Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа
Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.
Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6
Понятие психологического климата………………………..6
Структура психологического климата…………………….10
Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15
Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27
Общая характеристика коллектива………………………...27
Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29
Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34
Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение
Роль предпринимателя – выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его.
Более детально место руководителя в организации раскрывается в следующих десяти ролях [12]:
«мыслитель» – общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
«организатор» – координация работы сотрудников;
«штабной
работник» – обработка
«кадровик» – отбор, расстановка, оценка персонала;
«воспитатель» – обучение и мотивация персонала;
«снабженец» – обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
«общественник» – участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;
«инноватор»
– внедрение передовых методов
труда и научно-технических
«контролер» – контроль за соблюдением организационных норм и качества обслуживания;
«дипломат» – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Множество конкретных функций руководителя можно объединить в две основные функции:
1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении.
Вторая функция имеет глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя.
В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
Функции
руководителя выступают кроме того
мерой оценки его индивидуальных
качеств и способностей эффективно
работать.
1.4
Формирование и поддержание
благоприятного социально
психологического климата
в коллективе
СПК коллектива бывает:
а) Благоприятный, характеризующийся взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общее благо.
б) Неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе.
в)
Неустойчивый, для которого характерна
периодичность возникновения
Взаимосвязь между эффективностью организации и микроклиматом в ее коллективе – важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих микроклимата персонала организации.
Эффективность
организации определяется по ряду показателей.
В целом, исследования социальных психологов
показывают, что комплексная оценка
эффективности организаций
Исследователи выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:
1
Целенаправленность, характеризующая
цели совместного
2 Мотивированность, раскрывающая причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов организации.
3 Эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации.
4
Стрессоустойчивость,
5
Интегративность,
6
Организованность, обусловленная особенностями
процессов управления и
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного микроклимата коллектива, который включает многие вышеперечисленные факторы.
В значительной мере формирование благоприятного социально- психологического климата зависит от учета основных шести групп факторов, влияющих на него. Наблюдения и исследования позволяют выделить шесть основных групп факторов, определяющих состояние социально психологического климата и самочувствие, работоспособность работников конкретного подразделения [11]:
1) Служебно-функциональные факторы (условия труда и оборудование рабочих мест; обеспеченность труда техникой, связью, защитными средствами; организация труда, режим труда и отдыха, график работы; обоснованность и четкость распределения функций между работниками; функциональная определенность структуры деятельности каждого сотрудника, четкость его обязанностей, прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников).
2)
Экономические факторы (
3)
Управленческие факторы (стиль
и методы управления
4)
Психологические факторы (
5)
Факторы профессионально-
6)
Правовые факторы (
Для благоприятного (зрелого, здорового) социально психологического климата в коллективе свойственны:
Для неблагоприятного (незрелого) микроклимата свойственны:
К основным объективным показателям уровня развития климата коллектива относят: эффективность профессиональной деятельности, состояние служебной дисциплины и характер движения кадров. Среди субъективных (психологических) показателей часто называют степень удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности, особенности восприятия и понимания других людей, удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями, доминирующие психические состояния работников, эффективную трудовую мотивацию.
Часто
причиной неудовлетворенности
2.1 Общая характеристика коллектива
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
137 Свердловского район г. Красноярска
ориентировано на обучение, воспитание
и развитие каждого учащегося с учетом
индивидуальных (возрастных, физических,
психологических интеллектуальных) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей,
личностных склонностей, путем создания
в ней адаптивной педагогической системы
и благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического
развития ребенка.
В своей деятельности школа руководствуется
Уставом. В нем говорится: «деятельность
школы направлена на: формирование общей
культуры обучающихся на основе условия
обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ;
- достижение обучающимися соответствующего
образовательного уровня».
Образовательные
и воспитательные задачи обучения решаются
комплексно с учетом возрастных особенностей
учащихся, специфики предмета.
Муниципальное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №137 образовано в 1984 году. В школе
обучается 538 учащихся, работает 36 педагогов.
Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива