Совершенствование системы финансового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке направлений совершенствования финансового планирования на предприятии.
Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:
- проанализировать, обобщить теоретические аспекты финансового планирования на предприятии;
- исследовать финансовое состояние и выявить проблемы предприятия;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы системы финансового планирования (на примере РУП «Гомельский ЗЛиН»)

4
1.1.1 Процесс финансового планирования
4
1.1.2 Уровни планирования
6
1.1.3 Финансовое прогнозирование
7
1.2 Роль внутрифирменного финансового планирования
8
1.2.1 Финансовая политика
8
1.2.2 Теоретические основы стратегического планирования
10
1.3 Планирование денежных потоков
10
Глава 2. Анализ организации системы финансового планирования (на примере РУП «Гомельский ЗЛиН»)

11
2.1. Общая характеристика предприятия
11
2.2.Анализ финансового состояния
12
2.2.1. Анализ рыночной устойчивости
13
2.2.2. Анализ платежеспособности
15
2.2.3. Анализ деловой активности
19
2.2.4. Анализ рентабельности
21
2.3. Существующая система финансового планирования
22
Глава 3. Совершенствование системы финансового планирования (на примере РУП «Гомельский ЗЛиН»)

24
3.1. Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
24
3.1.1 Усовершенствование системы бюджетирования
24
3.1.2. Планирование продаж
25
3.1.3. Расчет коэффициентов инкассации
26
3.2.1. Определение размера и разработка проекта вложения временно свободных денежных средств
28
3.3 Снижение дебиторской задолженности
29
3.4. Расчет экономического эффекта
30
Заключение
32
Список использованной литературы
34
Приложения
35

Работа содержит 1 файл

Курсач печать СТАРЫЙ 04.12.12 40.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

 

Рентабельность  продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

Повышение рентабельности продаж РУП «Гомельский ЗЛиН» на 11,8% за 2010г, и 7,8% за 2011год, является благоприятной тенденцией, свидетельствующей о верном решении вопросов ценообразования на предприятии, ассортиментной политики, существующей системы контроля затрат, и маркетинговой политики компании.

Общая рентабельность показывает величину прибыли, которую получит предприятие (организация) на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что РУП «Гомельский ЗЛиН» неэффективно использует имеющиеся у него активы и собственный капитал, поскольку рентабельность продаж, собственного капитала и общая рентабельность в 2011 году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 5,3%, 16,3%и 4% соответственно.

Таким образом, соотнеся показатели можно сделать вывод о том, что хоть предприятие и имеет проблемные аспекты в своей деятельности, однако является достаточно финансово устойчивым.

2.3. Существующая система финансового планирования

В настоящий момент предприятием используются следующие виды планирования. Процесс финансового прогнозирования  в РУП «Гомельский ЗЛиН» состоит из следующих этапов:

1.Финансовое  прогнозирование

1.1.Всесторонний сбор  информации (внутренней и внешней)

1.2.Составление прогнозных документов

1.3.Проверка корректности  полученных данных

2.Корректировка

2.1.Проверка прогнозируемых  результатов на соответствие определенным критериям

2.2.Выработкацелевых указаний  по корректировке отдельных прогнозных показателей.

2.3.Корректировка отдельных прогнозных показателей

2.4.Формирование окончательного варианта прогнозных документов

2.5.Утверждениепланов

Сбор информации является начальным этапом финансового прогнозирования в организации. На этом этапе планово-экономический отдел РУП «Гомельский ЗЛиН» проводит работу по сбору информации, ее предварительной обработке, систематизирует соответственно с другими показателями. Здесь происходит сбор информации об объемах произведенной продукции, затратах, исполнении сметы затрат, остатках, структуре затрат и т.д.

На этапе составления  документов планово-экономический отдел производит необходимые расчеты, руководителем утверждаются плановые документы. Затем составляется производственный, а затем финансовый план, включающий прогнозный Отчет о прибылях и убытках и баланс.

Проверка корректности полученных данных осуществляется при составлении прогнозного баланса. Если данные некорректны, то ведется поиск ошибок.

Затем проводится корректировка  планов. Это делается на основе предварительных плановых данных о наличии финансовых ресурсов в плановом периоде. Источником этой информации служит доходная часть плана движения денежных средств. Процесс корректировки заключается в последовательной доработке составных документов Финансового плана и других документов таким образом, чтобы запланированное погашение обязательств соответствовало имеющимся платежным средствам.

В результате получается Финансовый план, удовлетворяющий предъявляемым требованиям (с учетом специфики предприятия и существующих ограничений). Скорректированный Финансовый план утверждается руководителем.

 

Таким образом, по результатам второй главы можно  сделать следующие выводы:

1. Исследуемое предприятие развивается, имеет относительно устойчивое финансовое положение.

2. На предприятии сформирована система финансового планирования.

3. По глубине горизонта планирование в РУП «Гомельский ЗЛиН» подразделяется на текущее и долгосрочное.

4. Вместе с тем, предприятию необходимо пересмотреть политику управления денежными потоками, поэтому планово-экономический отдел предприятия во взаимодействии с финансовым отделом должны более детально заниматься долгосрочным финансовым прогнозированием на основе достоверных данных за прогнозируемый период, полученных у производственно-технологических подразделений предприятия, в результате чего должна подняться эффективность составляемого бизнес-плана на год.

Глава 3. 
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования

3.1.1 Усовершенствование системы бюджетирования

В качестве одного из вариантов  развития менеджмента предлагается усовершенствование системы бюджетирования. Таким образом, для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия.

Бюджетирование призвано обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть обеспечить гибкое развитие предприятия. Это достигается, в первую очередь, за счет конкретного воздействия на хозяйственные процессы, целью которого является получение сводного плана основного и вспомогательного производства с учетом ранжирования спроса клиентов, ранжирования предложения поставщиков и устранения дефицита сырья и материалов, определения величины предполагаемых и нормируемых складских запасов, производственных мощностей с учетом остановок производства, а также внутренней потребности предприятия в полуфабрикатах и продуктах вспомогательного производства. Только на этой основе можно снизить неэффективные расходы и увеличить денежный поток, генерируемый бизнесом, при условии поддержания ликвидности.

Ядром системы КИС: Бюджетирование является финансово-экономическая модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов, т.е. планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи - корректировки планов для достижения приемлемого общего результата.

Рисунок 3.5 - Формирование бюджета организации (модель, используемая в системе КИС: Бюджетирование)

При этом над решением комплексной многопараметрической задачи одновременно трудятся специалисты самых разных подразделений, объединенных в рамках единой системы.

Предлагаемая система  позволит автоматически отслеживать эффективность выполнения поставленных в процессе бюджетного планирования задач посредством сопоставления фактических действий сотрудников предприятия с регламентом бюджетного процесса.

3.1.2. Планирование продаж

Анализ, проведенный во второй главе настоящей работы, показал, что за анализируемый период выручка РУП «ГЗЛиН» возросла с 414832 до 544286 тыс. руб., Темп роста составил 131,2 %, т.е. прирост в месяц – 2,6 %.

Можно предположить, что спрос на продукцию будет увеличиваться и далее теми же темпами, не зависимо от сезонности, поскольку количество покупателей постоянно увеличивается. Выручка в декабре 2011г. составила46536млн. руб.

 

Таблица 8.

Поступления денежных средств

Объемы продаж товаров  по месяцам в 2011 г., млн. руб.

Месяц

Величина  выручки

Январь

47 746

Февраль

48 988

Март

50 261

Апрель

51 568

Май

52 909

Июнь

54 285

Июль

55 696

Август

57 144

Сентябрь

58 630

Октябрь

60 154

Ноябрь

61 718

Декабрь

63 323

ИТОГО за год

662 424


 

Таким образом, в первый год планировался объем продаж в размере 662424 млн.руб. Объем продаж еще не является показателем величины денежных притоков, поскольку не всегда все работы оплачиваются вовремя. В условиях конкуренции предприятия часто идут на условия отсрочки платежа (коммерческий кредит). Так возникает дебиторская задолженность. Поэтому для вычисления реального денежного притока от основной деятельности необходимо рассчитать коэффициенты инкассации и соответственно – дебиторскую задолженность, и плановую выручку.

