточно ясно);

      -1 – свойство, указанное справа, проявляется достаточно заметно; 

     -2 – свойство, указанное справа, проявляется  в большинстве случаев;

      -3 – свойство, указанное справа, проявляется всегда.

       Обработка результатов теста:

     1) сложить все положительные баллы;

     2) сложить все отрицательные баллы; 

     3) из большей суммы вычесть меньшую; 

     4) полученный результат разделить  на 10.

       Положительные значения конечных показаний соответствуют – благоприятному психологическому климату, а отрицательные – неблагоприятному психологическому климату. Если у большей части коллектива преобладают отрицательные значения теста, то психологический климат неблагоприятен, и наоборот. 
 
 

       Таблица 2.2.1

Характеристика  психологического климата.

Позитивные  характеристики +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Негативные  характеристики
1.Преобладает  добрый, жизнерадостный тон настроения               1.Преобладает  подавленное настроение
2.Доброжелательность  во взаимоотношениях, взаимные симпатии               2.Конфликтность  в отношениях, агрессивность, антипатия
3.Членам  коллектива нравится быть вместе               3.Члены коллектива  не любят совместную работу
4.Успех  и неудачи товарищей вызывают  сопереживание               4.Успехи вызывают  зависть, неудачи – злорадство
5.Члены  коллектива с уважением относятся  друг к другу               5.Каждый нетерпим  к мнению сослуживца
6.Один  за всех, все за одного               6.Каждый сам  за себя
7.Чувство  гордости за коллектив               7.Равнодушие  друг к другу
8.Каждый  активен и энергичен               8.Каждый инертен  и пассивен
9.Совместные  дела всех увлекают               9.Коллектив  невозможно поднять на совместное  дело
10.В  коллективе справедливо относятся  друг к другу               10.Коллектив  распадается на привилегированных и отверженных
 

       Результаты, полученные по итогам обработки соответствующих анкет, распространенных среди членов ООО «REDIAGRO» представлены в таблице 2.2.2: 
 

     Таблица 2.2.2.

     Характеристика  психологического климата в экипаже  парохода.

  Позитивные характеристики Баллы Негативные  характеристики
1.Преобладает  добрый, жизнерадостный тон настроения  
+1,8
1.Преобладает  подавленное настроение
2.Доброжелательность  во взаимоотношениях, взаимные симпатии  
+1,2
2.Конфликтность  в отношениях, агрессивность, антипатия
3.Членам  коллектива нравится быть вместе  
-0,6
3.Члены коллектива  не любят совместную работу
4.Успех  и неудачи товарищей вызывают  сопереживание  
+0,8
4.Успехи вызывают  зависть, неудачи – злорадство
5.Члены  коллектива с уважением относятся  друг к другу  
+1,4
5.Каждый нетерпим  к мнению сослуживца
6.Один  за всех, все за одного +2.2 6.Каждый сам  за себя
7.Чувство  гордости за коллектив +1,0 7.Равнодушие  друг к другу
8.Каждый  активен и энергичен +2.2 8.Каждый инертен  и пассивен
9.Совместные  дела всех увлекают  
+1,2
9.Коллектив  невозможно поднять на совместное  дело
10.В  коллективе справедливо относятся  друг к другу  
+1,4
10.Коллектив  распадается на привилегированных  и отверженных
 

     Наиболее  низкие показатели мы наблюдаем в  пунктах 3, 4, 7 и 9, что позволяет сделать нам выводы об отсутствии сплоченности, сопереживания и «чувства локтя» среди членов данного коллектива. Создание хорошего психологического климата в коллективе является необходимым условием эффективной совместной деятельности работников.

     Эффективная совместная деятельность работников, как это видно из полученной оценки психологического климата, свидетельствует о наличии в трудовом коллективе таких качеств как сработанность, совместимость и нормальный характер межличностных отношений.

 

      2.3. Применение современных методик диагностики конфликтов на предприятии ООО «REDIAGRO».

     Анализ  работы по управлению конфликтами является первым этапом по определению вида конфликта в трудовом коллективе ООО «REDIAGRO».

     В первую очередь автор выяснил, ведется  ли фиксация конфликтов на предприятии в каких-либо документах. После того, как обнаружилось, что как таковой фиксации в документах не имеется, анализ проводился путем включенного наблюдении автора в естественные условия.

     На  втором этапе был применен метод  тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

       Исследование проводилось на  одном из объектов: ООО «REDIAGRO», состоящем из 14 человек (женщины).

     Для исследования были применены следующие  методы: метод наблюдения, а также  метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две  методики: методика диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

     1. Методика диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению.

     Для описания типов поведения людей  в конфликтных ситуациях К. Томас  применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

     В своем вопроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

     2. Методика диагностики самооценки  мотивации одобрения Д. Марлоу  и Д. Крауна.

     Методика  диагностики самооценки мотивации  одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

     В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический  климат в данном трудовом коллективе напряженный.

     Для изучения стратегии поведения, которые  используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания приведения К. Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества. (см. табл.2.3.1). 
 
 

Таблица 2.3.1

Результаты  диагностики по методике Томаса

№ испытуемоо Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 0 5 8 8 9
2 1 7 8 9 5
3 5 1 7 11 6
4 4 6 6 10 4
5 1 7 4 10 8
6 2 6 9 9 8
7 5 7 5 8 5
8 5 1 9 10 5
9 1 6 6 10 7
10 2 4 8 11 5
11 4 6 5 12 3
12 3 10 4 8 5
13 6 7 8 6 3
14 4 6 4 6 10

Информация о работе Совершенствование управления конфликтами