Совершенствование системы управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование организационной структуры ОАО ««Агропромтранс»», выявление ее недостатков и предложение путей совершенствования структуры управления предприятием.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия организационной структуры управления предприятием и определить ее виды;
2. Дать характеристику предприятия и организационной структуры;
3. Провести анализ организационной структуры, выявить ее сильные и слабые стороны;
4. Проанализировать методики совершенствования организационной структуры предприятия;
5. Предложить пути совершенствования организационной структуры управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ. 5
1.1.Понятие организационной структуры управления предприятием. 5
1.2.Методы проектирования организационных структур управления 11
предприятием 11
1.3.Классификация типов организационных структур 15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «Агропромтранс». 31
2.1. Характеристика ОАО «Агропромтранс» 31
2.2. Анализ организационной структуры ОАО «Агропромтранс». 34
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ. 39
3.1. Современная модель управления организацией в России. Ее недостатки. 39
3.2. Оценка возможных путей совершенствования организационной структуры управления. 45
3.3. Совершенствование организационной структуры управления ОАО «Агропромтранс». 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 57

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

       2) трудность или невозможность полной и достоверной оценки действий функциональной службы или должностного лица с общественных позиций;

       3) ограничения в реализации принципа единоначалия, ставящие сам принцип под сомнение;

       4) преобладание текущих, оперативных вопросов, имеющих безотлагательный характер и легче формируемых, над перспективными и стратегическими вследствие излишней концентрации полномочий на верхнем уровне управления.

       Итак, текущие трудности современных  предприятий во многом связаны с  неэффективным управлением: сохранилась  высокая концентрация полномочий по принятию решений у руководства, отсутствует долгосрочная стратегия в отношении персонала, сохраняется агрессивная политика менеджмента по отношению к рабочим и профсоюзам.

       Предприятия, где все предложения, решаемые, как  правило, в функциональных отделах, должны передаваться на вышестоящий уровень, т.е. иметь решение только через центральный аппарат — не редкость. Фактически многие вопросы решает сам руководитель по принципу подчиненности «директор — функциональные отделы» и «функциональные отделы — управление предприятием»; разобщенность структурных подразделений аппарата управления, вызываемая тем, что их работа направлена на выполнение определенной функции, не достигает общей цели с определенными конечными результатами.

       Недостатки управления в традиционной структуре связаны с тем, что в существующих организациях, в основном, указаны вертикальные связи, а горизонтальные между структурами затруднены и официально «не прописаны». Для решения этой проблемы используется блочный подход проектирования организационной структуры управления в организациях с учетом не только вертикальных, но и горизонтальных связей. Блок-центр горизонтальных связей наделяется комплексом координирующих задач и функций, который, наряду с организацией производства или торговли, может выполнять задачи по совершенствованию управления производством или торговлей и вместе с информационно-вычислительной службой составляют блок-центр горизонтальных связей, находящийся в прямом подчинении директора предприятия. На наш взгляд, такой подход создает дополнительные объемы работ для руководителя организации, поскольку расширяет сферу контроля и тем самым усложняет его деятельность.

       В начале 90-х годов централизованное регулирование оплаты труда практически  было упразднено, предприятия самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Прямое государственное регулирование ограничилось установлением минимального размера оплаты труда и определением ставок заработной платы работников бюджетной сферы. Предоставление предприятиям права самостоятельно устанавливать системы и размеры оплаты труда было оправданным решением, так как в условиях рыночной экономики они стали полностью отвечать за свое финансово-экономическое положение, в том числе и за социальную защиту своих сотрудников. Многие руководители предприятий делают только первые шаги на пути реформирования оплаты труда на принципах цены рабочей силы, складывающейся на рынке труда. Для развития этого процесса потребовалось новое законодательство — Трудовой кодекс РФ, адаптированный к рыночной экономике (старый КЗоТ РФ уже не отражал произошедшие в социально-трудовой сфере изменения). Но до сих пор в некоторых отраслях не разработаны нормы труда, учитывающие новые рыночные реалии.

       Поскольку задачи приватизации были неясны, изменения  организационно-правовой формы предприятий  незначительно повлияли на внутреннюю организационную структуру управления: общее собрание акционеров чаще подтверждало передачу управленческих функций прежним руководителям под именем исполнительной дирекции или совета директоров.

       Так, до настоящего времени во многих организациях отделы кадров структурно разобщены  с отделами организации труда  и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими службами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом, что отражено в типичной структуре управления (рис. 7).

       

       Рис. 7. Сложившаяся организационная структура системы управления персоналом в организации

       Начиная с 1995 года, на фоне удорожания ресурсов и резкого сокращения возможностей повышения цен на выпускаемую  или реализуемую продукцию, сохраняется  перегруженность оперативной деятельностью  высшего звена управления предприятием. Изменения внутренней организационной структуры носят во многом хаотичный характер, когда многие подразделения создаются по неэкономическим причинам (например, чтобы удержать определенного руководителя, повышают его формальный статус); в то же время продолжается сокращение конструкторских служб. Логика подобных преобразований натолкнулась на высокую инерционность существующих моделей управления предприятиями: усиливается негативное влияние сокращения рабочих, предаются забвению функция планирования, влияние слаженного коллектива на повышение производительности труда и др.

       3.2. Оценка возможных путей совершенствования  организационной структуры управления.

 

       Традиционная  модель управления персоналом в условиях рыночной экономики, не справляющаяся  с задачами конкурентной борьбы во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы, сегодня подвергается резкому изменению. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников, временные рамки по приему на работу сокращаются (краткосрочные контракты, банкротство предприятий, сезонные работы), материальное поощрение работников жестко увязывается с получаемой прибылью. Становится превалирующей точка зрения, что решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим необходимо создавать новые структуры управления, основными чертами которых являются:

       1) ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в системе производства;

       2) непрерывность процесса обогащения знаний и квалификации;

       3) гибкость организации труда;

       4) делегирование ответственности сверху вниз;

       5) партнерские отношения между участниками производства;

       6) новая организационная культура, ориентированная на работников.

       Конкретное  место и роль подразделений —  носителей функций управления персоналом — в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя (этот организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности, определяемых позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе).

       В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное  местоположение кадровой службы может быть различным. Приведем несколько таких вариантов.28

       Вариант 1. Структурная подчиненность кадровой службы руководителю по администрированию, то есть выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках штабного подразделения функциональной подсистемы (администрирование).

       

       Вариант 2. Структурное подчинение службы управления персоналом в качестве штабного отдела общему руководству организации. Такая структура приемлема в небольших организациях на начальных этапах развития, когда руководство четко не определило статус кадровой службы.

       

       Вариант 3. Структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа высшему руководству. Данный вариант наиболее приемлем в тех случаях, когда руководитель пытается поднять статус кадровой службы.

       

       Вариант 4. Организационное включение службы управления персоналом в руководство организацией. Этот вариант является наиболее типичным для развитых организаций. Подсистема управления персоналом является равнозначной подсистемой в ряду остальных подсистем управления.

       

       Важным  этапом построения организационной  структуры является формирование связей между подсистемами: линейное подчинение (непосредственно административное), функциональные связи (консультирование смежного подразделения, методическое обеспечение), соисполнительство, функциональное обслуживание (подготовка информации, например, для смежного подразделения по обеспечению процесса принятия управленческого решения).

       При сохранении в качестве основы линейно-функциональной организации сокращаются конструкторские и технические отделы, некоторые обслуживающие подразделения; усиливается роль коммерческих отделов. На предприятиях возникают службы маркетинга, которые занимаются преимущественно рекламой и сбытом готовой продукции и оказывают слабое воздействие на производство. Однако при всех изменениях сохраняется традиционная схема распределения полномочий и ответственности. С целью получения «живых» денег создаются торговые точки, мини-производства.

       В новых условиях хозяйствования, когда  предприятия должны быть ориентированы на потребителя, необходимы качественные парадигмальные изменения системы управления персоналом, создание целостной системы управления персоналом, которые продиктованы следующими обстоятельствами:

  1. Необходим более тщательный отбор работников с учетом характерологических и физических особенностей, возрастанием нагрузки на каждого работника, оптимальным распределением сотрудников по рабочим местам. Сокращение численности персонала — важнейший рычаг повышения эффективности производства в условиях переходной экономики.
  2. Уменьшение численности работников, которое должно быть компенсировано большей интенсивностью труда, следовательно, более высокой квалификацией работников. В связи с этим возрастает ответственность отдела кадров или отдела управления персоналом в выборе направлений квалификационного роста работников, в повышении форм обучения и стимулировании их труда.
  3. Реализация перестройки службы кадров, которая влечет за собой повышение роли всех уровней менеджмента в управлении персоналом и обуславливает необходимость кардинальной перестройки деятельности всех подразделений и создания многофункциональной службы персонала.

       В новых условиях заслуживает внимания система управления персоналом, ориентируемая  на стратегию кооперирования и развития контрактных отношений, когда основной акцент в управлении необходимо перенести  на уникальные конкурентные преимущества персонала и внутрифирменной культуры, создаваемые ориентацией на человеческие ресурсы. Этот подход основан на реструктуризации предприятий.9 
 
 
 

       3.3. Совершенствование организационной  структуры управления ОАО «Агропромтранс» 

      В условия рыночной экономики каждое предприятие ищет свой путь совершенствования системы управления.

      Анализ  недостатков сложившейся структуры  на  предприятии обусловил необходимость  провести следующие мероприятия  по совершенствованию организационной  структуры управления.

      В рыночной системе ориентируются на стихийную подстройку системы управления к меняющимся условиям. Но спонтанность его реализации может привести к внутренней поляризации сил, росту сопротивления изменениям и укреплению позиций бюрократов.

      Исходя  из реальных условий деятельности организации и расстановки сил в ней, происходит ориентация не на бесперспективный конфликт с бюрократией, а на выявление и развитие позитивных демократических форм управления организацией с привлечением все той же бюрократии, игры на интересах и противоречиях ее отдельных группировок, их подкупа. Существует несколько вариантов реализации такого подхода, важнейшими из которых является: применение новых организационных схем руководства; развитие коллективных методов подготовки и принятия решений; формирование принципиально новой модели управления; распространение в системе управления экономических отношений.

      Подобная  схема, во-первых, улучшает координацию  действий руководителей различных  уровней, во-вторых, обеспечивает взаимный контроль.

      Еще одним направлением дебюрократизации на предприятии:

      1) локализация максимального числа  управленческих функций непосредственно  на низовом уровне и интеграцию  их с производственными;

      2) сокращение числа уровней управления  и переход от высоких управленческих  структур к плоским с соответствующим расширением их прав и ответственности;

      3) резкое сокращение функций надзора  и контроля в пользу консультирования  исполнителей, их "поддержки" в  затруднительных положениях;

      4) развитие "рабочего представительства"  и формирование некоторых направлений внутренней политики организации прежде всего в социальной сфере, состоящих в прямом диалоге руководства и рядовых сотрудников или их представителей, например, профсоюзов, что будет способствовать мотивации труда работников, в направлении принятия решений касающихся их – они знают, что “там (на уровне управленцев) есть их представитель”.

Информация о работе Совершенствование системы управления на предприятии