3.1.3. Расчет коэффициентов инкассации

Коэффициенты инкассации представляют собой отношение дебиторской задолженности, возникшей в конкретном периоде, к объему реализации за тот же период. Формула расчета коэффициента инкассации имеет следующий вид:

К = ДЗ / В,

где ДЗ – дебиторская  задолженность;

В – объем реализации.

В 2010 г. образовалась дебиторская задолженность в размере 102409млн. руб. Соответственно с учетом выручки рассчитаем коэффициент инкассации и реальную выручку без дебиторской задолженности в 2010 г.:

К =102409 / 414832 = 0,247

Спланировать дебиторскую  задолженность достаточно сложно, поэтому  мы принимаем коэффициент инкассации в 2011 г. на уровне прошлого года.

 

Таблица 9.

Расчет плановой выручки в 2011 г., млн. руб.

 

Планируемая выручка в 2011 г.

Коэффициент инкассации

Дебиторская задолженность в 2011 г.

Реальная  выручка с учетом дебиторской  задолженности

662424

0,247

163619

498805


 

Таким образом, с учетом коэффициентов инкассации ожидается поступление денежных средств в размере 662424. руб., а 24,7% от фактического объема продаж составит дебиторская задолженность.

Поскольку большинство  показателей достаточно трудно спланировать с большой точностью, нередко планирование финансового потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, доля выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Поступления денежных средств были рассчитаны выше (Таблица 8). Основным составляющим элементом оттока денежных средств является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Денежные средства используются в том числе на заработную плату персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также выплаты налогов, процентов и т.д.

3.2.1. Определение размера и разработка проекта вложения временно свободных денежных средств

Временно свободные  денежные средства определяются как разница притоков и оттоков денежных средств с учетом минимального остатка.

Для увеличения денежных потоков рационально высвобожденные средства положить на депозит в ОАО «БПС-Сбербанк» по следующим условиям:

1. Вклад «Капитал»;

2. Срок хранения вклада- 181 день;

3. Процентная ставка зависит от срока вклада - если мы будем вкладывать на срок от 30 до 360 дней, годовая процентная ставка составит 50% годовых;

4. периодичность начисления процентов -каждый месяц, выплаты – в конце периода.

В январе и феврале 2011 г. величина временно свободных денежных средств составит 4886млн. руб.

Спрогнозируем ситуацию, когда эти средства будут положены на депозит на указанных условиях. Рассмотрим начисления процентов по месяцам. Сумма процентов и вклада будет возвращена в конце периода (на182 –й день, т.е. через полгода).

Рассчитаем сумму начисленных  процентов по месяцам (Таблица 10)

 

 

Таблица 10.

Сумма начисленных процентов и выплат, млн. руб.

Показатель

Месяц

Сумма выплат

3

4

5

6

7

8

Процент по депозиту

204

212

221

230

240

250

1356

Остаток на конец  месяца

5090

5302

5523

5753

5992

6242

0

Основная сумма  депозита

           

4886


 

Таким образом, за счет этого мероприятия величина денежного потока за полгода может увеличиться на 1356млн. руб.

 

3.3 Снижение дебиторской задолженности

Вследствие большого удельного веса дебиторской задолженности  в составе активов предприятия, а также тенденций к ее возрастанию, предлагается принять в штат специалиста по управлению дебиторской задолженностью.

Специалист будет собирать данные о клиентах в систему (базу данных). В этой системе будет  размещаться информация о контрагентах, нарушающих условия оплаты. Грамотно настроенная база данных и анализ статистических данных о выполнении контрагентом своих обязательств позволяют принять обоснованное решение о дальнейшей работе с данным клиентом.

Создается система балльной оценки надежности контрагента на основании  анализа работы с ним. Все контрагенты объединяются в группы по уровню надежности:

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования