Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа
Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.
Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6
Понятие психологического климата………………………..6
Структура психологического климата…………………….10
Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15
Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27
Общая характеристика коллектива………………………...27
Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29
Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34
Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение
Министерство
общего и профессионального
Курсовая
работа
Красноярск 2008
Введение …………………………………………………………………..3
Заключение
…………………………………………………………….......
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение I………………………………………………
Приложение II……………………………………………
В
условиях современной научно-
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Объектом
исследования выступает педагогический
коллектив
школы №137.
Предметом исследования являются процессы, связанные с совершенствованием социально-психологического климата коллектива.
Сформулированные
цели и задачи исследования обуславливают
выбор таких методов
исследования как метод тестирования,
опросы.
В условиях научно-технического прогресса характер труда предъявляет более высокие требования к психологическим особенностям человека - к его мышлению, быстроте реакции. Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника.
Задача руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы использовать индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, способностей) и регулировать оптимальным образом отношения между людьми в коллективе. Чем больше люди расположены друг к другу, тем более комфортными являются условия их труда, тем выше его производительность. Верно и обратное. Контакты между людьми и их эмоциональное насыщение формируют социально-психологический климат коллектива.
Психологический климат (от греч. «klima» («klimatos») - наклон) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Существуют несколько определений понятия психологического климата коллектива. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе [24].
Б.Ф.Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия СПК коллектива как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который определяется тем, насколько в данной организации высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан; 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе; 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального [6].
Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [7].
По
мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова,
социально-психологический
Социально психологический
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2)доброжелательная и деловая критика; 3)свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; 5) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 6) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы; 7) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из её членов.1
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.
Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.
Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Благоприятный
социально-психологический
Характер
СП климата в целом зависит
от уровня группового развития. Между
состоянием климата развитого коллектива
и эффективностью совместной деятельности
его членов существует положительная
связь.
1.2
Структура социально-психологического
климата
Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.
В
структуре социально-
Рисунок 1.1 – Структура социально-психологического климата коллектива
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности. Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата коллектива является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.
В
свою очередь отношения друг к
другу дифференцируются на отношения
между коллегами по работе и отношения
в системе руководства и
Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива