Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования – исследовать и определить профиль организационной культуры МУП «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства» как способ организации и развития внутренней среды предприятия.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить понятие организационной культуры, ее содержание, уровни и типологию.
2. Выделить взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью организации.
3. Рассмотрение структуры организационной культуры МУП «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………..7
1.1. Основные элементы организационной культуры…………………………..7
1.2. Содержание и сущность организационной культуры…………………….19
1.3. Взаимное влияние организационной культуры и системы функционирования предприятия………………………………………………27
Глава II. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ МУП «СТАРООСКОЛЬСКОЕ ГОРОДСКОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА» ………………………………………38
2.1. Основные параметры оценки организационной культуры………………38
2.2. Анализ уровня организационной культуры……………………………….45
2.3. Профиль организационной культуры……………………………………...51
Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МУП «СТАРООСКОЛЬСКОЕ ГОРОДСКОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»……………………………………….56
3.1. Основные направления совершенствования организационной культуры56
3.2. Оценка изменений организационной культуры (новый профиль)………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………66
К элементам организационной культуры относят такие ее параметры и свойства:
- индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
- структура – взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
- направление – уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;
- интеграция – степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
- управленческое обеспечение – степень обеспечения четких коммуникационных связей в организации;
- поддержка – уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями;
- стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
- идентифицировать – степень отождествления работников с организацией;
- управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
- управление рисками – степень поощрения инноваций и принятия на себя риска.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие факторы. Любая организация может быть подвергнута анализу и подробна описана на основе перечисленных выше параметров и свойств [9].
Среди функций организационной культуры выделяются общие и специфические. К общим относятся функции регулирования и воспроизводства. Функции регулирования обеспечивают адаптивно-приспособительные (внешние) и интегративные (внутренние) задачи деятельности организации. Специфика адаптации проявляется в процессах приведения организации в состояние динамического равновесия с внешней средой. При этом внутриорганизационная интегрированность управленческих процессов во многом влияет на успешность адаптации. Функции воспроизводства выполняют в организации, с одной стороны, репродуктивные, стандартизирующие и сохраняющие задачи, а с другой – творческие, развивающие и инновационные.
Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность ее целям, укрепляет социальную стабильность, служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведения работников [12].
Сильная и слабая культура. Необходимо различать сильную и слабую культуру. Сильная культура характеризуется главным (стержневым) ценностями организации, которые активно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше число членов организации разделяют ее главные ценности, признают их важность и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (ценностей), имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общих ценностей. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны активно поддерживаться.
Успешно работающие фирмы имеют четко определенную систему ценностей, которая находит отражение в их стратегии, политике и принимаемых решениях. Интересы эффективной организации требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и наиболее приемлемая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высоком уровне интеграции, позитивном восприятии конфликтов как источника развития и широком общении по горизонтали. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на повышении эффективности работы при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты [25].
Роль организационной культуры в компании многоаспектна в силу многогранности самого исследуемого явления – культуры. К основным аспектам значимости организационной культуры следует отнести: 1) взаимообусловленность и диалектическую взаимосвязь организационной культуры и уровня технологии; 2) сильная организационная культура должна рассматриваться как стратегический ресурс организации, определяющий ее конкурентное положение на рынке, а также как основа для выхода организации из кризиса; 3) организационная культура способна стать проводником многих не только внутриорганизационных изменений, но и рыночных преобразований на уровне общества [29].
Возможность изменения культуры организации во многом зависит от стадии ее жизненного цикла. Изменить культуру организации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изменения будут необходимы. Культура организации еще не укоренилась, и работники примут ее изменения, если:
1. предыдущий успех организации не отвечает современным условиям;
2. работники не удовлетворены общим состоянием дел в организации;
3. образ основателя (учредителя) организации и его репутация ставятся под сомнение.
Другая возможность изменения культуры появляется, когда организация вступает в стадию упадка [4]. На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые драматизируют настроение работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис.
Вывод по Главе I
Для эффективной системы управления нужен «эффективный менеджер». Это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. Кроме этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные и управленческие. В такой постановке для менеджера ложно представление, что люди в организации имеют одинаковые потребности. Владея искусством и опытом, эффективный менеджер управляет, делая работу, необходимую для достижения цели организации, другими руками: руками своих подчиненных.
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Культура – это социальная категория, характеризующая цивилизацию.
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.
Организационная культура является связующим элементом в отношениях людей, групп и компаний и позволяет делить их на своих и чужих. Если человек находится в чуждой организационной культуре, его деятельность будет сковываться, тормозиться. Если же организационная культура соответствует ему, то деятельность человека будет приятнее и продуктивнее. Активизирующее или тормозящее действие организационной культуры проявляется в любой деятельности социальной системы – в производственной, спортивной, культмассовой, управленческой. Поэтому изучение ее особенностей, условий использования и формирования – наша важная задача
Глава II. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ МУП «СТАРООСКОЛЬСКОЕ ГОРОДСКОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»
2.1. Основные параметры оценки организационной культуры
Муниципальное унитарное предприятие «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства», в дальнейшем именуемое «Предприятие», создано Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа от 06 августа 1993 года №1351 «О перерегистрации предприятия ГМПО ЖКХ в муниципальное предприятие «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства».
Фирменное наименование Предприятия на русском языке: полное – Муниципальное унитарное предприятие «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства»; сокращенное – МУП «СГМПО КХ».
Предприятие является коммерческой организацией.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, реквизиты, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наимнование.
Учредителем Предприятия является Старооскольский городской округ Белгородской области, от имени которого выступает глава администрации Старооскольского городского округа.
Собственником имущества Предприятия является Старооскольский городской округ Белгородской области, от имени которого выступает администрация Старооскольского городского округа Белгородской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятие не несет ответственность по обязательствам Собственника его имущества.
Старооскольский городской округ, в лице Учредителя не несет ответственность по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана Собственником его имущества. В указанных случаях на Собственника при недостаточности имущества Предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Место нахождения и юридический адрес Предприятия – Российская Федерация, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Ленина, д.78.
Предприятие приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Для достижения целей Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):
1. Оказание похоронно-ритуальных услуг.
2. Вывоз бытового мусора (твердых бытовых отходов и жидких нечистот).
3. Коммерческая деятельность.
4. Услуги по автомобильному сервису, диагностика, регулирование.
5. Организация платных стоянок и парковок транспортных средств, выдача платных пропусков на проезд автотранспорта по городу.
6. Организация работ по спасательной станции.
7. Уборка и благоустройство тротуаров, дорог, улиц и магистралей города.
8. Содержание остановок, мостов, и путепроводов.
9. Содержание подземных и надземных переходов.
10. Ямочный ремонт и содержание в надлежащем виде малых архитектурных форм, памятников.
11. Посадка, содержание и обслуживание зелёных насаждений, кустарников, деревьев.
12. Содержание городских кладбищ.
13. Отлов бездомных животных.
14. Органами местного самоуправления Старооскольского городского округа Предприятию может поручаться выполнение иных работ с финансированием из местного бюджета в пределах средств, установленных представительным органом Старооскольского городского округа на соответствующий финансовый год.
Право Предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у Предприятия с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Предприятие не вправе осуществлять виды деятельсноти, не предусмотренные настоящим Уставом.
Имущество Предприятия находится в собственности Старооскольского городского округа, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе или передается в арендное пользование.
Земельные участки необходимые для обслуживания объектов недвижимого имущества Предприятия предоставляются ему в арендное пользование.
В состав имущества Предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Право хозяйственного ведения в отношении имущества, закрепляемого за Предприятием, возникает у Предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением Учредителя.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, в том числе по договору или иным основаниям, являются собственностью Старооскольского городского округа, поступают в хозяйственное ведение Предприятия.
Информация о работе Совершенствование организационной культуры