Совершенствование управления конфликтами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается разработке предложений по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить причины возникновения и виды конфликтных ситуаций;
- изучить способы разрешения конфликтов и их профилактику;
- исследовать социально-психологический климат в коллективе;

Содержание

Введение 3
1.Управление конфликтами на предприятии 5
1.1 Понятие конфликта и причины возникновения конфликтов 5
1.2 Характеристика видов конфликтов 7
1.3 Методы управления конфликтами 13
2. Оценка процесса управления конфликтами в магазине «Простор» 18
2.1 Характеристика магазина «Простор» 19
2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии 19
2.3 Оценка поведения сотрудников в конфликтных ситуациях 26
3. Совершенствование процесса управления конфликтами 29
3.1 Рекомендации по снижению конфликтности 29
3.2 Мероприятия по улучшению условия труда 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Приложение А Тест Оценка факторов 38
Приложение Б Тест Самооценка конфликтности 39

Работа содержит 1 файл

конфликты.doc

— 515.00 Кб (Скачать)

     Из  таблицы 7 видно, что среди межличностных, позиционных конфликтов наибольшее количество дают такие причины, как завышение меры наказания (12) и плохое знание взаимоотношений (14). Среди межличностной справедливости наибольшее количество дает диктат давления (16). Среди межличностных за ресурсы дает категоричность (10) и плохое знание взаимоотношений (8). Среди мотивационных психологическая несовместимость (13). Таким образом, основная причина-это плохое знание взаимоотношений и психологическая несовместимость отдельных сотрудников организации.

     В приложении А представлена анкета по которой был рассчитан уровень конфликтности. В анкете 10 вопросов, характеризующих факторы, способствующие выявлению причин конфликтности. Как показало исследование, сотрудников не удовлетворяют 6 из 10 факторов, следовательно: К=6/10=0,6, поскольку К должен стремиться к 0, то уровень конфликтности выше среднего.

     Для выявления истинных причин конфликтов был использован метод картографии, таблица 8.

Таблица 8 - Карта  конфликтов магазина «Простор»

Участники
Менеджер  по приходам – Шаруда Д.В Менеджер по заказам –

Грязнова Ю.А

Директор – 

Антонова  Н.Б.

Потребности:

-уважение;

-нормальное  отношение руководителя;

-работа  в соответствии с должностными  обязанностями.

Опасения:

-расширения конфликта;

-отсутствие  нормальных отношений с администрацией  предприятия.

Потребности:

-сохранение  своей власти и авторитета

Опасения:

  • потеря определенной доли власти;
  • потеря управляемости в коллективе;
  • потеря авторитета среди подчиненных.
Потребности:

-сохранение  уважения в коллективе;

сохранение  своей власти в коллективе

Опасение:

-недопущение  панибратства;

-ухудшение  взаимоотношений с непосредственными  заместителями.

 

     Данный  конфликт является вертикальным и межличностным. В дальнейшем это инцидент может привести к организационному конфликту, группообразованию.  Как показало проведенное исследование для директора важнее взаимоотношения со своими заместителями, которым он полностью доверяет, чем с непосредственными исполнителями работ (менеджерами) от которых он только требует прибыль.

     Рассмотрим  следующую ситуацию: произошел конфликт между сотрудниками предприятия, не находящимися в подчиненном отношении. Между менеджером по приходам и менеджером по заказам, по поводу профессионализма деятельности каждого. Обе стороны приводили весомые доводы в подтверждение свое точки зрения. Далее спор перешел в острый конфликт, сопровождающийся обоюдными оскорблениями и угрозами. Это отразилось на рабочем процессе и на психологическом климате в коллективе. В результате руководство магазина «Простор» приняло решение о переводе одного из менеджеров в другой магазин, что разрешило данный конфликт. По направленности вышеуказанный конфликт является горизонтальным и межличностным.

     2.3 Оценка поведения  сотрудников в  конфликтных ситуациях

     Люди  ведут себя в конфликтных ситуациях  по-разному. Для определения, как будет действовать сотрудник в ситуации конфликта, его следует протестировать. Поэтому было решено провести исследование социально-психологического климата в коллективе, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки степени конфликтности.

     В результате было установлено, что респонденты  используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов, приходится на тактику соперничества, избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества.  
 

Таблица 9-Результаты диагностики по методике Томаса

№ испытуемого Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 Антонова Н.Б. 9 5 5 8 3
2 Вавилина И.А. 7 7 4 9 5
3 Евсюкова Э.А. 5 1 7 11 6
4 Павленко С.Ю. 4 6 6 10 4
5 Васюхно И.А. 6 7 4 10 8
6 Лобанов Г.Д. 4 6 2 9 8
7 Петренко С.А. 5 7 5 8 5
8 Сахарова Т.Б. 5 1 9 10 5
9 Котов К.В. 6 6 6 10 7
10 Белянчева Е.А 7 4 8 11 5
 

     Полученные  данные позволили предположить, что  использование тактики избегания  может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. Результаты этого теста свидетельствуют о склонности респондентов избегать конфликтных ситуаций (таблица 10). 

