Совершенствование инновационного менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Исключительная значимость (ценность) знания в современной хозяйственной деятельности определяется рядом следующих обстоятельств:
1. знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов производства, наряду с капиталом и трудом;
2. знание становится продуктом (товаром) и потому создаются новые формы деятельности, основанные на торговле результатами знаний;
3. возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки в производстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, в переходе к инновационной экономике;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента предприятия
1.1 Содержание и особенности инновационного менеджмента предприятия
1.2 Результаты инновационной деятельности предприятия
1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования
2. Анализ инновационного менеджмента на предприятии
2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Характеристика Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
2.3 Анализ состояния инновационного менеджмента Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
З.Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии
3.1 Планирование инновационной деятельности Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
3.2 Пути развития инновационной деятельности Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.92 Кб (Скачать)
 

   Таким образом, инновация представляет собой  новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения  его эффективности на основе лучшего  удовлетворения определенной общественной потребности. Следует отметить, что предприятии ведется планомерная работа в области внедрения в производство новых видов продукции и модернизации производственного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   З. Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятии 

   3.1 Планирование инновационной  деятельности РУП«ГЗЛиН» 

   Стратегическое  управление инновационной деятельностью  – это такое управление организацией, которое, опираясь на научно-технический  потенциал, ориентирует её инновационную  деятельность на запросы потребителей, осуществляет всесторонний анализ, моделирование  ситуаций, на основе чего проводит гибкое регулирование и своевременные  изменения в организации, отвечающие состоянию внешней и внутренней среды, что в совокупности позволяет  организации выжить и достигнуть своей цели в долгосрочной перспективе.

   Для реализации рыночных возможностей в  организации должно быть введено  стратегическое планирование инновационной  деятельности.

   Следовательно, для организации, стремящейся успешно  достигать своих целей и добивающейся выживания в долгосрочной перспективе, необходимо осуществлять стратегическое управление.

   Стратегия инновационной деятельности должна определять рамки, в которых действует  организация. Разграничителями здесь  становятся факторы внешней среды (технологические, политико-правовые, экономико-социальные). Они же предоставляют  организации определённые границы  для функционирования. Следовательно, основой стратегического инновационного планирования является анализ жизненного цикла технологий, продуктов и  рынков. Инновационное предприятие  может сконцентрировать усилия на выявлении  технологических возможностей для  себя в рамках существующих на рынке  технологий либо разрабатывать нечто  кардинально новое. Найдя инновационные  возможности, можно приступать к  стратегическому планированию инновационной  деятельности в организации.

   Итак, организация, являющаяся единой неделимой  системой, способна генерировать идеи и воплощать их в продукты и  услуги. Свойства организации как  системы не сводятся к сумме свойств  составляющих её элементов.

   Рассмотрим  организацию управления инновационной  деятельностью РУП«ГЗЛиН». Организационная структура РУП«ГЗЛиН», как и большинства отечественных предприятий, относится к линейно-функциональному типу. Структура управления РУП«ГЗЛиН»создана в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

   В основе ее построения лежит процесс  деления предприятия на отдельные  элементы, каждый из которых имеет  свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. При этом работники  предприятия группируется по тем  широким задачам, которые они  выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или  иного подразделения соответствуют  наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

   В линейном подчинении Директору находятся  руководители функциональных отделов:

  1. главный инженер;
  2. заместитель директора по производству;
  3. заместитель директора по коммерческим вопросам;
  4. заместитель директора по качеству;
  5. главный экономист;
  6. заместитель директора по идеологической работе и управлению персоналом;
  7. Помощник директора
  8. заместитель директора по экономической безопасности.
 

   Рассмотрим далее основные органы управления РУП«ГЗЛиН» 

   Рисунок 3.1 – Высшее руководство РУП«ГЗЛиН»

 

   

     
 
 
 
 
 
 

    Генеральный директор предприятия осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия; обеспечивает выполнение решений; несет ответственность за деятельностью предприятия; заключает договоры, выдает доверенности на совершение действий от имени организации, открывает в банковских учреждениях расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами; утверждает штаты предприятия, его структурных подразделений; принимает на работу и увольняет работников; определяет компетенцию и организует работу подчиненных ему должностных лиц организации; применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками; утверждает внутренние документы предприятия; решает другие вопросы, связанные с деятельностью предприятия.

Алгоритм  планирования инновационной деятельности РУП«ГЗЛиН» можно представить следующим образом:

   а) отдел маркетинга на основе исследований выявляет потребности рынка в  новых товарах, услугах;

   б) финансовые подразделения составляют примерные калькуляции стоимости  новой продукции, занимаются бизнес-планированием;

   в) производство выявляет резервы для  возможности производства новой  техники, а в последствии производит продукт;

   г) отдел кадров совместно с руководством подбирает необходимых специалистов для выполнения инновационных работ;

   д) руководство принимает окончательное  решение о выпуске / не выпуске  новой продукции (работ / услуг) и  т.д.

   Управление  инновациями на РУП«ГЗЛиН»включает ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе факторов внешней и внутренней среды, потенциал сферы исследований и разработок; систему управления, её организационные формы, этику и культуру предпринимательства.

   Процесс формирования инновационных стратегий  – наиболее ответственный этап разработки механизма управления нововведениями. Однако на сегодняшний день этот процесс  не разработан в достаточной мере. 
 

   3.2 Пути развития инновационной деятельности РУП«ГЗЛиН» 

   В соответствии с Государственной  программой инновационного развития на 2007-2010 годы, утвержденной указом президента №136 от 29 марта 2007 года, приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности в республике до 2010 года станут ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производство конкурентоспособной продукции — новых материалов, источников энергии, информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а также созданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.

   Целью деятельности РУП«ГЗЛиН» в течение всего планового периода будет удовлетворение спроса на производимую продукцию, организация и совершенствование системы контроля ее качества, направленные на расширение деятельности и получение прибыли, а также удержания существующей рыночной ниши и завоевание новых потребительских рынков с ростом использования производственных мощностей предприятия.

   На  сегодняшний день на РУП «ГЗЛиН» необходимо выполненить мероприятия программы энергосбережения.

   С целью усиления работы по энергосбережению подготовлен и введен в действие в Республике Беларусь ряд директивных  документов. Для выполнения доведенных до предприятия целевых показателей  по энергосбережению специалистами  предприятия разработаны мероприятия  до 2015г. Наименование данных мероприятий на 2011 -2012 гг. представлен в таблице 3.1.

   Таблица 3.1 – План мероприятия по энергосбережению на 2011 – 2012гг 

Наименование  мероприятия    Год

реализации

Экономический эффект, т.у.т  Ожидаемая экономия ТЭР от внедрения мероприятий, т.у.т.
1       2 3 4
1. Децентрализация систем воздухоснабжения  с установкой локальных компрессоров 2011 614 0
2. Внедрение в производство современных  энергоэффективных и повышение  энергоэффективности действующих  технологий процессов, оборудования и материалов в производстве 2011 1113 866
3. Внедрение автоматических систем управления освещением, энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения 2011 36 36
4. замена насосного оборудования  на более энергоэффективное  2011 236 236
5. Прочие мероприятия по повышению  эффективности использования топливно-энергетических  ресурсов 2011 106 106
1 2 3 4
б. Реализация мероприятий Программы  модернизации литейных, термических, гальванических и др. энергоемких производств  на 2010-2015гг., реализуемые в 2011 2010-2015 530 43
7. Внедрение 2-х когенерационных  установок для комбинированной  выработки тепловой энергии 2012 3243 0
8.Внедрениесистемы  автома- тической дозировки жидких  и сухих добавок и установка  устройства плавного пуска и  торможения на смесителях АМК-2000 2012 354 354
9. Применение новой футеровочной  массы на печи ИАТ-2,5 2012 149 149
10. Модернизация агрегатов сушки  песка в ЦВПЧ 2012 132 132
Установка сита барабанного мод.178 взамен существующего инерционного сита мод.13516 2012 289 289
 

      В настоящее время налажен эффективный  контроль за эффективным потреблением и  использованием ТЭР посредством  разработанных нормативом расхода  всех видов энергии и топлива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Переход к рыночной экономике требует  существенного повышения гибкости производства и восприимчивости  к инновациям. Вновь создаваемые  предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются  на полный цикл, включающий вначале  стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому  они создают перспективные исследовательские  группы. На завершающей стадии предусматривается  послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и  позволяет учесть как постоянно  меняющиеся запросы рынка, так и  последние достижения науки и  техники.

   Инновации связывают различные по характеру  и способам управления области хозяйственной  деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование  стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры  рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых  направлений инструментов в работе предприятия, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к  специфике рынка дают возможность  инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной  деятельности.

   Инновации можно представить как процесс  совершенствования сбалансированности различных областей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс  обновления означает разрушение привычной  ориентации научно-производственного  персонала и направление его  на поиск новых форм инновационной  деятельности, превращение каждого  работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое  количество участников инновационного процесса, создать экономические  условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.

   Внедрение инноваций всегда связывается с  потребностями рынка. Инновационный  менеджер определяет, какие виды новых  продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие  продукты требуют модернизации, для  того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной  доли рынка, повышения отдачи от используемого  инновационного потенциала.

Информация о работе Совершенствование инновационного менеджмента на предприятии