Совершенствование системы управления персоналом на производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Управлять - руководить кем-либо, направлять чью-либо деятельность.

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты определения сущности системы управления персоналом предприятия

1.1 Сущность системы управления персоналом предприятия

1.2 Персонал организации как объект управления

1.3 Необходимость совершенствования системы управления персоналом предприятия

2 Анализ системы управления персоналом на примере ООО «Аналитик-А» г. Березники

2.1 Общая характеристика ООО «Аналитик-А»

2.2 Характеристика системы управления персоналом предприятия

2.3 Анализ системы управления персоналом в ООО «Аналитик-А»

3. Перспективные направления совершенствования и развития системы управления персоналом на предприятии ООО «Аналитик-А»

3.1 Пути совешенствования системы управления персоналом на предприятии

3.2 Мероприятия по совершенствованию механизмов регулирования производственно-бытовой деятельности персонала

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 848.29 Кб (Скачать)

     Организационные структуры системы управления персоналом по подобию организационных структур управления организацией также подразделяются на несколько типов, каждый из которых  отражает подход, заложенный в построении оргструктуры управления организацией в целом. Структура основных элементов, формирующих систему управления персоналом, представлена в таблице № 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. - Структура основных элементов  формирующих систему управления персоналом 

Содержание  элементов Классический  подход к управлению персоналом Современный подход к управлению персоналом
Элементы  системы УП    
Ресурсы фирмы Физический  и денежный капитал Физический  и денежный капитал
Человеческие  ресурсы
Расходы на персонал Прямые затраты Долгосрочные  инвестиции
Привлечение персонала на фирму Денежный  стимул Активный поиск
Реклама
Социальные  льготы
Расходы на обучение Минимальные Определяются  по принципу «затраты - выгода»
Формы обучения На рабочем  месте Вне фирмы, включая  общее образование
Социальная  инфраструктура Отсутствует Формируются отдельные  компоненты по принципу «затраты - выгода»
Стиль руководства Авторитарный Определяется  ситуацией
Организация труда Индивидуальная Индивидуальная
Групповая
Регламентация исполнителя Жёсткая Разная степень  свободы в организации труда
Мотивация к труду Индивидуальная Сочетание морально- экономических стимулов, использование  различных мотивов деятельности
 

     Структура управления персоналом в значительной мере зависит от отношения к ней  со стороны менеджеров (какой тип  структуры они предпочитают и  насколько они готовы идти на введение традиционных форм управления людьми). Высококвалифицированные работники, а также работники, труд которых  имеет творческую направленность, предпочитают оргструктуры, дающие им больше свободы  и самостоятельности. Работники  же, выполняющие рутинные операции, более ориентированы на простые  и традиционные организационные  структуры управления. Динамизм внутренней среды организации также является важным фактором, определяющим организационную структуру управления персоналом. Так, если внутренняя среда стабильна и в ней соблюдаются незначительные изменения, то могут применяться организационные структуры, обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их изменения. Если же внутренняя среда динамична, то организационная структура управления персоналом должна обладать гибкостью и способностью быстро реагировать на эти изменения. В частности, она должна преодолевать высокий уровень децентрализации и наличие больших прав у руководителей структурных подразделений в принятии управленческих решений.

     К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение  организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для  эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование  системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями  и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения  квалификации.

       Основные функции системы управления персоналом распределены между её многочисленными подсистемами, такими как подсистема планирования и маркетинга персонала, подсистема управления наймом и учетом персонала, подсистема управления трудовыми отношениями, подсистема обеспечения нормальных условий труда, подсистема управления социальным развитием и другими.

     Деление системы управления персоналом на подсистемы не является однозначным, но состав функций, выполняемых системой в целом, постоянен. В зависимости от размера и  специализации организации меняется только трудоёмкость их выполнения

     Сегодня общепризнанно, что реализация систем управления  во многом зависит от кадровой составляющей. Оптимальная  кадровая политика с точки зрения перспективных задач развития компании, подбор персонала и его мотивация  создают условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство  предприятия, и его работников.

     Система управления персоналом, исходит из ее теоретических требований, интегрирует  управленческие знания, накопленный  прошлый и настоящий отечественный  и зарубежный практический опыт работы с персоналом. Система управления персоналом определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала  организации, но не сводится к ней. Она  отражает тенденции изменения интересов  и потребностей, установок, ценностей  и мотивации сотрудников организации, которые определяют деятельностную активность человека.2

     Таким образом, сущность системы управления персоналом включает в себя не только определение. Это сложное понятие, состоящие из целей, задач, функций, элементов и подсистем. Она играет важную роль в деятельности любого предприятия и основывается, главным  образом, на формировании целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации решений.

     Для более подробного изучения теоретического аспекта определения системы  управления персоналом, следует выявить  показатели, благодаря которым проводиться  анализ управления персоналом на предприятии. 

     1.2 Персонал организации как объект управления 

     Кадры являются основой любой организации. Она живет и функционирует  только потому, что в ней есть люди, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит  то чем является организация.

     Люди, работающие в организации, сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, семейное положение  и т.д. Все эти отличия могут  оказывать серьезное влияние  как на характеристики работы и поведение  отдельного работника, так и на действие и поведение других членов организации. Поэтому задача управления состоит  в том чтобы способствовать развитию положительных результатов деятельности каждого отдельного человека и стараться  устранять отрицательные последствия  его действий.

     Персонал - это работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые  переработкой предметов труда с  помощью средств труда. «Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными  признаками». Термин «персонал» объединяет все составные части трудового  коллектива предприятия. Понятие персонала  любого предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятии торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам:

     По  категориям: управленческий, рабочий, вспомогательный; по должностям и профессиям: руководители, специалисты, лаборанты, плавильщики, токари и т.д.; по специальностям: экономисты, финансисты, бухгалтеры, инженеры и т.д.; по уровню квалификации: лаборанты- разряды, инженер- категория, и т.д.; по полу и возрасту: мужчины: до 30 лет, от 30 до 60, свыше 60; женщины: до 30 лет, от 30 до 55, свыше 55 лет; по стажу работы в на предприятии: до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 10 лет, свыше 10 лет; по отношению к собственности: работники-собственники имущества предприятия, наемные работники; по характеру трудовых отношений: постоянные работники, временные работники.

     Управление  персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Кадровая работа включает в себя следующие  элементы:

     -подбор  и расстановка кадров;

     -обучение  и развитие кадров;

     -компенсацию  за выполненную работу;

     -создание  условий на рабочем месте;

     -разрешение  трудовых споров;

     -и  т.д. 3 

     Таблица.2 Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала 

Понятия
    Характеристика  понятий
Профессия Род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки (например, менеджер, психолог, социолог и др.)
Специальность Вид занятий  в рамках одной профессии; более  узкая классификация рода трудовой деятельности, которая требует конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных благодаря специальному образованию и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач (например, менеджер по персоналу, менеджер по маркетингу, промышленный социолог и др.)
Специалисты Работники, чей  умственный труд отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью и требует для своего выполнения специальной подготовки в зависимости от уровня образования (высшее или среднее специальное образование). Работники этой категории разрабатывают на основе имеющихся у них специальных знаний, умений и навыков варианты решения отдельных конкретных, как правило, функциональных вопросов производственного или управленческого характера. Классифицируются в соответствии с функциями управления и специальной подготовкой: инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, технологи и др.
Квалификация Различают квалификацию работы и квалификацию работника. В  первом случае — это характеристика данного вида работы, устанавливаемая  по степени ее сложности, точности и  ответственности. Обычно определяется разрядом в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Имеет важное значение для установления тарифных ставок рабочим и должностных окладов служащим. Квалификация работника — это степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в виде разряда или категории (например, инженер по труду II, 1 категории, ведущий инженер и т.д.)
Должность управленческая Первичный структурный  элемент в органах управления, определяемый установленными задачами, правами и ответственностью. В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих содержится около 270 квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов, служащих. Наименования должностей являются основой разработки схем должностных окладов, штатных расписаний, должностных инструкций и других организационно-регламентирующих документов. Можно выделить должности штатные, вакантные, ведущие, руководящие, специальные, технические и др.
 

     Персонал  как объект управления целесообразно  представить через фазы воспроизводства (табл.1). 

Таблица2-Матрица функций управления персоналом в организации.

Функции управления Фазы воспроизводства
  Формирование Распределение Перераспределение Использование
1.Планиро-вание Разработка  планового баланса рабочей силы и балансовых расчетов подготовки кадров. Источники набора. Разработка  текущих и перспективных планов кадрограмм. Разработка прогноза профессиональной пригодности персонала. Разработка  планов высвобождения кадров под  влиянием научно-технического прогресса. Разработка  мероприятий по обеспечению полного  и рационального использования  кадров в организации.
2.Организац-ия Подбор и  подготовка кадров. Формирование базы подготовки кадров. Профессиональная  ориентация и расстановка кадров. Переподготовка  персонала, высвобождающегося в  ходе развития научно-технического прогресса. Содействие  развитию различных соревнований, укрепление трудовой дисциплины в организации.
3.Мотивация Установление  и определение системы мотивации  труда, применение гибких форм организации  труда.      
4. Контроль Составление отчетного  баланса по численности и кадровому  составу, определение численности  кадров к лимиту. Определение системы  показателей для учета и оценки фактического набора. Оценка выполнения кадрового плана. Определение конечных результатов по вторичному распределению  персонала и его использованию. Определение уровня механизации организации и условий  труда.
 

     Рабочие или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей  физического труда. Он подразделяется на основной и вспомогательный. Результатом  их труда является продукция в  вещественной форме.

Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом на производстве