Совершенствование управления конфликтами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается разработке предложений по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить причины возникновения и виды конфликтных ситуаций;
- изучить способы разрешения конфликтов и их профилактику;
- исследовать социально-психологический климат в коллективе;

Содержание

Введение 3
1.Управление конфликтами на предприятии 5
1.1 Понятие конфликта и причины возникновения конфликтов 5
1.2 Характеристика видов конфликтов 7
1.3 Методы управления конфликтами 13
2. Оценка процесса управления конфликтами в магазине «Простор» 18
2.1 Характеристика магазина «Простор» 19
2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии 19
2.3 Оценка поведения сотрудников в конфликтных ситуациях 26
3. Совершенствование процесса управления конфликтами 29
3.1 Рекомендации по снижению конфликтности 29
3.2 Мероприятия по улучшению условия труда 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Приложение А Тест Оценка факторов 38
Приложение Б Тест Самооценка конфликтности 39

Работа содержит 1 файл

конфликты.doc

— 515.00 Кб (Скачать)

     Всю совокупность методов, в зависимости от типов моделей разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы: негативные методы (борьба) и позитивные методы (переговоры). Также существуют структурные методы разрешения конфликтов: разъяснение требований к работе; координационные и интеграционные механизмы; общеорганизационные комплексные цели; структура системы вознаграждений20.

     В процессе развития конфликта диапазон причин может расширяться, и появляющиеся новые причины могут приобретать  существенное влияние, разработка стратегий  разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Исходя из этого, в зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности, предусматриваются различные стратегии.

 

    2 ОЦЕНКА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В МАГАЗИНЕ «ПРОСТОР» 

     2.1 Характеристика магазина «Простор»

      ООО «Мега-Торг» является одним из крупнейших розничных торговых предприятий г.Благовещенска. Зарегистрировано 3 декабря 2008 года. Основной деятельностью является  - продажа продовольственной группы товаров широкого ассортимента.  Основной целью деятельности предприятия является повышение уровня продажи товаров и извлечение прибыли.

      Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа - руководителем является директор ООО «МЕГА-ТОРГ» — Бабич Нина Изотовна, избирается общим собранием участников Общества на неопределенный срок. Торговая компания имеет 21 магазин, также 3 супермаркета крупнейшим из которых является магазин, расположенный в ТЦ «Мега», цех кондитерский, цех салатов и горячих блюд.

      Оценка  процесса управления конфликтами проводилась  на примере крупнейшего супермаркета исследуемой компании «Простор», расположенного по адресу: г.Благовещенск, ул. 50 лет Октября 61. Директором супермаркета является Антонова Наталья Борисовна.

      Данный  магазин расположен в крупнейшем торговом центре города «Мега», на первом этаже. На площади супермаркета расположено  несколько торговых отделов, реализующих: кондитерские и макаронные изделия, чай, кофе, приправы, масложировая продукция, плодовоовощная, мясная и рыбная консервация, крупы, йогурты, сыры, соки и напитки, пр. продовольственную продукцию.

      Коллектив магазина неизменным остается уже на протяжении двух лет, численность составляет 12 человек.

      Структура управления представлена на рисунке 4. 

      

      

      

      

        

        

        
 

Рисунок 4 – Структура управления магазина «Простор» 

     Директор  магазина занимается решением всех административно-хозяйственных и финансово-экономических вопросов, связанных с деятельностью супермаркета. Обеспечивает надлежащие условия торгового обслуживания, осуществляет контроль рационального использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), управляет персоналом супермаркета. Товаровед магазина ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров, обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей. Старший менеджер по приходам обеспечивает выполнение плана продаж супермаркета, отвечает за предотвращение потерь, обеспечивает наличие и содержание в исправном состоянии средств измерения и своевременного проведения их метрологической проверки. Администратор торгового зала анализирует результаты продаж и качество обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса.

         2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии

     Конфликты оказывают пагубное воздействие  на трудовую деятельность коллектива. Для изучения и оценки психологического климата в коллективе было проведено исследование, в котором принимали участие все сотрудники магазина.

     В исследовании применялись методы: анкетирование, психологическое тестирование, наблюдение. Оценка частоты возникновения конфликтов в магазине отражена в таблице 4. 

Таблица 4 - Количество видов конфликтов в 2008-2010г.

Виды  конфликтов Количество  конфликтов Темп  роста, %
2008г 2009г 2010г 2009/

2008

2010/

2009

- между  администрацией и работниками 96 106 131 110,42 123,59
- между  отделами 380 506 665 133,16 131,42
- между  работниками 84 98 124 116,67 126,53
Итого: 560 710 920 126,79 129,58
 

     Из  таблицы 4 видно, что к 2010г. число конфликтов в магазине возросло на 29,58%. Главным образом, на это влияют конфликты между отделами, которые возросли на 33,16% в 2009 г. и на 31,42% - в 2010 г. Темп роста числа конфликтов работников с администрацией имеет тенденцию к сокращению - 10,42% в 2009 г. и 23,59% в 2010 г. Число конфликтов среди работников незначительное - около 16,67% в год, и в 2010 г.  26,53%.

     Динамика роста общего числа конфликтов повторяет динамику роста конфликтов между руководителям. Таким образом, снизив число конфликтов между начальниками отделов, можно повлиять на уменьшение общего числа конфликтных ситуаций в компании.

     Для выявления причин организационных конфликтов было проведено анкетирование сотрудников, в количестве 10 человек, т.к. 2 человека на момент проведния исследования находились на больничном. Согласно проведенному анкетированию, 17% сотрудников указали, что конфликтные ситуации возникают очень часто, 51% часто, 24% отметили, что конфликтные ситуации достаточно редки, и 8% утверждают, что столкновения очень редко возникаю в процессе работы. Можно сделать вывод, что конфликтные ситуации между работниками предприятия возникают достаточно часто.

     Частота возникновения конфликтов отражает  удовлетворенность персонала определенными  аспектами работы и условиями  труда: уровень заработной платы, социальная защищенность, профессиональное развитие, взаимоотношения в трудовом коллективе.

       Так, на вопрос о причинах смены работы 34,4% респондентов ответили, что, не задумываясь, поменяют место работы, если им предложат более высокую заработную плату, 29,7% опрошенных потенциальной причиной сменой работы видят более хорошие отношения с руководством новой организации, при этом лишь 3,9% процента ответили, что при любых условиях не намерены менять данное место работы (рисунок 5).

     Рисунок 5 - Возможные причины увольнения 

      На  вопрос о стиле руководства 32% работников оценили стиль управления своего руководителя как демократический, 57% - как директивный, 11% - как попустительский.

      Показательно, что большинство работников магазина не чувствуют себя социально защищенными, и не могут предположить свое будущее в рамках данных компаний на ближайшую перспективу. 67% опрошенных ответили, что социальная защищенность на данном месте работы значительно хуже, чем на других предприятиях подобного профиля, а 14% респондентов затруднились ответить. 

     По  итогам анкетирования было выявлено, что 75% сотрудников подчеркнули наличие противоречий интересов, их функций в трудовой деятельности; 68% сотрудников отметили неэффективность организации трудовой деятельности; 25% сотрудников недовольны условиями труда; 8% опрошенных недовольны взаимоотношением с руководителем. Данные анкетирования представлены на рисунке 6. 

     Рисунок 6 – Оценка факторов вызывающих неудовлетворение сотрудников 

     Таким образом,  видно, что большинство сотрудников (75%) считают главной причиной организационных конфликтов противоречие интересов работников, их функций в трудовой деятельности, 70% отметили недовольством условиями труда. Для более полного анализа необходимо провести оценку условий управленческого труда, таблица 5. 
 
 
 

Таблица 5 - Оценка условий управленческого труда в 2010 году

Коэффициент Формула расчета  коэффициентов Наименование  показателей Норматив Факт Значение коэффициента
1.Организации

рабочих мест

Км=(Кпл+Коб+Кус+Кс)/4 Х Х Х 0.53
- планирования

рабочих мест

Кпл= Пф/Пн 
 
Пф- факт. планировка рабочих мест, баллов

Пн –  норматив. планировка раб. мест, баллов

 
 
5,0

Х

 
 
4
 
 
0.8
-обеспеченно

сти служебными помещениями

 
 
Коб = Плф/Плн
Плф.- факт. обеспеченность 1 работника  помещен. кв.м., чел.

Плн-норматив обеспечен

ности кв.м.чел.

 
1,5
 
Х 
 

0,5

0,33
- устройства служебных помещений Кус=Уф/Ун Уф – фактическое  устрой

ство  баллов

Ун- нормативное

устройство, баллов

Х 
 

5,0

3 
 

Х

0,6
- состояния служебной мебели Кс= Мф/Мн Мф- фактическое состояние мебели, баллов

Мн- нормативное  состояние, баллов

Х 
 

5,0

2 0,4
2. Санитарно-гигиенических условий Ксу=(Кос+Кг+Ку)/3 Х Х Х 0,8
освещенности  рабочих мест Кос=Оф/Он Оф- фактическая  освещенность, баллов

Он –  нормативная осве

щенность, баллов

 
 
 
5,0
 
4 

Х

 
0,8
- температурн

ого режима

Ктр= Тф/Тн Тф - фактический.

температ. режим, баллов

Тн- нормативный  режим, баллов

 
 
5,0
5 

Х

1,0
- цветового оформления Кц=Цф/Цн Цф- фактич.оформле-ние,  баллов

Цн- норматив. оформления, баллов

Х 

5,0

5 

Х

1,0
- тишины Кт=Шф/Шн Шф- фактич. уровень  тишины, баллов

Шн- нормативный. уровень, баллов

Х 

5,0

2 

Х

0,4
3.Условий  труда Кут=(Км+Ксу)/2 Х Х Х 0,67
 

     Оценка  показателей условий труда, представленных  в  таблице  6 проводилась по двум  коэффициентам: организации рабочих мест и санитарно-гигиеническим  условиям. Из рационального планирования рабочих мест и удобного планирования служебных помещений, коэффициент организации рабочих мест составил 0,53. Рабочие места работников не оснащены необходимыми оборудованиями и материалами. Руководством не уделяется особое внимание санитарно-гигиеническим условиям труда сотрудников, влажности в кабинетах. Коэффициент санитарно-гигиенических условий составил 0,8. В целом, удовлетворенность условиями труда составило 0,67, таким образом, неудовлетворенность условиями труда может побуждать возникновение различных видов конфликтов на предприятии.

Таблица 7 – Характеристика причин и видов конфликтов, возникающих в организации

 
                    Причины

                   конфликтов 

                                      

Характе-                                                                                      

ристики

Нарушения нрав. норм Диктат. давление Категоричность Разрушение  намерений 

партнеров

Неадекватность оценки Завышенная  мера

наказания

Слабое знание инд.

особенностей  учен.

Плохое знание

взаимоотн. учащихся

Психологич. несовместимость, неприязнь
По  типу отношений 
 
Межличностные

(межгрупповые)

позиционные 2 7 5 - 3 12 6 14 4
справедливости - 16 3 7 5 3 2 4 3
за  ресурсы 2 6 10 7 4 2 5 8 2
Внутри-

личностные

мотивационные 3 2 5 6 6 8 4 3 13
выбора 4 6 7 9 3 3 5 9 10
потребностей 2 3 5 6 10 5 6 4 6
потребностей  и норм 2 4 3 8 3 13 7 5 7
По  форме

протекания

вертикальные 5 2 5 7 2 1 4 5 3
горизонтальные 4 9 8 4 6 8 7 2 5
По  формам

проявлений

открытые 2 3 5 1 4 6 8 6 7
скрытые 5 8 10 12 4 6 8 4 9
По  дина-мике бурно протекающие 2 5 7 9 7 4 6 4 8
вялотекущие 1 6 9 4 6 8 4 8 6

Информация о работе Совершенствование управления конфликтами на предприятии