Совершенствование методов менеджмента в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе существующих методов управления организацией и выработкой предложений, рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются такие задачи:
* раскрыть сущность понятия, функций и методов менеджмента;
* рассмотреть методы управления организацией;
* провести анализ деятельности ОАО «МегаФон»;
* выработать рекомендации по совершенствованию управления организацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Теоретико-методологические основы методов менеджмента………… 5
1.1 Понятие, сущность и классификация методов менеджмен-та………. 5
1.2 Методы управления организаци-ей…………………………………… 9
1.3 Техника и технология управления……………………………………. 15
2. Современные методы управления на примере ОАО «Мега-Фон»…….. 17
2.1.. Характеристика ОАО «Мега-Фон»…………………………………... 17
2.2. Методы управления в ОАО «Мега-Фон»……………………………. 22
3. Разработка проекта рекомендаций и предложений по совершенствованию методов управления в организа-ции…………………………………….
27
Выводы и предложения……………………………………………………….. 31
Список использованной литературы………………………………………… 34
Приложения……………………………………………………………………. 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Менеджмент.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     В социально-экономических системах кроме чисто технических проблем  возникают задачи формирования отношений управления и для их решения требуется привлекать знания ряда общественных наук. По преобладающему характеру формируемых отношений эта группа методов, в свою очередь, может быть разделена на следующие методы:

     1. экономические;

     2. организационно-распорядительные (административные)

     3. социально-психологические.

 

1.2 Методы управления  предприятием

    Менеджмент  рассматривает методы управления как  совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом организации в первую очередь для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потребностей.

    Управление - сложный и динамический процесс, управляемый и осуществляемый людьми для достижения поставленной цели. После того как установлены цели управления, необходимо найти наиболее эффективные пути и методы их достижения. Поэтому возникает потребность в применении арсенала средств, которые обеспечивают достижение целей управления, т.е. методов управления.

    Методом называется мероприятие или совокупность мероприятий в любой человеческой деятельности, способ достижения цели, путь решения определенной задачи.

    Средства  целенаправленного влияния на коллектив  или отдельных его членов называют методами управления.

    Методы  управления основаны на действии законов  и закономерностей управления, одновременно учитывающих научно-технический  уровень развития производства и уровень развития отношений управления.

    Особая  роль методов управления состоит  в том, чтобы создать условия для четкой организации процесса управления, использования современной техники и прогрессивной технологии организации работ и обеспечить их максимальную эффективность при достижении поставленной цели.

    Все методы управления рассматриваются  в практической деятельности не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов. [3. С.28].

    Наличие прогрессивных методов управления и умелое использование их является предпосылкой эффективности управления и хозяйственных процессов.

    Методы  менеджмента ориентированы, прежде всего, на высокую производительность и эффективность деятельности фирмы и ее персонала, на слаженную работу подразделений фирмы, на четкую организацию деятельности фирмы и управление ею на уровне мировых стандартов.

     Направленность  методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

       В системе методов управления  организации выделяют:

  • Административные методы;
  • Экономические методы;
  • Социально-психологические методы.

       Рассмотрим более подробно каждый  метод в отдельности.

      Административные  методы управления

       Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

       Административные методы ориентированы  на такие мотивы поведения,  как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

       Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

       Различают пять основных способов  административного воздействия:  организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность(смотри приложение 1)

       Организационные воздействия основаны  на подготовке и утверждении  внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.

       Распорядительные воздействия направлены  на достижение поставленных целей  управления, соблюдение внутренних  нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. [5. С.58].

       Дисциплинарная ответственность  и взыскания применяются в  случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

       Материальная ответственность и  взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают.

      Экономические методы управления

       Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

       Путём совместного анализа экономических законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики можно представить следующую схему классификации экономических методов управления (приложение 2).

       Плановое ведение хозяйства является  главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения.

       Хозяйственный расчёт является  методом ведения хозяйства, основанным  на соизмерении затрат предприятия  на производство продукции с  результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. [5. С.63].

 Рыночное  ценообразование является регулятором  товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции.  Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи.

     Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан.

     Формы собственности - важная экономическая  категория, определяющая характер взаимоотношений  внутри предприятия. Фазы общественного  воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров.

      Социологические методы управления

       Социологические методы играют  важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов(приложение 3). Рассмотрим их более подробно. [8. С.145].

       Социальное планирование обеспечивает  постановку социальных целей  и критериев, разработку социальных  нормативов (уровень жизни, оплата  труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов

       Социологические методы исследования  составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

     Мораль  является особой формой общественного  сознания, регулирующего действия и  поведение человека в обществе с  помощью нравственных норм.  Партнерство  составов важный компонент любой  социальной группы и заключается о налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей.

       Соревнование является специфической  формой общественных отношений  и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

       Общение — это специфическая  форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей.

       Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

       Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. [8. С.150].

      Психологические методы управления

       Психологические методы играют  очень важную роль в работе  с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия [7. С.45]. . Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов, показана в приложении 4. Дадим их характеристику.

       Психологическое планирование составляет  новое направление в работе  с персоналом по формированию  эффективного психологического  состояния коллектива предприятия.

       Способы психологического воздействия  относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

     Внушение  представляет психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.

     Убеждение базируется на аргументированном и  логическом воздействии на психику  человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

       Подражание является способом  воздействия на отдельного работника  или социальную группу путем  личного примера руководителя  или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.

       Вовлечение является психологическим  приемом, при помощи которого  работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

       Побуждение — позитивная форма  морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии.

Информация о работе Совершенствование методов менеджмента в организации