Совершенствование психологического климата педагогического коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6

Понятие психологического климата………………………..6

Структура психологического климата…………………….10

Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15

Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27

Общая характеристика коллектива………………………...27

Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29

Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34

Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовой_орг поведение_3 курс.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

    Список  используемой литературы 

     
  1. Мерсиянова, И. В. Организационное поведение / И. В. Мерсиянова.-– Ново-к., 2003. – 60 с. 
  2. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б Шапарь, В. Е Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 808 с.
  3. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Коллектив. - М. : «Проспект», 2001.
  4. Аверченко, Л.К. Психология управления [Текст]: курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.:Инфра-М, 1997.
  5. Андреев, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для вузов / Г.М. Андреев. - М., МГУ, 1980.
  6.   Шепель, В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства предприятиями [Текст] / В.М. Шепель.- М., 1999.
  7.   Шакуров, Р.Х.  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом [Текст] / Р.Х. Шакуров. -М., 2002.
  8.   Платонов, К.К. Развитие системы понятий теории психологического климата в психологии [Текст] // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1999.
  9.   Чередниченко, И. П. Психология управления [Текст]: Серия «Учебники для высшей школы» / И.П. Черидниченко, Н. В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
  10.   Аверченко, Л.К. Психология управления [Текст]: курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.:Инфра-М, 1997.
  11.   Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст]: Учебник / В.П Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 1998.
  12.   Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст]:В.В Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов,. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.
  13. Базарова, Т.Ю Управление персоналом [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002. –560 с.
  14. Венгер, А.Л. Психологические тесты [Текст]: Серия: Психология для всех / А.Л. Венгер. – М.: Владос Пресс, 2006.- 159 с.: ил.
  15. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов [Текст]: Н.Ф. Гребень. – М.: изд-во «Современная школа», 2007. – 496 с.
  16.   Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования [Текст]: Учебное пособие для вузов / Донцов А.И.. - М.: МГУ, 1984 - 208 с.
  17.   Жданов, О.И. Социально-психологический климат в  коллективе [Электронный ресурс] / И.О. Жданов, 2008. – режим доступа: http://www.elitarium.ru/.
  18. Психологическая библиотека [Электронный ресурс] / Социально-психологический климат организации, 2006. – режим доступа: http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm.
  19.   Шакуров, Р.Х.  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом [Текст] / Р.Х. Шакуров. -М., 2002.
  20.   Энциклопедия психологических тестов [Текст]. - М.,1997
  21. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст]: В.А. Ядов. – М.: Наука, 1987.
 
 
 

     Приложение I 

     Оценка  психологического климата  в педагогическом коллективе 

3 2 1 0        -1  -2-3
  1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения.                                                 
   
  1. Преобладает подавленное настроение.
  1. Доброжелательность в отношениях, симпатии.
 
  1. Конфликтность в отношениях и взаимные антипатии.
3. В отношениях внутри коллектива, между группировками существует взаимное расположение, понимание.       
    3.  Группировки  конфликтуют между собой.
4. Членам коллектива нравится вместе  проводить время, участвовать  в совместной деятельности.   4. Проявляют  безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5. Успехи или неудачи товарищей  вызывают  сопереживание, искреннее

участие всех членов коллектива.

 
 
5. Успехи или  неудачи товарищей оставляют  равнодушными или вызывают зависеть  и злорадство.
6. С уважением относятся к мнению  друг друга.  
 
6. Каждый считает  своё мнение главным, нетерпим  к мнению товарищей
7. Достижения и неудачи коллектива  переживаются как свои собственные.  
 
7. Достижения  и неудачи коллектива не находят  отклика у членов коллектива.
8. В трудные для коллектива минуты  происходит единение коллектива  «один за всех, и все за одного».   8. В трудные  минуты коллектив «раскисает»,  возникают ссоры, растерянность,  взаимные обвинения.
9. Чувство гордости за коллектив,  если его   замечают руководители.   9. К похвалам  и поощрениям коллектива здесь  относятся равнодушно.
10. Коллектив активен, полон энергии.   10. Коллектив  инертен и пассивен.
11. Участливо и доброжелательно  относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.   11. Новички чувствуют  себя чужими, к ним часто проявляют  враждебность.
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.   12. Коллектив  невозможно поднять на совместное  дело, каждый думает о своих  интересах.
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.  
 
 
 
13. Коллектив  заметно разделяется на привилегированных,  пренебрежительное отношение к  слабым. 
     
 

     Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем - слева и после этого знаком  +  отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению. 
 

     Оценки. 

     3  -  свойство проявляется в коллективе всегда

     2  -  свойство проявляется в большинстве случаев

     1  -  свойство проявляется нередко

       0  -  проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство. 

     Обработка. 

     1 этап:  необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

     2 этап:  все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики: 

     + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально – психологического климата.

     От 8 до 22    – средняя степень благоприятности социально – психологического климата.

     От 0 до 8      – низкая степень благоприятности.

     От 0 до -8     – начальная неблагоприятность социально – психологического климата.

                 От -8 до -10 – средняя неблагоприятность.

     От -10 и ниже – сильная неблагоприятность. 
 
 
 

     Приложение  II 

Разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева. Основная методика состоит  из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля  руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.  
 
Инструкция: "Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком "+" под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов".  
 
Текст опросника.  
1.  
а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.  
б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.  
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.  
 
2.  
а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда ни просит.  
б. Приказывает так, что хочется выполнить,  
в. Приказывать не умеет.  
 
3.  
а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.  
б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.  
в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.  
 
4.  
а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу  
б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.  
в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.  
 
5.  
а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.  
6. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.  
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.  
 
6.  
а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.  
6. Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.  
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.  
 
7.  
а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.  
б. Ответственность распределяет между собой и своими подчиненными.  
в. Руководитель единолично принимает или отменяет решения.  
 
8.  
а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.  
б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указа ния своему руководителю.  
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, a TCN более возражали.  
 
9.  
а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными. I  
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.  
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.  
 
10.  
а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.  
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие".  
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.  
 
11.  
а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. I  
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.  
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.  
 
12.  
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.  
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим. |  
в. Он не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны.  
 
13.  
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.  
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.  
в. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.  
 
14.  
а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.  
б. Очень строго контролирует работу коллектива в целом.  
в. Контролирует работу от случая к случаю.  
 
15.  
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.  
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.  
в. Не может влиять на дисциплину.  
 
16.  
а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.  
б. С руководителем работать интересно.  
в. Подчиненные предоставлены самим себе.  
 
Опросный лист  
 
1. а б в 9. а б в  
2. а б в 10. а б в  
3. аб в 11. аб в  
4. а б в 12. а б в  
5. а б в 13. а б в  
6. а б в 14. а б в  
7. аб в 15. аб в  
8. а б в 16. а б в  
 
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  
 
Директивный компонент - Д  
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.  
 
Попустительский компонент пассивного вмешательства - П  
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.  
 
Коллегиальный компонент - К  
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.  
 
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.  
Ключ  
№ а б в № а б в 1 д к п 9 д к п 2 д к п 10 к п д 3 к п д 11 п д к 4 д п к 12 д к п 5 п д к 13 п к д 6 к д п 14 к д п 7 п к д 15 к д п 8 к п д 16 д к п
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива