Совершенствование управления конфликтами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается разработке предложений по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить причины возникновения и виды конфликтных ситуаций;
- изучить способы разрешения конфликтов и их профилактику;
- исследовать социально-психологический климат в коллективе;

Содержание

Введение 3
1.Управление конфликтами на предприятии 5
1.1 Понятие конфликта и причины возникновения конфликтов 5
1.2 Характеристика видов конфликтов 7
1.3 Методы управления конфликтами 13
2. Оценка процесса управления конфликтами в магазине «Простор» 18
2.1 Характеристика магазина «Простор» 19
2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии 19
2.3 Оценка поведения сотрудников в конфликтных ситуациях 26
3. Совершенствование процесса управления конфликтами 29
3.1 Рекомендации по снижению конфликтности 29
3.2 Мероприятия по улучшению условия труда 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Приложение А Тест Оценка факторов 38
Приложение Б Тест Самооценка конфликтности 39

Работа содержит 1 файл

конфликты.doc

— 515.00 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа содержит 37 стр., включает 3 раздела, 14 таблиц, 6 рисунков, 27 литературных источников, 2 приложения. 

     КОНФЛИКТЫ, УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, УДОВЛЕТОРЕННОСТЬ ТРУДОМ. 

     Целью исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.

     Объектом  исследования работы является магазин «Простор» ООО «Мега-Торг».

     Предметом исследования является система управления конфликтами.

     Методы  исследования: экономический метод, опрос, анкетирование, количественный, наблюдения и сравнения.

     Область применения: в практике работы розничных  торговых предприятий.

     Эффективность: улучшению работы компании и по снижению конфликтности, улучшение социально-психологического климата.                   

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                              3

1.Управление конфликтами на предприятии  5

  1. Понятие конфликта и причины возникновения конфликтов 5
  2. Характеристика видов конфликтов       7
  3. Методы управления конфликтами      13

2.  Оценка процесса управления конфликтами в магазине «Простор»                18      

2.1 Характеристика магазина «Простор»                                                         19

2.2 Оценка системы управления конфликтами на предприятии         19

2.3 Оценка поведения сотрудников в конфликтных ситуациях                        26

3.   Совершенствование процесса управления конфликтами   29

3.1 Рекомендации по снижению конфликтности                                               29

3.2 Мероприятия по улучшению условия труда                                              31

Заключение                                                                                                          34

Библиографический список  36

Приложение А Тест Оценка факторов 38

Приложение  Б Тест Самооценка конфликтности 39 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Разрешение  конфликтных ситуаций имеет очень  большое значение. Конфликт означает столкновение противоположных интересов, отсутствие согласия между сторонами делового контакта. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку наносит ущерб людям, негативно сказывается на результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает деловые взаимоотношения. Классическая точка зрения на конфликт состоит в том, что ему вообще нет места. Но теперь признано, что определенная степень конфликтности в социальных отношениях просто неизбежна. У конфликта может быть созидательный или разрушающий результат.

    Причинами возникновения конфликтов могут  быть различия целей, психологическая  несовместимость партнеров, недостатки в организации переговоров, неудовлетворительные коммуникации, некомпетентность, неполномочность  и многое другое. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Существуют неизбежные источники конфликта, зависимые от ряда внутренних и внешних факторов. Ниже рассмотрены некоторые часто встречающиеся причины и подходы к минимизации конфликтов.

     В разрешении конфликта главную роль играет этика менеджмента. В рамках современного менеджмента сегодня уже существует специальная наука – конфликтология. Она помогает в управлении поведением людей в особых ситуациях, в урегулировании отношений, указывает пути выхода из той или иной ситуации.

     Управление  конфликтом является одной из важнейших  функций руководителя. По роду своей  деятельности менеджеры нередко  оказываются в числе конфликтующих  субъектов. Исследования показали, что руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Конфликт способен иметь разрушительные или конструктивные последствия. Здесь многое зависит от того, как конфликт управляется, и какие используются пути его разрешения. Главная задача любого руководителя заключается в том, чтобы решать возникающие проблемы на ранних стадиях развития противоречий, не допускать эскалации конфликта.

     Цель  курсовой работы заключается разработке предложений по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.

     Задачами курсовой работы являются:

-  изучить причины возникновения и виды конфликтных ситуаций;

- изучить  способы разрешения конфликтов  и их профилактику;

- исследовать  социально-психологический климат  в коллективе;

- изучить  сложившуюся стратегию преодоления  конфликтов на предприятии;

- разработать  мероприятия по совершенствованию  управления конфликтами на предприятии.

     Объектом  исследования работы является магазин «Простор» ООО «Мега-Торг». Предметом исследования является система управления конфликтами.

     Источниками информации послужили: специальная, учебная и периодическая литература по вопросам менеджмента, управление персоналом, а также данные финансово-экономической отчетности за 2008-2010 гг.             

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
 
    1. Понятие конфликта и причины возникновения конфликтов

     Обычно  считают, что конфликт – явление, обусловленное агрессией, угрозами, спорами всегда нежелательное. Его, по возможности, следует избегать и разрешать сразу, как только он возникает. В то же время конфликты позволяют выявить разнообразие точек зрения, проанализировать множество альтернатив, зачастую процесс выработки решения становится более эффективным.  Конфликт часто помогает выявить проблемы и решить их. Сейчас все чаще полагают, что в организациях с эффективным управлением  конфликты не только возможны, но и желательны1.

     Самое распространенное определение конфликта  следующее: конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Одна сторона пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне, сделать то же самое. Зарождение и развитие конфликта можно охарактеризовать следующей схемой (рисунок 1):

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

Рисунок 1- Схема развития конфликтной ситуации

     Присутствие серьезных причин вовсе не означает, что конфликт произойдет. Обычно он не происходит, если стороны считают, что выгоды от конфликта меньше возможных  затрат и потрясений. Но когда конфликт происходит, приходится применять разные методы для его разрешения, что обычно зависит от причины возникновения конфликта2. 

Таблица 1 - Факторы  и причины  возникновения  конфликтов в организации 

Факторы Причины
Психолого-поведенческие  различия в  восприятии ценностей, манера поведения, эгоизм, неадекватность самооценки, неприятие привычек коллег, неудовлетворенность социально-психологическим климатом  и др.
Технико-технологические  ограниченность  инновационных ресурсов, неудовлетворительная профессионально-квалификационная подготовка сотрудников и др.
Организационно-экономические  неэффективные коммуникации, ограниченность позиций  для карьерного роста, несоответствие ответственности и полномочий и  др.
Социально-экономические  несовершенство  вознаграждения по труду и механизмов участия в распределении выгод и дохода, неудовлетворенность охраной и условиями труда и др.
Институциональные конкуренция, риск, неадекватность института управления организации, недостаточность или  отсутствие норм регулирования, внутренние и внешние  барьеры развития организации и др.
 

     В основе возникновения конфликтных  ситуаций, перерастающих в открытый конфликт, лежат различия в восприятии персоналом, собственниками и контрагентами  предприятия совокупности факторов, оказывающих противоречивое воздействие на внутреннюю и внешнюю среду промышленной организации3.

    Организационные конфликты вне зависимости от их непосредственных причин проявляется  через столкновения противоположных  позиций линейных руководителей  внутренних организационных звеньев (цехов, участков, отделов) между собой, а также линейных руководителей  и аппаратом заводоуправления.

    Основной  конфликт может сопровождаться производными для конкретной ситуации конфликтами (внутриличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми внутри структурных  подразделений организации). Это  затрудняет установление доминирующих факторов, обуславливающих основные причины организационного конфликта в конкретной промышленной организации4.

    Причинами возникновения конфликтов могут  быть различия целей, психологическая  несовместимость партнеров, недостатки в организации переговоров, неудовлетворительные коммуникации, некомпетентность, неполномочность и многое другое. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Существуют неизбежные источники конфликта, зависимые от ряда внутренних и внешних факторов.

     1.2 Характеристика видов конфликтов

     Конфликты, представляющие собой сложное социально- психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различны признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить пути их решения.

     Существуют  четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт-это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов)5.  

Таблица 2- Классификация конфликтов

Основные

классификации

Виды

конфликтов

Общая характеристика
Сферы проявления конфликта
Экономические

Идеологические

Соц.- бытовые

Семейно-бытовые

В основе лежат эконом. противоречия

В основе лежат противоречия во взглядах

В основе лежат социальной сферы

В основе лежат противоречия семейных отношений

Степень

длительности  и напряженности

конфликта

Бурные

быстротекущие

конфликты 

Острые  длительные конфликты

Слабовыраженные и вялотекущие конфликты

Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих

Возникают при наличии глубоких противоречий 

Связь с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон

Субъекты  конфликтного

взаимодействия 

Внутриличностные

конфликты

Межличностные

конфликты

Конфликты

«личность-группа»

Межгрупповые

конфликты

Связаны с столкновением противоположно

направленных мотивов личности

Субъектами  конфликта вступают 2 личности

Субъекты  конфликта: с одной стороны личность, с другой группа

Субъектами  конфликта выступают малые социальные группы или микро группы

Социальные  последствия Конструктивные  конфликты 

Деструктивные конфликты

В основе таких  конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации  или другой соц. системе.

В основе лежат субъективные причины. Они создают соц. напряженность разрушают ее.

Предмет конфликта Реалистичные

(предметные)

конфликты

Нереалистичные

(беспредметные)

конфликты

Имеют четкий предмет 
 

Не имеют  предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Информация о работе Совершенствование управления конфликтами на предприятии