Совершенствование инновационного менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Исключительная значимость (ценность) знания в современной хозяйственной деятельности определяется рядом следующих обстоятельств:
1. знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов производства, наряду с капиталом и трудом;
2. знание становится продуктом (товаром) и потому создаются новые формы деятельности, основанные на торговле результатами знаний;
3. возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки в производстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, в переходе к инновационной экономике;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента предприятия
1.1 Содержание и особенности инновационного менеджмента предприятия
1.2 Результаты инновационной деятельности предприятия
1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования
2. Анализ инновационного менеджмента на предприятии
2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Характеристика Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
2.3 Анализ состояния инновационного менеджмента Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
З.Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии
3.1 Планирование инновационной деятельности Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
3.2 Пути развития инновационной деятельности Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.92 Кб (Скачать)

   Содержание

   Введение

   1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента предприятия

   1.1 Содержание и особенности инновационного менеджмента предприятия

   1.2 Результаты инновационной деятельности  предприятия

   1.3 Организация инновационной деятельности  предприятия в рыночных условиях  хозяйствования

   2. Анализ инновационного менеджмента на предприятии

   2.1 Нормативно-правовая база инновационной  деятельности в Республике Беларусь

   2.2 Характеристика Республиканского  унитарного предприятия «Гомельский  завод литья и нормалей»

   2.3 Анализ состояния инновационного менеджмента Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»

   З.Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии

   3.1 Планирование инновационной деятельности  Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»

   3.2 Пути развития инновационной  деятельности Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»

   Заключение

   Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Сегодня в мировой экономике происходят беспрецедентные геополитические  изменения, обусловленные, прежде всего, глобализацией и межгосударственной экономической интеграцией. Однако приходится признать, что эти глобальные явления являются всего лишь объективным  следствием других не столь броских  и очевидных, но не менее масштабных и значимых явлений, связанных с  формированием «новой экономики», или  «экономики знаний».

   Исключительная  значимость (ценность) знания в современной  хозяйственной деятельности определяется рядом следующих обстоятельств:

   1. знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов производства, наряду с капиталом и трудом;

   2. знание становится продуктом (товаром) и потому создаются новые формы деятельности, основанные на торговле результатами знаний;

   3. возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки в производстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, в переходе к инновационной экономике;

   4. по мере смены одного технологического уклада другим в геометрической прогрессии возрастают издержки на получение новых знаний, осуществление исследований и разработок, их практическое внедрение;

   5. новая экономика, экономика знаний, инновационная экономика опирается на информационно-коммуникационные технологии, изменившие физические основы и существенно снизившие ресурсоемкость распространения информации, что оказывает всепроникающее революционное воздействие на все сферы деятельности человека;

   6. знания, в том числе результаты исследований и разработок, во многом благодаря информационно-коммуникационным технологиям, сегодня могут тиражироваться сколь угодно большое число раз без уменьшения их количества в источнике, причем сам процесс тиражирования осуществляется практически без издержек. Указанное обстоятельство содержит в себе объективную предпосылку для колоссальной экономии издержек конкретных предприятий на исследования и разработки, что не просто является важнейшей специфической чертой инновационной экономики, но и с учетом стремительного роста затрат на исследования и разработки представляет собой мощнейший стимул для интеграционных процессов в национальной и мировой экономике, обусловливает целесообразность ассоциированных (коллективных) форм поведения и хозяйствования, ведет к дальнейшему обобществлению производства.

   Таким образом, новая экономика, или экономика  знаний, есть важнейшая предпосылка  для формирования инновационной  экономики, поскольку обновление и  модернизация производства, переход  от одного технологического уклада к  другому принципиально невозможны без получения и масштабного  внедрения в практику новых знаний. Однако теоретический смысл происходящего  гораздо глубже и шире - становление  основанной на знаниях инновационной  экономики подразумевает, что широкое  внедрение в производство результатов  исследований и разработок, информационных и других новых технологий не только коренным образом меняет механизмы  взаимодействия стран, регионов, отдельных  предприятий, но и требует глубокой трансформации наших представлений  о законах и основах функционирования экономических систем разного уровня. 
 

  1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента предприятия
 

   1.1  Содержание и особенности инновационного менеджмента предприятия

   Важнейшей особенностью инновационной экономики  является то, что сегодня знание уже превратилось в реальную, по большому счету, главную производительную силу. В то же время более детальное  изучение этого превращения показывает, что в общей сумме затрат на производство и реализацию принципиально  новой, наукоемкой и высокотехнологичной  продукции издержки на получение  новых знаний (затраты на исследования и разработки) составляют значительную величину - от 15 до 85 %, пренебречь которой  в наши дни уже невозможно [5, с.17]. В условиях рыночно-конкурентной системы  обособленные бизнес-единицы, осуществляя  исследования и разработки самостоятельно, вынуждены дублировать эти и  без того значительные издержки. В  то же время возникает принципиальная возможность колоссальной экономии указанных затрат на исследования и  разработки в случае отказа конкурирующих  бизнес-единиц от фундаментального рыночного  принципа конкуренции («войны всех против всех») в пользу образования ассоциаций предприятий, их сотрудничества, а также  других форм экономической интеграции, вплоть до межгосударственных.

   Инновационная экономика - это явление, кардинально  отличающееся от той модели, которая  получила в экономической теории название «рыночно-конкурентной экономики». По большому счету, инновационная экономика - это качественно новая, следующая за рыночно-конкурентной моделью и во многом ее отрицающая ступень развития современных экономических систем.

   В условиях становления постиндустриальной, информационно-интеллектуальной, инновационной  по своей сущности экономики, а также  но мере обострения международной конкурентной борьбы за рынки сбыта и быстро истощающиеся природные ресурсы  только научно-техническая и инновационная  активность способны обеспечить стране достойное место и ряду технологически развитых государств. В научной литературе очень часто встречается утверждение  о том, что сегодня устойчивый экономический рост отождествляется  исключительно с внедрением достижений научно-технического прогресса и  интеллектуализацией факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых  в технологиях, оборудовании и организации  производства приходится до 80 % прироста ВВП наиболее развитых стран мира [3, с.22]. При этом ожидается, что в  ближайшие 15-20 лет объем реализации наукоемких и высокотехнологичных  товаров в 10 раз превзойдет общую  стоимость продукции сырьевого  сектора. Все это объективно делает бесперспективной принятую во многих странах СНГ сырьевую ориентацию экономического роста и настоятельно диктует необходимость приоритетного, опережающего развития, именно научно-технического и инновационного секторов национальной экономики.

   Очевидно, что сохранить свой экономический  суверенитет в XXI веке имеют шансы  только те державы, которые сегодня  форсированными темпами накапливают  передовой, основанный на использовании  последних достижений науки и  техники, инновационный и промышленный капиталы. Приверженность данному принципу инновационного развития наглядно демонстрируют  развитые страны Запада (ОЭСР и, прежде всего, «Большая семерка»), сконцентрировавшие под своим контролем до 90% мирового научного потенциала и контролирующие не менее 80 % глобального рынка высоких  технологий объемом в 2,5-3 трлн. USD. В  частности, благодаря высокопрофессиональному  инновационному менеджменту на уровне конкретных фирм и национальной экономики  в целом,, высокотехнологичная продукция  в товарном экспорте США сегодня составляет более 32%, Великобритании - 31 %, Японии - 26 %, Франции - 23 %. Прибыль, получаемая технологически развитыми странами от реализации наукоемкой продукции колоссальна: ежегодный экспорт наукоемких товаров и услуг приносит США более 700 млрд. USD, Германии - 530 млрд., Японии -400 млрд. USD [12, с. 34].

   Инновационный менеджмент — деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционная деятельность.

   Инновационная менеджмент — деятельность, связанная с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

   Инновационная деятельность включает в себя инновационный  процесс и систему организационных, производственных и коммерческих мероприятий, направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического процесса, получение прибыли. Благодаря четкой организации инновационной деятельности происходит ускорение технологического развития общества, быстрейшее внедрение  всех достижений научно-технического процесса. Поэтому главной целью  государственной инновационной  политики является создание экономических, правовых, финансовых и организационных  условий для осуществления успешной инновационной деятельности.

   Современную инновационную деятельность и ее виды характеризуют по двум направлениям (тенденциям):

  1. с позиции рекомендаций ЮНЕСКО инновационная деятельность рассматривается как научно-техническая деятельность (НТД), которая включает три ее вида: научные исследования и разработки (НИОКР); научно-техническое образование и подготовка кадров; научно-технические услуги;
  2. согласно сложившимся представлениям отечественных ученых-экономистов инновационная деятельность - это разработка новшеств и деятельность по материализации нововведений [8, с. 50].

   Научно-техническая  деятельность характеризуется масштабом (объемом) выполняемых научных исследований, которые могут осуществляться в  рамках научного направления научной  проблемы, научной темы.

   Научное направление - наиболее крупная научная  работа, имеющая самостоятельный  характер, и посвящено решению  задач развития данной отрасли науки  и техники. Решение того или иного  научного направления возможно усилиями ряда научных организаций.

   Научная проблема - часть научного направления, представляющая один из возможных путей  ее решения. Выполнение научной проблемы может осуществляться в виде целевой  научно-технической программы, которая  является комплексом увязанных по ресурсам и исполнителям работ. Как правило, координацию этих работ проводят головные научные организации.

   Научная тема - часть проблемы, которая решается обычно в пределах одной научной  организации и выступает основной единицей тематического плана при  финансировании, планировании и учете  работ. Цель темы НИОКР -эффективное  решение конкретной задачи. Например, разработка прибора, способа, проведение патентных исследований, выполнение экономических работ и т.д. Тема в зависимости от сложности может разбиваться на этапы подэтапы.

   При осуществлении инновационной деятельности следует различать ее объекты, субъекты и понятие «инноватор».

   Объект  инновационной деятельности - это  разработка техники и технологии для предприятий, находящихся на территории данной страны, независимо от их форм собственности.

   Субъектами  инновационной деятельности выступают  юридические и физические лица, иностранные  учреждения и граждане, а также  лица без гражданства.

Информация о работе Совершенствование инновационного менеджмента на предприятии