Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа
Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.
Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6
Понятие психологического климата………………………..6
Структура психологического климата…………………….10
Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15
Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27
Общая характеристика коллектива………………………...27
Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29
Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34
Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение
Многие педагоги школы работают творчески, находятся в поиске наиболее эффективных путей повышения качества обучения, воспитанности учащихся. Экспериментируют, занимаются научной, аналитической работой, осваивают новые информационные технологии, используют в процессе обучения электронные пособия по предметам. Они охотно делятся опытом и наработками на открытых уроках, своими идеями на районных семинарах, в индивидуальном порядке при проведении консультаций, являются членами экспертных комиссий при проведении аттестации педагогических работников, предметных олимпиад. Считают своим долгом регулярно проходить курсы повышения квалификации.
Имеют первую и высшую квалификационные категории – 22.
Один
педагог награжден
значком «Почетный
работник общего образования
Российской Федерации»
2.2
Измерение социально
- психологического
климата по методикам
Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: тестирование и опросники.
Тесты и опросники (индивидуальные и групповые). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
Опросники - это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.
В опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Как правило, в личностных опросниках не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.
ОПИСАНИЕ КОНТИНГЕНТА: в исследовании приняло участие 26 человека. Все 100% женщины. Высшее образование имеет 75,2% опрошенных, средне – специальное 20,3%, не ответили на этот вопрос – 4,5%. Средний стаж работы учителей в этой школе – 5 лет.
Анализ результатов
Исследование проводилось на базе вышеуказанной школы и состояло из двух частей:
Методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
|
Оценка уровня социально-психологического климата |
1.Духно Е.А. | +21 |
2.Гапоненко О.В. | +6 |
3. Бузунова Е.В. | +9 |
4. Сюзева И.В. | +14 |
5. Долгополова О.К. | +9 |
6. Худоногова И.Ю. | +13 |
7. Моргунова И.А. | +15 |
8. Дудникова Т.И. | +20 |
9. Чуракова В.П. | +25 |
10. Калугина О.В. | +17 |
11. Сметанина Н.В. | +17 |
12. Бочарова Т.В. | +15 |
13. Романовская К.О. | +20 |
14. Мазницин А.А. | +9 |
15. Лопатин С.В. | +10 |
16. Деяк И.А. | +7 |
17. Соловей Е.Л. | +16 |
18. Пяткова Т.И. | +15 |
19. Кислухина Е.Н. | +19 |
20. Крипан Н.Ю. | +25 |
21. Мушакова Н.М. | +4 |
22. Романовская И.О. | +7 |
23. Лыжина Н.М. | +20 |
24. Чуракова В.П. | +16 |
25. Волкова Я. О. | +25 |
26. Виденкина Е.Е. | +14 |
ОБЩИЙ ИТОГ | 14,9 - средняя степень благоприятности |
Одним из важных параметров социально - психологического климата является групповая сплочённость. Она показывает степень интеграции любой группы, её сплочение в единое целое. По результатам тех методик, где испытуемые осознавали, что оценивают свой коллектив, групповая сплочённость имеет средние показатели, а по результатам методик выявляющих тот же индекс косвенным путём можно сказать о недостаточной интеграции коллектива в единое целое.
В коллективе нет устойчивых микрогрупп. В коллективе отсутствует общепринятый лидер. Среди всех членов коллектива наибольшим рейтингом симпатий характеризуется Д.Е.А. Но тенденции к лидерству у неё отмечены только в деловой сфере, а в области доверия, например, она имеет достаточно низкие показатели. В целом можно сказать о неопределённом отношении сотрудников к коллективу. Эта неопределённость наиболее ярко проявляется в эмоциональном и поведенческом компоненте взаимодействия.
Многие из респондентов отмечают, что им нравится работа. В целом педагогов удовлетворяют такие условия труда, как равномерность обеспечения работой, санитарно – гигиенические условия, возможность повышения квалификации, разнообразие работы. Нарекания со стороны преподавательского состава вызывает размер заработной платы. Большинство из респондентов отмечают, что их профессиональная деятельность в этой школе организована, в общем, не плохо, хотя на их взгляд, есть возможность улучшения.
В целом
можно сказать, что подавляющая
часть коллектива стремится соответствовать
общепринятым нормам поведения, подстраиваться
под окружающих, ориентироваться на принятие
и социальное одобрение, что, возможно,
приводит к снижению проявления их личной
инициативы.
Коллегиальный компонент (К) - Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Директор школы характеризуется умением координировать и направлять деятельность коллектива, решительностью в суждениях, энергичностью и жесткостью в требованиях. В процессе управления ориентируется на достижение производственных целей, опираясь как на формальную, так и на неформальную организацию и власть руководителя. В большинстве случаев это позволяет добиваться успешного решения производственных задач. Директор замечает и поддерживает инициативу подчинённых, поощряет их самостоятельность.
В целом
руководитель характеризуется достаточными
организаторскими способностями, в
коллективе в большей степени процветает
активность и ответственность сотрудников.
Выводы
На основе анализа полученных в ходе исследования результатов о состоянии социально - психологического климата в коллективе можно вделать следующие выводы:
Заключение
В данной работе был проведен теоретический анализ понятия социально-психологического климата коллектива.
Социально-
Было проведено исследование для изучения неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления на примере школы №137.
Проблема формирования педагогического коллектива стояла остро всегда. Ещё острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным.
Психологический
климат коллектива педагогов, прежде всего,
проявляется в настроении его
членов и, как было показано выше, определяет
их работоспособность, психологическое
и физическое самочувствие формируют
эмоциональный настрой и
Уровень
социально-психологического климата
в коллективе школы №137 соответствует
средней степени
Одной
из главных социально-
Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации. Директор школы №137 своим типом руководства прилагает все усилия для сплочения коллектива.
Творческий
рост педагога может отвечать требованиям
сегодняшнего дня лишь при условии,
если в его основе лежит поиск
наиболее эффективных методов работы,
вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию.
Но руководителям школ становится всё
труднее следить за последними новинками
педагогической науки и практики, тем
более по разным предметам. Поэтому, видимо,
главная функция руководителей школы
должна заключаться не только в научно-методическом
просвещении педагогов (хотя эта функция
не теряет своей актуальности), а в создании
в коллективе такой атмосферы, которая
побуждает каждого работника неустанно
повышать свой теоретический уровень
и педагогическое мастерство.
Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива