Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается разработке предложений по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить причины возникновения и виды конфликтных ситуаций;
- изучить способы разрешения конфликтов и их профилактику;
- исследовать социально-психологический климат в коллективе;
Введение 3
1.Управление конфликтами на предприятии 5
1.1 Понятие конфликта и причины возникновения конфликтов 5
1.2 Характеристика видов конфликтов 7
1.3 Методы управления конфликтами 13
2. Оценка процесса управления конфликтами в магазине «Простор» 18
2.1 Характеристика магазина «Простор» 19
2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии 19
2.3 Оценка поведения сотрудников в конфликтных ситуациях 26
3. Совершенствование процесса управления конфликтами 29
3.1 Рекомендации по снижению конфликтности 29
3.2 Мероприятия по улучшению условия труда 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Приложение А Тест Оценка факторов 38
Приложение Б Тест Самооценка конфликтности 39
Всю совокупность методов, в зависимости от типов моделей разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы: негативные методы (борьба) и позитивные методы (переговоры). Также существуют структурные методы разрешения конфликтов: разъяснение требований к работе; координационные и интеграционные механизмы; общеорганизационные комплексные цели; структура системы вознаграждений20.
В
процессе развития конфликта диапазон
причин может расширяться, и появляющиеся
новые причины могут
2 ОЦЕНКА
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В МАГАЗИНЕ
«ПРОСТОР»
2.1 Характеристика магазина «Простор»
ООО «Мега-Торг» является одним из крупнейших розничных торговых предприятий г.Благовещенска. Зарегистрировано 3 декабря 2008 года. Основной деятельностью является - продажа продовольственной группы товаров широкого ассортимента. Основной целью деятельности предприятия является повышение уровня продажи товаров и извлечение прибыли.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа - руководителем является директор ООО «МЕГА-ТОРГ» — Бабич Нина Изотовна, избирается общим собранием участников Общества на неопределенный срок. Торговая компания имеет 21 магазин, также 3 супермаркета крупнейшим из которых является магазин, расположенный в ТЦ «Мега», цех кондитерский, цех салатов и горячих блюд.
Оценка
процесса управления конфликтами проводилась
на примере крупнейшего
Данный магазин расположен в крупнейшем торговом центре города «Мега», на первом этаже. На площади супермаркета расположено несколько торговых отделов, реализующих: кондитерские и макаронные изделия, чай, кофе, приправы, масложировая продукция, плодовоовощная, мясная и рыбная консервация, крупы, йогурты, сыры, соки и напитки, пр. продовольственную продукцию.
Коллектив магазина неизменным остается уже на протяжении двух лет, численность составляет 12 человек.
Структура
управления представлена на рисунке 4.
Рисунок
4 – Структура управления магазина
«Простор»
Директор магазина занимается решением всех административно-хозяйственных и финансово-экономических вопросов, связанных с деятельностью супермаркета. Обеспечивает надлежащие условия торгового обслуживания, осуществляет контроль рационального использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), управляет персоналом супермаркета. Товаровед магазина ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров, обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей. Старший менеджер по приходам обеспечивает выполнение плана продаж супермаркета, отвечает за предотвращение потерь, обеспечивает наличие и содержание в исправном состоянии средств измерения и своевременного проведения их метрологической проверки. Администратор торгового зала анализирует результаты продаж и качество обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса.
2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии
Конфликты оказывают пагубное воздействие на трудовую деятельность коллектива. Для изучения и оценки психологического климата в коллективе было проведено исследование, в котором принимали участие все сотрудники магазина.
В
исследовании применялись методы: анкетирование,
психологическое тестирование, наблюдение.
Оценка частоты возникновения конфликтов
в магазине отражена в таблице 4.
Таблица 4 - Количество видов конфликтов в 2008-2010г.
Виды конфликтов | Количество конфликтов | Темп роста, % | |||
2008г | 2009г | 2010г | 2009/
2008 |
2010/
2009 | |
- между администрацией и работниками | 96 | 106 | 131 | 110,42 | 123,59 |
- между отделами | 380 | 506 | 665 | 133,16 | 131,42 |
- между работниками | 84 | 98 | 124 | 116,67 | 126,53 |
Итого: | 560 | 710 | 920 | 126,79 | 129,58 |
Из таблицы 4 видно, что к 2010г. число конфликтов в магазине возросло на 29,58%. Главным образом, на это влияют конфликты между отделами, которые возросли на 33,16% в 2009 г. и на 31,42% - в 2010 г. Темп роста числа конфликтов работников с администрацией имеет тенденцию к сокращению - 10,42% в 2009 г. и 23,59% в 2010 г. Число конфликтов среди работников незначительное - около 16,67% в год, и в 2010 г. 26,53%.
Динамика роста общего числа конфликтов повторяет динамику роста конфликтов между руководителям. Таким образом, снизив число конфликтов между начальниками отделов, можно повлиять на уменьшение общего числа конфликтных ситуаций в компании.
Для выявления причин организационных конфликтов было проведено анкетирование сотрудников, в количестве 10 человек, т.к. 2 человека на момент проведния исследования находились на больничном. Согласно проведенному анкетированию, 17% сотрудников указали, что конфликтные ситуации возникают очень часто, 51% часто, 24% отметили, что конфликтные ситуации достаточно редки, и 8% утверждают, что столкновения очень редко возникаю в процессе работы. Можно сделать вывод, что конфликтные ситуации между работниками предприятия возникают достаточно часто.
Частота
возникновения конфликтов отражает
удовлетворенность персонала
Так, на вопрос о причинах смены работы 34,4% респондентов ответили, что, не задумываясь, поменяют место работы, если им предложат более высокую заработную плату, 29,7% опрошенных потенциальной причиной сменой работы видят более хорошие отношения с руководством новой организации, при этом лишь 3,9% процента ответили, что при любых условиях не намерены менять данное место работы (рисунок 5).
На вопрос о стиле руководства 32% работников оценили стиль управления своего руководителя как демократический, 57% - как директивный, 11% - как попустительский.
Показательно, что большинство работников магазина не чувствуют себя социально защищенными, и не могут предположить свое будущее в рамках данных компаний на ближайшую перспективу. 67% опрошенных ответили, что социальная защищенность на данном месте работы значительно хуже, чем на других предприятиях подобного профиля, а 14% респондентов затруднились ответить.
По
итогам анкетирования было выявлено,
что 75% сотрудников подчеркнули наличие
противоречий интересов, их функций в
трудовой деятельности;
68% сотрудников отметили неэффективность
организации трудовой деятельности;
25% сотрудников недовольны условиями труда;
8% опрошенных недовольны взаимоотношением
с руководителем. Данные анкетирования
представлены на рисунке 6.
Рисунок
6 – Оценка факторов вызывающих неудовлетворение
сотрудников
Таким
образом, видно, что большинство сотрудников
(75%) считают главной причиной организационных
конфликтов противоречие интересов работников,
их функций в трудовой деятельности, 70%
отметили недовольством условиями труда.
Для более полного анализа необходимо
провести оценку условий управленческого
труда, таблица 5.
Таблица 5 - Оценка условий управленческого труда в 2010 году
Коэффициент | Формула расчета коэффициентов | Наименование показателей | Норматив | Факт | Значение коэффициента |
1.Организации
рабочих мест |
Км=(Кпл+Коб+Кус+Кс)/4 | Х | Х | Х | 0.53 |
-
планирования
рабочих мест |
Кпл= Пф/Пн |
Пф- факт. планировка
рабочих мест, баллов
Пн – норматив. планировка раб. мест, баллов |
5,0 Х |
4 |
0.8 |
-обеспеченно
сти служебными помещениями |
Коб = Плф/Плн |
Плф.- факт. обеспеченность
1 работника помещен. кв.м., чел.
Плн-норматив обеспечен ности кв.м.чел. |
1,5 |
Х 0,5 |
0,33 |
- устройства служебных помещений | Кус=Уф/Ун | Уф – фактическое
устрой
ство баллов Ун- нормативное устройство, баллов |
Х 5,0 |
3 Х |
0,6 |
- состояния служебной мебели | Кс= Мф/Мн | Мф- фактическое
состояние мебели, баллов
Мн- нормативное состояние, баллов |
Х 5,0 |
2 | 0,4 |
2.
Санитарно-гигиенических |
Ксу=(Кос+Кг+Ку)/3 | Х | Х | Х | 0,8 |
освещенности рабочих мест | Кос=Оф/Он | Оф- фактическая
освещенность, баллов
Он – нормативная осве щенность, баллов |
5,0 |
4 Х |
0,8 |
-
температурн
ого режима |
Ктр= Тф/Тн | Тф - фактический.
температ. режим, баллов Тн- нормативный режим, баллов |
5,0 |
5 Х |
1,0 |
- цветового оформления | Кц=Цф/Цн | Цф- фактич.оформле-ние,
баллов
Цн- норматив. оформления, баллов |
Х 5,0 |
5 Х |
1,0 |
- тишины | Кт=Шф/Шн | Шф- фактич. уровень
тишины, баллов
Шн- нормативный. уровень, баллов |
Х 5,0 |
2 Х |
0,4 |
3.Условий труда | Кут=(Км+Ксу)/2 | Х | Х | Х | 0,67 |
Оценка показателей условий труда, представленных в таблице 6 проводилась по двум коэффициентам: организации рабочих мест и санитарно-гигиеническим условиям. Из рационального планирования рабочих мест и удобного планирования служебных помещений, коэффициент организации рабочих мест составил 0,53. Рабочие места работников не оснащены необходимыми оборудованиями и материалами. Руководством не уделяется особое внимание санитарно-гигиеническим условиям труда сотрудников, влажности в кабинетах. Коэффициент санитарно-гигиенических условий составил 0,8. В целом, удовлетворенность условиями труда составило 0,67, таким образом, неудовлетворенность условиями труда может побуждать возникновение различных видов конфликтов на предприятии.
Таблица 7 – Характеристика причин и видов конфликтов, возникающих в организации
Причины
конфликтов Характе- ристики |
Нарушения нрав. норм | Диктат. давление | Категоричность | Разрушение
намерений
партнеров |
Неадекватность оценки | Завышенная
мера
наказания |
Слабое знание
инд.
особенностей учен. |
Плохое знание
взаимоотн. учащихся |
Психологич. несовместимость, неприязнь | ||
По
типу отношений |
Межличностные
(межгрупповые) |
позиционные | 2 | 7 | 5 | - | 3 | 12 | 6 | 14 | 4 |
справедливости | - | 16 | 3 | 7 | 5 | 3 | 2 | 4 | 3 | ||
за ресурсы | 2 | 6 | 10 | 7 | 4 | 2 | 5 | 8 | 2 | ||
Внутри-
личностные |
мотивационные | 3 | 2 | 5 | 6 | 6 | 8 | 4 | 3 | 13 | |
выбора | 4 | 6 | 7 | 9 | 3 | 3 | 5 | 9 | 10 | ||
потребностей | 2 | 3 | 5 | 6 | 10 | 5 | 6 | 4 | 6 | ||
потребностей и норм | 2 | 4 | 3 | 8 | 3 | 13 | 7 | 5 | 7 | ||
По
форме
протекания |
вертикальные | 5 | 2 | 5 | 7 | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 | |
горизонтальные | 4 | 9 | 8 | 4 | 6 | 8 | 7 | 2 | 5 | ||
По
формам
проявлений |
открытые | 2 | 3 | 5 | 1 | 4 | 6 | 8 | 6 | 7 | |
скрытые | 5 | 8 | 10 | 12 | 4 | 6 | 8 | 4 | 9 | ||
По дина-мике | бурно протекающие | 2 | 5 | 7 | 9 | 7 | 4 | 6 | 4 | 8 | |
вялотекущие | 1 | 6 | 9 | 4 | 6 | 8 | 4 | 8 | 6 |
Информация о работе Совершенствование управления конфликтами на предприятии