Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 16:14, курсовая работа
• раскрыты и по возможности уточнены понятие и сущность государственной службы в субъектах Российской Федерации;
• рассмотрены основные принципы и функции государственной службы;
• проанализировано законодательство Российской Федерации и Республики Бурятия о государственной службе;
• намечены основные направления и пути реформирования государственной службы субъектов Федерации.
Введение…………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Теоретические и правовые основы государственной службы субъектов РФ……………………………………………………………….6стр.
§ 1.1 Понятие и сущность государственной службы. Ее принципы и функции ……………………………………………………………………..6стр.
§ 1.2 Правовые основы организации государственной службы в субъектах РФ……………………………………………………………………………16стр.
Глава 2. Реформирование государственной службы в общей системе изменения государственного управления (на примере Республики Бурятия)…………………………………………………………………….23стр.
§ 2.1 Основные направления реформирования государственной службы Республики Бурятия…………………………………………………………23стр.
§ 2.2. Меры по повышению эффективности государственной службы региона……………………………………………………………………….28стр.
Заключение……………………………………………………………...35стр.
Библиографический список…………………………………………...37стр.
А М. Халиков изучает содержательный и формальный аспекты функций государственной службы, по содержанию им рассматриваются такие ее разновидности, как: 1) правоприменительная; 2) правотворческая; 3) правозащитная; 4) регулирующая; 5) организационная. В качестве процессуальных им подвергаются анализу следующие функции: 1) информационное обеспечение; 2) прогнозирование и моделирование; 3) планирование; 4) организация; 5) распорядительство; 6) руководство; 7) координация; 8) контроль; 9) регулирование; 10) учет.[7]
Необходимо учитывать, что велико значение государственной службы в определении форм, методов, ресурсов и других пространственных и временных, а также качественных и количественных параметров на стадии подготовки политического решения, т.к. именно государственной службой анализируется сложившаяся общественная ситуация, прогнозируются возможные направления ее развития под действием тех или иных внутренних и внешних факторов, что обусловливает ее значительную роль также и на этапе принятия и реализации государственного решения. Здесь основным моментом в определении функций государственной службы является то, что государственное управление обеспечивается государственной службой, следовательно, функции государственного управления определяют функции государственной службы.
Таким образом, исходя из вышеприведенных различных подходов к определению функций государственной службы, можно выделить несколько основных функций: 1) подготовка и принятие решения; 2) организация; 3) регулирование или контроль сверху; 4) учет; 5) обратная связь или контроль снизу.
Функция принятия решения обусловлена информационной базой решения, проведением анализа и прогноза, составлением проекта решения, обоснованием взаимосогласованности и комплексности его целей, соблюдения установленной процедуры.
Реализация функции организации представляет собой деятельность по установлению взаимодействия граждан, общественных групп и движений, политических партий с целью объединения их действий для достижения поставленных целей, упорядочение их деятельности на основе политических и правовых, моральных и мировоззренческих норм и ценностей.
Осуществление этой функции ведет к координации и согласованию деятельности органов власти.
Одним из условий достижения поставленных целей является реализация функции контроля государственной службой. Реализация этой функции позволяет судить об адекватности целям применяемых средств, методов и форм, направлений управляющих воздействий, полученных результатов.
В результате осуществления контроля появляется возможность выправления создавшейся ситуации на основе применения соответствующих мер.
Функция учета, осуществляемая государственной службой, позволяет изучить полученные результаты. По итогам реализации решений, полученных результатов, на основе их сопоставления с выработанными стандартами и показателями можно сделать вывод о степени решенности поставленной задачи. Государственной службой ведется непрерывный сбор, изучение и анализ, систематизация соответствующей информации, составление банка данных с целью облегчения доступа к имеющейся информации. Функция учета и ее реализация являются тесно связанными с реализацией других функций, т.к. функции принятие решения, организации, регулирования ведутся на основе использования информации, собранной на основе реализации функции учета, осуществления обратной связи.
Изменение состояния объекта с случае воздействия на него субъекта власти, осуществление обратной связи могут привести к изменению отдельных параметров властных решений. Что означает корректировку целей, на их основе некоторое изменение решения, а также форм и методов его осуществления. Государственная служба, осуществляющая связь между государством и обществом, должна передавать импульсы о состоянии общества государству.
Таким образом, государственная служба представляет собой подсистему политической системы общества и в этом качестве выполняет свои функции.
Вопрос о принципах является важнейшим для института государственной службы. Понятие «принципы государственной службы» раскрывает основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы. От принципов государственной службы зависят и само функционирование государственного аппарата, и деятельность государственных служащих.
Принципы определяют тенденции развития законодательства о государственной службе.
В.М. Манохин под принципами государственной службы понимает требования, которые:
1. обязательны для всех лиц и организаций, имеющих отношение к государственной службе;
2. распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы;
3. охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы.
Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующее в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы. Принципы государственной службы – это ее наиболее важные черты. Они раскрывают характер управленческой деятельности государственных служащих, закрепляются в нормах, входящих в правовой институт государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают важнейшие требования к системе организации и функционирования государственной службы. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. Нарушение правовых принципов государственной службы влечет за собой произвол, бюрократизм, беззаконие, несправедливость.
Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актов: Конституции Российской Федерации, федеральных и других законах, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Принципы государственной службы, установленные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» являются исходной моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые конкретизируют и развивают систему принципов государственной службы.
Каждый в отдельности принцип государственной службы отражает не все объективные закономерности деятельности государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и напротив, нарушение какого-либо одного принципа отрицательно сказывается на выполнении всех остальных.
В статье 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» провозглашено, что государственная служба основана на принципах:
- федерализма, верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритеты прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- равного доступа граждан к государственной службе;
- единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
-открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализма и компетентности государственных служащих;
- защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Следовательно, принципы государственной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы и реализуются государственными служащими посредством их практических действий.
Главной особенностью государственной службы является то, что она создается и организуется государством, регулируется только им посредством законодательства. Лица же, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнения государственных полномочий.
Резюмируем изложенное в данном параграфе в следующих выводах:
1. исследования сущности государственной службы доказывают, что объективный смысл возникновения и основное содержание государственной службы – обеспечение функционирования государства как такового, а не каких-либо отдельных органов и должностных лиц. Государственная служба существует для того, чтобы осуществлялась социальная сущность государства, его предназначение обслуживать потребности и интересы своих граждан. Таки образом, государственная служба – это деятельность государственная.
2. Государственная служба является особым видом профессиональной управленческой деятельности. Превращение государственной службы в профессиональную деятельность ведет к формированию слоя профессиональных государственных служащих.
3. В принципах государственной службы выражаются сущность, основное содержание, характерные свойства государственной службы, ее место и роль в системе государственной власти, государственного управления и жизни общества.
4. Основными функциями государственной службы являются: 1) подготовка и принятие решения; 2) организация; 3) регулирование или контроль сверху; 4) учет; 5) обратная связь или контроль снизу. Выполнение всех этих функций позволяет государственным органам эффективно осуществлять свою деятельность.
§ 1.2 Правовые основы организации государственной службы в субъектах РФ
Надежность и стабильность государственной службы – непременное условие социальной стабильности и успешного реформирования страны. России нужна государственная служба не только глубоко профессиональная, но и способная гармонизировать отношения власти и общества, государства и гражданина.
Эффективность и слаженность работы государственных служащих в немалой степени зависит от наличия развитого, сбалансированного, отвечающего духу времени и задачам государства, законодательства, в том числе и законодательства о государственной службе.
Государственной Думой 25 апреля 2003 года принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».
Данный закон нацелен на реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской федерации на 2002 год, в связи с необходимостью проведения административной реформы, включающей реформу государственной службы, с целью повышения эффективности, компактности и работоспособности государственного аппарата.
Законом устанавливается двухуровневая система государственной службы, которая находится в исключительном ведении Российской федерации и подразделяется на федеральную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу; а также на государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, организация которой находится в ведении субъектов, а ее правовое регулирование – в совместном ведении Федерации и субъектов.
27 июля 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов российской Федерации.
Законом определены принципы гражданской службы, показана взаимосвязь гражданкой службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой. Предусматривается возможность поступления гражданина на государственную гражданскую службу и замещения гражданским служащим другой должности государственной гражданской службы преимущественно на конкурсной основе. При этом в состав конкурсных комиссий должны включаться независимые эксперты (они должны составлять не менее 25% от общего числа конкурсной комиссии).
Должностям государственной гражданской службы посвящена отдельная глава закона. В ней указанные должности классифицированы по категориям и группам, а также определены общие квалификационные требования по этим должностям. Например, вводится четыре категории должностей: «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Кроме того, должности государственной гражданской службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной гражданской службы.
Законом предлагается вести для гражданских служащих классные чины государственной гражданской службы.
В качестве одного из элементов антикоруппционного механизма следует также рассматривать положения, предусматривающие обязанность гражданина, поступающего на гражданскую службу, а также обязанность гражданского служащего ежегодно предоставлять представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, определены условия проведения конкурса на замещение вакантных государственных должностей государственной гражданской службы, а также случаи, когда конкурс может не производиться. В частности, без конкурса предлагается производить назначения на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; на должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации при заключении срочного служебного контракта; при переводе на другую должность гражданского служащего, который вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинскими заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы; при предоставлении иной должности гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению; при замещении вакантной должности гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Информация о работе Совершенствование государственной службы в субъектах Российской Федерации