Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа
Цели исследования: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
Определение стиля руководства педагогическим коллективом.
Введение …………………………………………………………………..3
Теоретические основы социально психологического климата……………………………………………………………………6
Понятие психологического климата………………………..6
Структура психологического климата…………………….10
Роль руководителя в социально психологическом климате коллектива…………………………………………………………………15
Формирование и поддержание благоприятного социально психологического климата в коллективе………………………………..20
Диагностика социально психологического климата на примере организации…………………………………………………...27
Общая характеристика коллектива………………………...27
Измерение социально - психологического климата по методикам………………………………………………………………....29
Рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата коллектива организации………………......34
Заключение ……………………………………………………………..............35
Список используемой литературы ……………………………………………37
Приложение
В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.
Рисунок 1.2
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности (Рисунок 1.2). [9]
В
результате создается определенная
структура ближайших и
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой трудового коллектива.
С этой точки зрения самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей микроклимата.
Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить обо всех аспектах климата в коллективе, о мере эффективности его деятельности.
Выделение моделей социально психологического климата основывается на оценке трех сторон:
1)
уровень развернутости
2)
степень реализации его в
3) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива.
Вариант А. Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.
Вариант Б. Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления.
Вариант
В. Невысокий уровень
Эти варианты социально психологического климата коллектива, разумеется, не исчерпывают их реального многообразия.
Взаимосвязь
между эффективностью организации
и ее социально-психологическим климатом
- важнейшая проблема для руководителей
компании, фирмы. Поэтому, так важно знание
важнейших составляющих социально-психологического
климата организации, разработанных как
отечественными, так и зарубежными исследователями.
Благоприятный социально-психологический
климат - это итог систематической работы
и мероприятий руководителей, менеджеров,
психологов и всех сотрудников организации.
1.3
Роль руководителя в
социально психологическом
климате коллектива
Социально психологический климат коллектива зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через них на организационные и экономические процессы, протекающие в коллективе.
Английские специалисты по управлению М.Вудкок и Д.Френсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов [10. С.40-42]:
1 Непригодность руководителя. Руководство – это, видимо, самый важный фактор, определяющий качество работы коллектива. Организаторские способности имеются далеко не у каждого. Установлено, что такая одаренность встречается в несколько десятков раз реже, чем музыкальные или математические способности.
2
Неквалифицированные
3 Ненормальный СПК. Коллектив составляют люди с разными ценностями и пристрастиями. Объединяют их не только общие цели, но и эмоции. Преданность коллективу – один из признаков нормального климата в коллективе. Высокая степень взаимной поддержки также естественное состояние эффективно работающего коллектива. Недоверие, подозрительность друг к другу разъедают коллектив.
4 Нечеткость целей. Если нет ясного видения общей цели, то отдельные члены коллектива не смогут внести свой вклад в общее дело. Изучение экономических гигантов США и Японии показало, что их успех во многом обусловлен наличием делового кредо, то есть совокупности основных целей и задач. Эти цели конкретно формулируются для трудовых коллективов нижестоящих подразделений в виде принципов деятельности, правил или даже лозунгов, а затем постоянно и умело доводятся до сознания и чувств всех работающих.
5
Неудовлетворительные
6
Неэффективность методов
7 Закрытость и конфронтация. Когда в коллективе нет свободы суждений, в нем возникает нездоровый климат. Члены коллектива должны иметь возможность высказывать свое мнение друг о друге, обсуждать все разногласия. В эффективно работающих коллективах не избегают деликатных и неприятных вопросов, а обсуждают их честно и прямо, не боясь столкновения взглядов и конфликтов.
8
«Неразвитые сотрудники». При
прочих равных условиях
9 Низкие творческие способности коллектива. Эффективный коллектив имеет способность генерировать творческие идеи и осуществлять их.
10
Неконструктивные отношения с
другими коллективами. Оппозиция
по отношению к другим
Учет
названных типичных сложностей в
организации эффективной
«Процессы руководства и руководитель являются неотъемлемыми элементами организации. Руководство – это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты:
Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения.
Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе. И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя [11. С. 118-121]:
Роль
лидера, обладающего высоким
Роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
Роль планировщика – главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений, как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации.
Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
Информация о работе Совершенствование психологического климата педагогического коллектива