Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается разработке предложений по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить причины возникновения и виды конфликтных ситуаций;
- изучить способы разрешения конфликтов и их профилактику;
- исследовать социально-психологический климат в коллективе;
Введение 3
1.Управление конфликтами на предприятии 5
1.1 Понятие конфликта и причины возникновения конфликтов 5
1.2 Характеристика видов конфликтов 7
1.3 Методы управления конфликтами 13
2. Оценка процесса управления конфликтами в магазине «Простор» 18
2.1 Характеристика магазина «Простор» 19
2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии 19
2.3 Оценка поведения сотрудников в конфликтных ситуациях 26
3. Совершенствование процесса управления конфликтами 29
3.1 Рекомендации по снижению конфликтности 29
3.2 Мероприятия по улучшению условия труда 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Приложение А Тест Оценка факторов 38
Приложение Б Тест Самооценка конфликтности 39
Из таблицы 7 видно, что среди межличностных, позиционных конфликтов наибольшее количество дают такие причины, как завышение меры наказания (12) и плохое знание взаимоотношений (14). Среди межличностной справедливости наибольшее количество дает диктат давления (16). Среди межличностных за ресурсы дает категоричность (10) и плохое знание взаимоотношений (8). Среди мотивационных психологическая несовместимость (13). Таким образом, основная причина-это плохое знание взаимоотношений и психологическая несовместимость отдельных сотрудников организации.
В приложении А представлена анкета по которой был рассчитан уровень конфликтности. В анкете 10 вопросов, характеризующих факторы, способствующие выявлению причин конфликтности. Как показало исследование, сотрудников не удовлетворяют 6 из 10 факторов, следовательно: К=6/10=0,6, поскольку К должен стремиться к 0, то уровень конфликтности выше среднего.
Для выявления истинных причин конфликтов был использован метод картографии, таблица 8.
Таблица 8 - Карта конфликтов магазина «Простор»
Участники | ||
Менеджер по приходам – Шаруда Д.В | Менеджер по
заказам –
Грязнова Ю.А |
Директор –
Антонова Н.Б. |
Потребности:
-уважение; -нормальное отношение руководителя; -работа в соответствии с должностными обязанностями. Опасения: -расширения конфликта; -отсутствие
нормальных отношений с |
Потребности:
-сохранение своей власти и авторитета Опасения:
|
Потребности:
-сохранение уважения в коллективе; сохранение своей власти в коллективе Опасение: -недопущение панибратства; -ухудшение
взаимоотношений с |
Данный конфликт является вертикальным и межличностным. В дальнейшем это инцидент может привести к организационному конфликту, группообразованию. Как показало проведенное исследование для директора важнее взаимоотношения со своими заместителями, которым он полностью доверяет, чем с непосредственными исполнителями работ (менеджерами) от которых он только требует прибыль.
Рассмотрим следующую ситуацию: произошел конфликт между сотрудниками предприятия, не находящимися в подчиненном отношении. Между менеджером по приходам и менеджером по заказам, по поводу профессионализма деятельности каждого. Обе стороны приводили весомые доводы в подтверждение свое точки зрения. Далее спор перешел в острый конфликт, сопровождающийся обоюдными оскорблениями и угрозами. Это отразилось на рабочем процессе и на психологическом климате в коллективе. В результате руководство магазина «Простор» приняло решение о переводе одного из менеджеров в другой магазин, что разрешило данный конфликт. По направленности вышеуказанный конфликт является горизонтальным и межличностным.
2.3 Оценка поведения сотрудников в конфликтных ситуациях
Люди ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному. Для определения, как будет действовать сотрудник в ситуации конфликта, его следует протестировать. Поэтому было решено провести исследование социально-психологического климата в коллективе, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки степени конфликтности.
В
результате было установлено, что респонденты
используют в своей деятельности
практически все стратегии поведения.
Но наибольшее количество баллов у большинства
респондентов, приходится на тактику соперничества,
избегания, ухода от конфликта, у двух
респондентов преобладает тактика приспособления,
и по одному тактика компромисса и сотрудничества.
Таблица 9-Результаты диагностики по методике Томаса
№ испытуемого | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 Антонова Н.Б. | 9 | 5 | 5 | 8 | 3 |
2 Вавилина И.А. | 7 | 7 | 4 | 9 | 5 |
3 Евсюкова Э.А. | 5 | 1 | 7 | 11 | 6 |
4 Павленко С.Ю. | 4 | 6 | 6 | 10 | 4 |
5 Васюхно И.А. | 6 | 7 | 4 | 10 | 8 |
6 Лобанов Г.Д. | 4 | 6 | 2 | 9 | 8 |
7 Петренко С.А. | 5 | 7 | 5 | 8 | 5 |
8 Сахарова Т.Б. | 5 | 1 | 9 | 10 | 5 |
9 Котов К.В. | 6 | 6 | 6 | 10 | 7 |
10 Белянчева Е.А | 7 | 4 | 8 | 11 | 5 |
Полученные
данные позволили предположить, что
использование тактики
Таблица 10-Результаты диагностики самооценки конфликтности
№ испытуемого | Должность | Самооценка конфликтности (баллы) | |||
1 Антонова Н.Б. | директор | 41 | |||
2 Вавилина И.А. | ст менеджер по приходам | 21 | |||
3 Елесина Э.А. | товаровед | 18 | |||
4 Шаруда Д.В | менеджер по приходам | 21 | |||
5 Грязнова Ю.А | менеджер по заказам | 26 | |||
6 Леонова С.Д. | администратор | 26 | |||
7 Петренко С.А. | ст.продавец | 28 | |||
8 Сахарова Т.Б. | ст.продавец | 36 | |||
9 Котов К.В. | ст.продавец | 18 | |||
10 Беляева Е.А. | ст.продавец | 21 |
По самооценке работников по их участию в конфликтах, можно сделать вывод, что 50% составляют неконфликтные личности, 29% лица с незначительной конфликтностью и у 21% сотрудников наблюдается ярко выраженная конфликтность. Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и самооценкой уровня конфликтности есть взаимосвязь.
Таким образом, можно сделать вывод, что 70% опрошенных недовольны условиями труда: устаревшее оборудование; неудовлетворительное состояние рабочих мест; возможность травматизма в процессе работы. 8% опрошенных работников недовольны руководителем. Причинами этого могут быть: личные амбиции работника; недовольство заработной платой; недовольство стилем руководства.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Рекомендации по снижению конфликтности
Для
реализации результативной трудовой деятельности
коллектива должен присутствовать благоприятный
социально-психологический климат коллектива.
Уменьшить возможность конфликта можно,
применяя методики разрешение конфликта.
Руководителю, для достижения предложенных
мероприятий предлагается следующий план
действий, таблица 11.
Таблица 11 - План действий руководителя на 2012 год
Мероприятие | Время проведения | Эффект |
Систематическое проведение совещаний | В течение года- еженедельно | Своевременное знание проблем предприятия, быстрое принятие решения |
Привлечение к принятию решений специалистов предприятия | По мере необходимости | Повышается ответственность за исполнение решения, растет инициатива и предприимчивость |
Совершенствовать документационной работы | В течение года | Своевременное оформление договоров, др. |
Разработать методы по оценке специалистов | 4 квартал | Критерии оценки необходимо донести до каждого работника, что положительно повлияет на производительность труда и культуру обслуживания |
В магазине «Простор» неформальные отношения преобладают над профессиональными и только на основе установившегося личного доверия могут строится профессиональные отношения. Но при неформально-дружеских отношениях систему управления выстроить невозможно большинство менеджеров ООО «Мега-Торг» относится к обслуживающему персоналу слегка пренебрежительно: больничных нет, отпуск всего две недели и то не всем и не всегда, на семейные события отпускают не всех и т.д. Отсюда и непонимание, что успех фирмы складывается из взаимодействия между всеми сотрудниками.
Соблюдение общечеловеческих этических норм и правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Большую роль при разрешении конфликтов играют психологические особенности личности, особенности людей.
Не менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы можно и нужно трансформировать, приспосабливаясь к людям, с которыми приходится работать, и в то же время предоставлять другим возможность приспосабливаться к самому себе. У каждого должен быть свой уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.
Для стимулирования персонала необходимо участие работников в процессе управления, но следует объективно оценивать ситуацию, существуют обстоятельства, когда уместно автократическое, авторитарное, односторонне решение проблемы. Кроме заработной платы как источника материального стимулирования возможно введение системы бонусов – разовые выплаты из прибыли организации. Годовой, полугодовой, новогодний бонусы, связанные со стажем и размером заработной платы.
Мероприятия
по морально-психологическому стимулированию
представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Мероприятия по морально-психологическому стимулированию
Мероприятие | Период проведения | Затраты, руб. |
Конкурс «Лучший сотрудник фирмы» | 01.03-01.07 | 26000 |
Фотография на доске почета | 07.06-15.09 | 13000 |
Вручение вымпелов и кубков лучшим сотрудникам | 12.05-30.10 | 17000 |
Итого | --- | 56000 |
При внедрении системы стимулирующих мероприятий следует предварительно провести анкетирование персонала об их предпочтениях, о том, что каждого из них лично стимулировало бы работать еще лучше.
В
процессе исследования было выявлено,
что руководство мало уделяет внимания
повышению квалификации сотрудников.
План по повышению квалификации отдельных
работников предприятия представлен в
таблице 13.
Информация о работе Совершенствование управления конфликтами на предприятии