Таблица 10-Результаты диагностики самооценки конфликтности

№ испытуемого Должность Самооценка  конфликтности (баллы)
1 Антонова Н.Б. директор 41
2 Вавилина И.А. ст менеджер по приходам 21
3 Елесина Э.А. товаровед 18
4 Шаруда Д.В менеджер  по приходам 21
5 Грязнова Ю.А менеджер  по заказам 26
6 Леонова С.Д. администратор 26
7 Петренко С.А. ст.продавец 28
8 Сахарова Т.Б. ст.продавец 36
9 Котов К.В. ст.продавец 18
10 Беляева Е.А. ст.продавец 21
 

     По самооценке работников по их участию в конфликтах, можно сделать вывод, что 50% составляют неконфликтные личности, 29% лица с незначительной конфликтностью и у 21% сотрудников наблюдается ярко выраженная конфликтность. Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и самооценкой уровня конфликтности есть взаимосвязь.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  70% опрошенных недовольны условиями труда: устаревшее оборудование; неудовлетворительное состояние рабочих мест; возможность травматизма в процессе работы. 8% опрошенных работников недовольны руководителем. Причинами этого могут быть: личные амбиции работника; недовольство заработной платой; недовольство стилем руководства.

 

    3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ  

    3.1 Рекомендации по снижению конфликтности

     Для реализации результативной трудовой деятельности коллектива должен присутствовать благоприятный социально-психологический климат коллектива. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешение конфликта. Руководителю, для достижения предложенных мероприятий предлагается следующий план действий, таблица 11. 

Таблица 11 - План действий руководителя на 2012 год

Мероприятие Время проведения Эффект
Систематическое проведение совещаний В течение года- еженедельно Своевременное знание проблем предприятия, быстрое принятие решения
Привлечение к принятию решений специалистов предприятия По мере необходимости Повышается  ответственность за исполнение решения, растет инициатива и предприимчивость
Совершенствовать  документационной работы В течение года Своевременное оформление договоров, др.
Разработать методы по оценке специалистов 4 квартал Критерии оценки необходимо донести до каждого работника, что положительно повлияет на производительность труда и культуру обслуживания
 

     В магазине «Простор» неформальные отношения преобладают над профессиональными и только на основе установившегося личного доверия могут строится профессиональные отношения. Но при неформально-дружеских отношениях систему управления выстроить невозможно большинство менеджеров ООО «Мега-Торг» относится к обслуживающему персоналу слегка пренебрежительно:  больничных нет, отпуск всего две недели и то не всем и не всегда, на семейные события отпускают не всех и т.д. Отсюда и непонимание, что успех фирмы складывается из взаимодействия между всеми сотрудниками. 

     Соблюдение  общечеловеческих этических норм и  правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Большую роль при разрешении конфликтов играют психологические особенности  личности, особенности людей.

     Не  менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы можно  и нужно трансформировать, приспосабливаясь к людям, с которыми приходится работать, и в то же время предоставлять  другим возможность приспосабливаться  к самому себе. У каждого должен быть свой уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.

     Для стимулирования персонала необходимо участие работников в процессе управления, но следует объективно оценивать ситуацию, существуют обстоятельства, когда уместно автократическое, авторитарное, односторонне решение проблемы.  Кроме заработной платы как источника материального стимулирования возможно введение системы бонусов – разовые выплаты из прибыли организации. Годовой, полугодовой, новогодний бонусы, связанные со стажем и размером заработной платы.

     Мероприятия по морально-психологическому стимулированию представлены в таблице 12. 

Таблица 12 – Мероприятия по морально-психологическому стимулированию

Мероприятие Период проведения Затраты, руб.
Конкурс «Лучший сотрудник фирмы» 01.03-01.07 26000
Фотография  на доске почета 07.06-15.09 13000
Вручение  вымпелов и кубков лучшим сотрудникам 12.05-30.10 17000
Итого --- 56000
 

     При внедрении системы стимулирующих мероприятий следует предварительно провести анкетирование персонала об их предпочтениях, о том, что каждого из них лично стимулировало бы работать еще лучше.

      В процессе исследования было выявлено, что руководство мало уделяет внимания повышению квалификации сотрудников. План по повышению квалификации отдельных работников предприятия представлен в таблице 13. 

Информация о работе Совершенствование управления конфликтами на предприятии