Совершенствование психологического климата педагогического коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6

Понятие психологического климата………………………..6

Структура психологического климата…………………….10

Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15

Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27

Общая характеристика коллектива………………………...27

Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29

Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34

Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовой_орг поведение_3 курс.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального образования  Российской Федерации 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Красноярск  2008

     Содержание:

    Введение  …………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6
  2.      
  3.  Понятие  психологического климата………………………..6
  4.      
  5.  Структура  психологического климата…………………….10
  6.      
  7.  Роль  руководителя в социально психологическом  климате коллектива…………………………………………………………………15
  8.      
  9.  Формирование  и поддержание благоприятного  социально психологического климата в коллективе………………………………..20
  10. Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27
  11.      
  12. Общая характеристика коллектива………………………...27
  13.      
  14. Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29
  15.      
  16. Рекомендации  по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34
 

Заключение ……………………………………………………………..............35

Список  используемой литературы ……………………………………………37

Приложение I……………………………………………………………………39

Приложение II…………………………………………………………………..42 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях современной научно-технической  революции постоянно растет интерес  к явлению социально-психологического климата коллектива. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. На мой взгляд, именно он наиболее полно раскрыл содержание понятия социально-психологического климата как эмоционального окраса психологических связей членов коллектива, возникающего на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

     Значимость  социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

     Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

     Цели  исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.

     ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
  2. Определение стиля руководства педагогическим коллективом.

     Объектом исследования выступает педагогический коллектив  
школы №137.

     Предметом исследования являются процессы, связанные с совершенствованием социально-психологического климата коллектива.

     Сформулированные  цели и задачи исследования обуславливают  выбор таких методов исследования как метод тестирования, опросы. 
 

     
  1. Теоретические основы социально психологического климата
    1. Понятие и структура психологического климата
 

     В условиях научно-технического прогресса  характер труда предъявляет более  высокие требования к психологическим  особенностям человека - к его мышлению, быстроте реакции. Усложнение техники  и технологии позволило сократить  долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника.

     Задача  руководителя в этой ситуации состоит  в том, чтобы использовать индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, способностей) и регулировать оптимальным образом отношения между людьми в коллективе. Чем больше люди расположены друг к другу, тем более комфортными являются условия их труда, тем выше его производительность. Верно и обратное. Контакты между людьми и их эмоциональное насыщение формируют социально-психологический климат коллектива.

     Психологический климат (от греч. «klima» («klimatos») - наклон) – качественная сторона межличностных  отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной  совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

     Существуют  несколько определений понятия  психологического климата коллектива. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе [24].

     Б.Ф.Ломов  включает в понятие психологический  климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

     В.М. Шепель одним из первых попытался  раскрыть содержание понятия СПК коллектива как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который определяется тем, насколько в данной организации высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан; 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе; 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального [6].

     Р.Х. Шакуров рассматривает понятие  психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [7].

     По  мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [8].

       Социально психологический климат  – качественная сторона отношений  межличностных, проявляющаяся в  виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе.

     Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2)доброжелательная и деловая критика; 3)свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; 5) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 6) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы; 7) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из её членов.1

       СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

     Не  только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

     Климат  коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

     Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности людей трудом и группой.

     Характер  СП климата в целом зависит  от уровня группового развития. Между  состоянием климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная  связь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Структура социально-психологического климата 

     Существенным  элементом в общей концепции  социально-психологического климата  является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.

     В структуре социально-психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет 2 основных подразделения – отношения людей  к труду и их отношения друг к другу (рисунок 1.1). Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.1 – Структура  социально-психологического климата коллектива

     Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности. Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата коллектива является характеристика его структуры. Это  предполагает  вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления  по  некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

     В свою очередь отношения друг к  другу дифференцируются на отношения  между коллегами по работе и отношения  в системе руководства и подчинения.

Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива