Совершенствование инновационного менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Исключительная значимость (ценность) знания в современной хозяйственной деятельности определяется рядом следующих обстоятельств:
1. знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов производства, наряду с капиталом и трудом;
2. знание становится продуктом (товаром) и потому создаются новые формы деятельности, основанные на торговле результатами знаний;
3. возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки в производстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, в переходе к инновационной экономике;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента предприятия
1.1 Содержание и особенности инновационного менеджмента предприятия
1.2 Результаты инновационной деятельности предприятия
1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования
2. Анализ инновационного менеджмента на предприятии
2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Характеристика Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
2.3 Анализ состояния инновационного менеджмента Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
З.Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии
3.1 Планирование инновационной деятельности Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
3.2 Пути развития инновационной деятельности Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.92 Кб (Скачать)

   Внедрение инноваций всегда связывается с  потребностями рынка. Инновационный  менеджер определяет, какие виды новых  продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие  продукты требуют модернизации, для  того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной  доли рынка, повышения отдачи от используемого  инновационного потенциала.

   В настоящее время в программах инновации белорусских предприятий  приоритетными являются; внедрение  новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение  рентабельности деятельности предприятия  и каждого подразделения в  отдельности; оптимальное использование  имеющихся материальных и научных  ресурсов. Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы.

   В деятельности менеджеров упор приходится делать не па стандартные решения, а  на способность быстро и правильно  оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный  в данном положении подход, который  и является в конкретных условиях оптимальным.

   Инновационный менеджмент — это особый вил профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей  действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов  на основе рационального использования  научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента [9, с. 39]. Инновационный менеджер имеет  дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, упитывающими специфику  инновационной деятельности.

   Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в  зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В  его функции входят:

   а) постоянная корректировка инновационных целей и программ взависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

   б)  ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности предприятия:

   в) использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

   г)  изменение функций стратегического управления и планирования — от текущего к перспективному;

   д) упор на все основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельности предприятия;

   е) оценка управления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

   ж) привлечение всего научно-технического и производственного потенциала предприятия к ее управлению и др.

   Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

   а) определение целей стратегического управления и развития предприятия;

   б)  выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;

   в)  управление изменениями на предприятии;

   г) разработка стратегии развития предприятия — системы хозяйственных задач и путей их решения;

   д) подготовка системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненного цикла продукции);

   е) оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;

   ж) обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;

   з) прогнозирование как предвидение результатов развития предприятия, происходящего под воздействием существующих факторов;

   и) обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности и др.

   Инновационный менеджмент располагает своим собственным  экономическим механизмом и тесно  связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента  объективно обусловлен работой предприятия  в рыночных условиях, когда результаты деятельности предприятия получают оценку на рынке.

   Содержание  понятия «инновационный менеджмент»  обычно рассматривают как организацию  управлении предприятием и как процесс  принятия управленческих решений. Этапом разработки методологии научного управления стал анализ содержания работы и определение  се основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с  целью заинтересовать работников в  увеличении производительности труда  и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А. Файоль. П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг  и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:

   важность  применения научного анализа для  определения наилучших способов достижения целей;

   целесообразность  отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;

   необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

   Таким образом, управление инновациями —  это изменения с келью внедрения  и использования новых видов  оборудования, процессов, обновления различных  сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров  наглядно свидетельствует, что инновации  неизбежны и управляемы. Управление инновациями — ключ к поддержанию  высокой эффективности производства. 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  инновационного менеджмента  предприятия
 
    1. Нормативно-правовая база инновационной  деятельности в Республике Беларусь
 

   Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают  и эффективно применяют государственную  инновационную политику.

   Государственная инновационная политика является составной  частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство» [3, с. 10].

   Научно-техническая  политика Республики Беларусь является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение  государства к научно-технической  деятельности, определяющей цели, направления  и формы деятельности органов  государственной власти в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.

   Основными целями государственной научно-технической  политики Республики Беларусь являются [3, с. 15] :

   а) обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

   б) совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

   в) достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

   На  современном этапе научно-техническая  политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции  или технологии для конкретного  предприятия или отрасли. Главная  задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов.

   Государственная инновационная политика республики касается широкого круга проблем:

   а) стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;

   б) технологической перестройки производства;

   в) формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;

   г) создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;

   д) обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;

   е) совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;

   ж) привлечения иностранных инвестиций;

   з) содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;

   и) научно-технического прогнозирования и программирования и другого.

   Одним из основных элементов национальной инновационной политики (наряду с  государственными приоритетами, институциональной  инфраструктурой, системами финансирования и подготовки и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность является безусловной прерогативой государства, важнейшим инструментом регулирования научно-технической  и инновационной деятельности в стране, главным фактором формирования «правил игры» на рынках научно-технической и инновационной продукции.

   Согласно  ст. 51 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует свободу  научного творчества и содействует  развитию научных и технических  исследований на благо общих интересов. Нормативные основы собственно научно-инновационной  деятельности в Беларуси начали закладываться  в первые годы ее суверенитета в  связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной  научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле  этого нормативного правового акта (в редакции 1997 г) прямо указывается, что наука находится под опекой государства и пользуется поддержкой как исключительно важная сфера  для экономического развития, культуры, общественных отношений, а государство  обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической  и инновационной деятельности.

   Дальнейшее  развитие правовая база получила в  рамках Программы развития научно-инновационной  деятельности, одобренной Правительством в феврале 1996г. и разработанной  по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) для  активизации процесса продвижения  научно-технических разработок в  производство, создания новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса  и его государственной поддержки. Результатом реализации этой программы  в законодательном плане явилась  разработка целого ряда нормативных  правовых актов, в числе которых  законы Республики Беларусь «О научной  деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «О научно-технической информации», а также принятие нескольких документов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровня инновационных  проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами, а  также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника «Инновационная деятельность. Термины и определения».

   В последующие годы принимается комплекс нормативных правовых актов, связанных  с решением теоретико-методологических проблем определения новых и  высоких технологий, формированием  и функционированием базовых  элементов инновационной инфраструктуры, порядка их финансирования и т. д., в том числе:

  1. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развитияновых и высоких технологий и критериях их оценки»;
  4. Положение Министерства экономики Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «О порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным»;
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь»;
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997         г. № 998 «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке»;
  7. Приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. №95 «Об утверждении Порядка отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам»;
  8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 105 «О механизме реализации мер государственной поддержки создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
  9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 1998    г. № 712 «О некоторых вопросах регулирования научно-технической деятельности»;
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 «Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета»;
  11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1301 «Об утверждении порядка софинансирования программ и проектов международного технического сотрудничества в Республике Беларусь»;
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1652 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ»;
  13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда»;
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999г. «Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета»;
  15. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. № 16 «Об утверждении Правил оказания финансовой помощи Центрам поддержки предпринимательства и Инкубаторам малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета».

Информация о работе Совершенствование инновационного менеджмента на предприятии