Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа
Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.
Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6
Понятие психологического климата………………………..6
Структура психологического климата…………………….10
Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15
Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27
Общая характеристика коллектива………………………...27
Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29
Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34
Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение
Список
используемой литературы
Приложение
I
Оценка
психологического климата
в педагогическом
коллективе
3 2 1 0 | -1 -2-3 | |
|
| |
|
|
|
3. В отношениях внутри коллектива, между группировками существует взаимное расположение, понимание. |
| |
4.
Членам коллектива нравится |
4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. | |
5.
Успехи или неудачи товарищей
вызывают сопереживание, искреннее
участие всех членов коллектива. |
|
5. Успехи или
неудачи товарищей оставляют
равнодушными или вызывают |
6.
С уважением относятся к |
|
6. Каждый считает своё мнение главным, нетерпим к мнению товарищей |
7.
Достижения и неудачи |
|
7. Достижения
и неудачи коллектива не |
8.
В трудные для коллектива |
8. В трудные
минуты коллектив «раскисает»,
возникают ссоры, | |
9.
Чувство гордости за коллектив, |
9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. | |
10.
Коллектив активен, полон |
10. Коллектив инертен и пассивен. | |
11.
Участливо и доброжелательно
относятся к новым членам |
11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность. | |
12.
Совместные дела увлекают всех,
велико желание работать |
12. Коллектив
невозможно поднять на | |
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. | |
13. Коллектив
заметно разделяется на |
Инструкция:
Оцените, пожалуйста, как проявляются
перечисленные свойства в вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст
справа, затем - слева и после этого знаком
+ отметьте в средней части листа
ту оценку, которая соответствует истине,
по вашему мнению.
Оценки.
3 - свойство проявляется в коллективе всегда
2 - свойство проявляется в большинстве случаев
1 - свойство проявляется нередко
0 - проявляется в одинаковой степени
и то, и другое свойство.
Обработка.
1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом – оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
2
этап: все цифры, полученные после
обработки ответов каждого участника,
необходимо сложить и разделить на количество
отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают
с ключом методики:
+ 22 и более – это высокая степень благоприятности социально – психологического климата.
От 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально – психологического климата.
От 0 до 8 – низкая степень благоприятности.
От 0 до -8 – начальная неблагоприятность социально – психологического климата.
От -8 до -10 – средняя неблагоприятность.
От
-10 и ниже – сильная неблагоприятность.
Приложение
II
Разработана В.П.
Захаровым на основе опросника А.Л.
Журавлева. Основная методика состоит
из 27 групп утверждений, отражающих
различные аспекты
Инструкция: "Опросник содержит
16 групп утверждений, характеризующих
деловые качества руководителя. Каждая
группа состоит из трех утверждений, обозначенных
буквами а, б, в. Вам следует внимательно
прочесть все три утверждения в составе
каждой группы и выбрать одно, которое
в наибольшей степени соответствует вашему
мнению о руководителе. Отметьте выбранное
утверждение на опросном листе знаком
"+" под соответствующей буквой. Если
вы оцениваете одновременно двух руководителей
или более, сравните их между собой по
приведенным трем утверждениям. Выберите
по одному из утверждений, характеризующих
каждого руководителя (или одно утверждение,
характеризующее двух или более руководителей),
и отметьте ваше мнение о каждом на опросном
листе разными знаками: *; +; -. Не пишите
на опроснике! Ставьте отметки только
на листе ответов".
Текст опросника.
1.
а. Центральное руководство требует, чтобы
обо всех делах докладывали именно ему.
б. Старается все решать вместе с подчиненными,
единолично решает только самые срочные
и оперативные вопросы.
в. Некоторые важные дела решаются фактически
без участия руководителя, его функции
выполняют другие.
2.
а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается,
настаивает, но никогда ни просит.
б. Приказывает так, что хочется выполнить,
в. Приказывать не умеет.
3.
а. Старается, чтобы его заместители были
квалифицированными специалистами.
б. Руководителю безразлично, кто работает
у него заместителем, помощником.
в. Он добивается безотказного исполнения
и подчинения заместителей, помощников.
4.
а. Его интересует только выполнение плана,
а не отношение людей друг к другу
б. В работе не заинтересован, подходит
к делу формально.
в. Решая производственные задачи, старается
создать хорошие отношения между людьми
в коллективе.
5.
а. Наверно, он консервативен, так как боится
нового.
6. Инициатива подчиненных руководителем
не принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6.
а. На критику руководитель обычно не обижается,
прислушивается к ней.
6. Не любит, когда его критикуют, и не старается
скрыть это.
в. Критику выслушивает, даже собирается
принять меры, но ничего не предпринимает.
7.
а. Складывается впечатление, что руководитель
боится отвечать за свои действия, желает
уменьшить свою ответственность.
б. Ответственность распределяет между
собой и своими подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает
или отменяет решения.
8.
а. Регулярно советуется с подчиненными,
особенно с опытными работниками.
б. Подчиненные не только советуют, но
могут давать указа ния своему руководителю.
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему
советовали, a TCN более возражали.
9.
а. Обычно советуется с заместителями
и нижестоящими руководителями, но не
с рядовыми подчиненными. I
б. Регулярно общается с подчиненными,
говорит о положении дел в коллективе,
о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему
нередко приходится уговаривать своих
подчиненных.
10.
а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявляет
равнодушие".
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным
и даже грубым.
11.
а. В критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.
I
б. В критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа
его руководства.
12.
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми
не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого
показать и обращается за помощью к другим.
|
в. Он не может действовать сам, а ждет
"подталкивания" со стороны.
13.
а. Пожалуй, он не очень требовательный
человек.
б. Он требователен, но одновременно и
справедлив.
в. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.
а. Контролируя результаты, всегда замечает
положительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Очень строго контролирует работу коллектива
в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
15.
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину
и порядок.
б. Часто делает подчиненным замечания,
выговоры.
в. Не может влиять на дисциплину.
16.
а. В присутствии руководителя подчиненным
все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные предоставлены самим себе.
Опросный лист
1. а б в 9. а б в
2. а б в 10. а б в
3. аб в 11. аб в
4. а б в 12. а б в
5. а б в 13. а б в
6. а б в 14. а б в
7. аб в 15. аб в
8. а б в 16. а б в
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Директивный компонент -
Д
Ориентация на собственное мнение и оценки.
Стремление к власти, уверенность в себе,
склонность к жесткой формальной дисциплине,
большая дистанция с подчиненными, нежелание
признавать свои ошибки. Игнорирование
инициативы, творческой активности людей.
Единоличное принятие решений. Контроль
за действиями подчиненных.
Попустительский компонент
пассивного вмешательства -
П
Снисходительность к работникам. Отсутствие
требовательности и строгой дисциплины,
контроля, либеральность, панибратство
с подчиненными. Склонность перекладывать
ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент -
К
Требовательность и контроль сочетаются
с инициативным и творческим подходом
к выполняемой работе и сознательным соблюдением
дисциплины. Стремление делегировать
полномочия и разделить ответственность.
Демократичность в принятии решения.
Применение методики не требует индивидуального
тестирования. Возможно использование
в батарее тестов особенно эффективно
использование его вместе с социометрией
в целях оптимизации социально-психологического
климата в коллективе.
Ключ
№ а б в № а б в 1 д к п 9 д к п 2 д к п 10 к п
д 3 к п д 11 п д к 4 д п к 12 д к п 5 п д к 13 п к
д 6 к д п 14 к д п 7 п к д 15 к д п 8 к п д 16 д к
п
Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива