Совершенствование психологического климата педагогического коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6

Понятие психологического климата………………………..6

Структура психологического климата…………………….10

Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15

Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27

Общая характеристика коллектива………………………...27

Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29

Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34

Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовой_орг поведение_3 курс.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

             Многие педагоги школы работают творчески, находятся в поиске наиболее эффективных путей повышения качества обучения, воспитанности учащихся. Экспериментируют, занимаются научной, аналитической работой, осваивают новые информационные технологии, используют в процессе обучения электронные пособия по предметам. Они охотно делятся  опытом и наработками на открытых уроках, своими идеями на районных семинарах, в индивидуальном порядке при проведении консультаций, являются членами экспертных комиссий при проведении аттестации педагогических работников, предметных олимпиад.  Считают своим долгом регулярно проходить курсы повышения квалификации.            

     Имеют первую и высшую квалификационные категории – 22.

     Один  педагог награжден  значком «Почетный  работник общего образования  Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Измерение социально  - психологического  климата по методикам 

     Методы  исследования. В исследовании применялись следующие методы: тестирование и опросники.

     Тесты и опросники (индивидуальные и групповые). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

     Опросники - это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.

     В опросниках заранее предусмотрены  варианты ответов на поставленный вопрос. Как правило, в личностных опросниках не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.

     ОПИСАНИЕ  КОНТИНГЕНТА: в исследовании приняло участие 26 человека. Все 100% женщины. Высшее образование имеет 75,2% опрошенных, средне – специальное 20,3%, не ответили на этот вопрос – 4,5%. Средний стаж работы учителей в этой школе – 5 лет.

     Анализ  результатов

     Исследование  проводилось на базе вышеуказанной школы и состояло из двух частей:

  1. Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
  2. Определение стиля руководства трудовым коллективом.
 
 

Методика  «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.

     
     
          
    Оценка  уровня социально-психологического климата
    1.Духно  Е.А.        +21
      2.Гапоненко О.В.      +6
      3. Бузунова Е.В.      +9
    4. Сюзева И.В.                                                         +14
    5. Долгополова О.К.      +9
    6. Худоногова И.Ю.      +13
      7. Моргунова И.А.      +15
      8. Дудникова Т.И.      +20
      9. Чуракова В.П.      +25
      10. Калугина О.В.      +17
    11. Сметанина Н.В.                                 +17
    12.  Бочарова Т.В.      +15
    13.  Романовская К.О.      +20
    14.  Мазницин А.А.      +9
    15.  Лопатин С.В.      +10
    16.  Деяк И.А.      +7
    17.  Соловей Е.Л.      +16
    18.  Пяткова Т.И.      +15
    19.  Кислухина Е.Н.      +19
    20.  Крипан Н.Ю.      +25
    21.  Мушакова Н.М.      +4
    22.  Романовская И.О.                                                      +7
    23.  Лыжина Н.М.       +20
    24.  Чуракова В.П.      +16
    25. Волкова Я. О.      +25
    26.  Виденкина Е.Е.      +14
    ОБЩИЙ ИТОГ 14,9 - средняя степень благоприятности
 

Одним из важных параметров социально - психологического климата является групповая сплочённость. Она показывает степень интеграции любой группы, её сплочение в единое целое. По результатам тех методик, где испытуемые осознавали, что оценивают свой коллектив, групповая сплочённость имеет средние показатели, а по результатам методик выявляющих тот же индекс косвенным путём можно сказать о недостаточной интеграции коллектива в единое целое.

В коллективе нет устойчивых микрогрупп.  В коллективе отсутствует общепринятый лидер. Среди всех членов коллектива наибольшим рейтингом симпатий характеризуется Д.Е.А. Но тенденции  к лидерству у неё отмечены только в деловой сфере, а в области доверия, например, она имеет достаточно низкие показатели. В целом можно сказать о неопределённом отношении сотрудников к коллективу. Эта неопределённость наиболее ярко проявляется в эмоциональном и поведенческом компоненте взаимодействия.

Многие  из респондентов отмечают, что им нравится работа. В целом педагогов удовлетворяют такие условия труда, как равномерность обеспечения работой, санитарно – гигиенические условия, возможность повышения квалификации, разнообразие работы. Нарекания со стороны преподавательского состава вызывает размер заработной платы.  Большинство из респондентов отмечают, что их профессиональная деятельность в этой школе организована, в общем, не плохо, хотя на их взгляд, есть возможность улучшения.

В целом  можно сказать, что подавляющая  часть коллектива стремится соответствовать  общепринятым нормам поведения, подстраиваться под окружающих, ориентироваться на принятие и социальное одобрение, что, возможно, приводит к снижению проявления их личной инициативы. 

Коллегиальный компонент (К) - Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Директор  школы характеризуется умением  координировать и направлять деятельность коллектива, решительностью в суждениях, энергичностью и жесткостью  в требованиях. В процессе управления ориентируется на достижение производственных целей, опираясь как на формальную, так и на неформальную организацию и власть руководителя. В большинстве случаев это позволяет добиваться успешного решения производственных задач. Директор замечает и поддерживает инициативу подчинённых, поощряет их самостоятельность.

В целом  руководитель характеризуется достаточными организаторскими способностями, в  коллективе в большей степени процветает активность и ответственность сотрудников. 

     Выводы 

     На  основе анализа полученных в ходе исследования результатов о состоянии  социально - психологического климата  в коллективе можно вделать следующие  выводы:

  1. В целом сотрудники школы удовлетворены условиями работы в данной социальной структуре.
  2. Уровень социально-психологического климата в коллективе равен 14,9, что соответствует средней степени благоприятности;
  3. Часть коллектива имеет высокие показатели личностной и реактивной тревожности, склонны к нервно-психическим срывам, эмоционально неустойчивы.
  4. Достижение целей и задач, требующее для своего выполнения продуктивной совместной деятельности всего коллектива, скорее всего, вызовет небольшие затруднения.
  5. Небольшая часть членов коллектива имеют ведущие потребности в самореализации, в раскрытии своего потенциала, которые находятся в зоне неудовлетворённости.
  6. Стиль руководства трудовым коллективом характеризуется как Коллегиальный компонент (требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе).  
    2.3 Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации
 
  1. Разработать программу снятия психо-эмоционального напряжения  у педагогов школы (например, обучение сотрудников навыкам саморегуляции в условиях профессионального стресса; функционирование комнаты психологической разгрузки и т.п.);
  2. Создание и реализация программ профессионального и личностного развития педагогов;
  3. Внедрить в практику работы педагогического коллектива обучение учителей социально – психологическим навыкам общения в системе «учитель - учитель», «учитель - ученик», «учитель - родитель»;
  4. Любые действия реформаторского характера проводить при наличии длительного подготовительного этапа с чётким обоснование актуальности, целей, методов, структуры и конечного результата деятельности в новых условиях;
  5. При взаимодействии руководства с коллективом использовать особенности мотивационной сферы сотрудников и их личностных особенностей;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В данной работе был проведен теоретический анализ  понятия  социально-психологического   климата   коллектива.

     Социально-психологический  климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые  настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.

     Было  проведено исследование для изучения неофициального структурного аспекта  социальной группы и царящей в  ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских  способностей руководителя и его стиля управления на примере школы №137.

     Проблема  формирования педагогического коллектива стояла остро всегда. Ещё острее стоит вопрос о создании в нём  такого настроения, чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным.

     Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его  членов и, как было показано выше, определяет их работоспособность, психологическое  и физическое самочувствие формируют  эмоциональный настрой и работоспособность  учеников. Следствием нормативного рабочего самочувствия на уроке является чувство единства с теми, кому даёшь урок.

     Уровень социально-психологического климата  в коллективе школы №137 соответствует  средней степени благоприятности. В целом коллектив доволен работой.

     Одной из главных социально-психологических  функций директора является сплочение  педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению  его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив-коллектив  устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

     Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом  со стороны администрации. Директор школы №137 своим типом руководства прилагает все усилия для сплочения коллектива.

     Творческий  рост педагога может отвечать требованиям  сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск  наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям школ становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным предметам. Поэтому, видимо, главная функция руководителей школы должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива