Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:32, реферат
Понятие мотивации обычно очень тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным
периодом, выдвигают все новые требования к персоналу. Это не только
подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового
сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
Введение
1. Что такое мотивация
2. Различные концепции интринсивной и экстринсивной мотивации
3.1 Влечения без редукции влечения
3.2 Свобода от цели
3.3 Оптимальный уровень активации или рассогласования
3.4 Самоутверждение
3.5 Радостная поглощенность действием
3.6 Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели
3. Теории мотивации
4.1 Теория мотивации по А. Маслоу
4.2 Теория мотивации Д.Мак Клеланда
4.3 Теория мотивации Ф. Герцберга
4.4 Теория ожидания В.Врума
4.5 Теория справедливости
4.6 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
5. Заключение
6. Список литературы
достижения инородной по отношению к такому поведению цели. [11, c.234]
3.1 Влечения без редукции влечения
В первой концепции утверждается лишь то, что интринсивно мотивированное
поведение не направлено на удовлетворение физических потребностей типа
голода, жажды и избегания боли. Одновременно постулируются упомянутые выше
дополнительные влечения типа исследовательских, манипулятивных и т. п.,
которые не подчинены восстановлению организмом нарушенного гомеостаза.
Подобные влечения не связаны с редукцией влечения, а значит, им можно
инструментально выучиться и без такой редукции, что делает возможным
наблюдение их проявлений во внешнем поведении.
3.2 Свобода от цели
Вторая, родственная первой концепция рассматривает в качестве интринсивно
мотивированной всякую представляющуюся бесцельной активность, не постулируя
присущих только этой активности влечений или мотивов. Обширные области
деятельности, особенно у подрастающего живого существа, создают впечатление
"самоцельности", например игра. Активности, направленные на получение
индивидом наибольших эффектов при взаимодействии с окружением, принадлежат
основному потоку поведения, лишь по необходимости прерываемому
редуцирующими влечения действиями. Основополагающей для такого рода
активности считают "мотивацию действенностью". При этом мотивирующим
является ощущение эффективности, а результатом активности - возрастание
разного рода компетентности. Из общей мотивации действенностью позднее
выделяются более конкретные мотивы, такие, как достижения или
самоутверждения. Такому
пониманию соответствует и
Рейнолдса, в которой инструментальность поведения еще более кардинально
используется в качестве критерия для различения. Согласно этой
классификации интринсивно мотивированными являются лишь такие формы
поведения, которые осуществляются только ради протекания самой
деятельности. Экстринсивно же мотивированным оказывается все, что
направлено на достижение какого-либо конечного состояния или цели. В
качестве интринсивно мотивированных, несущих удовлетворение в самих себе
остаются лишь "развлекательные" виды активности; типа игры и эстетического
переживания.
3.3 Оптимальный уровень активации или рассогласования
Согласно третьей концепции, то или иное поведение считается интринсивно
мотивированным в том случае, когда существует регуляция, направленная на
поддержание или восстановление некоторого оптимального уровня
функционирования. Разрабатываемые в этом русле отдельные теоретические
подходы различаются между собой по их связи с исследовательскими
традициями. Так, работа Хебба и более поздняя работа Фиске и Мадди,
выполненные в русле теории активации центральных нервных процессов,
выдвигают положения об "оптимальном возбуждении (активации)". [11, c.238] В
работах Ханта, выполненных в Духе теории когнитивного развития Пиаже,
анализируются психологические процессы и постулируются положения об
"оптимальной
либо стандартом (схемой, ожиданием, уровнем адаптации). И наконец, работы
Берлайна с их объяснительным понятием "потенциал возбуждения" объединяют в
себе оба подхода и обращают внимание как на физиологические, так и на
психологические процессы.
<...> Если Хебб
определяет преследуемое
нейрофизиологическом уровне посредством понятия среднего уровня активации,
то Берлайн делает это на психологическом уровне через понятие "средний
потенциал возбуждения",
т. е. через средний уровень
входящего потока информации, что соответствует не среднему уровню активации
(как у Хебба), а
низкому. Оптимальное
интринсивной мотивации фигурирует не только в подходах Берлайна и Ханта, но
и в близких им концепциях, авторы которых вместо рассогласования говорят о
сложности в смысле отклонения потока стимуляции от ожидаемого, как,
например, это делается в работах Дембера, Ирла и Уолкера. Близкие
положения можно найти даже в первоначальном варианте теории мотивации Мак-
Клелланда и его коллег, согласно которой малые отклонения "восстановленных"
ключевых стимулов от некоторого релевантного им уровня адаптации приводят
к положительным эмоциям и, следовательно, к поисковому поведению, а сильные
отклонения - к отрицательным
эмоциям и тем самым к
Помимо Берлайна, свой вклад в разработку теории интринсивной мотивации
сделал также и Хант, привлекший большое количество данных, прежде всего из
психологической теории Пиаже. Хант рассматривает человека как систему по
переработке информации, для наиболее продуктивного функционирования которой
требуется наличие некоторого оптимального уровня рассогласования.
Внутренняя мотивация возбуждается в том случае, когда рассогласование между
воспринимаемой информацией и некоторым внутренним стандартом (в форме
уровня адаптации или ожидания) оказывается не слишком большим и не слишком
малым. Актуализованная посредством такого рассогласования внутренняя
мотивация должна запускать редуцирующее это рассогласование поведение и
поддерживать активность до тех пор, пока рассогласование не будет
ликвидировано.
3.4 Самоутверждение
Четвертая концепция представлена работой де Чармса. Он видит первичную
мотивацию в том, чтобы чувствовать свою эффективность, ощущать себя
источником изменений в окружающем мире. Это стремление быть причиной
собственных действий представляет собой не какой-либо особый мотив, а
некоторый руководящий принцип, который пронизывает различные мотивы.
Требования окружения, обещанные вознаграждения и возможные наказания,
внешнее давление - все это может снижать уровень переживаемого
самоутверждения, вплоть до появления ощущения полной зависимости (ощущения
себя пешкой). Человек стремится противостоять этому, и чем лучше ему это в
конкретном случае удается, тем сильнее он ощущает себя хозяином положения,
тем больше он получает радости от своей деятельности и тем значительнее его
интринсивная мотивация; но чем хуже ему это удается, тем сильнее он ощущает
себя игрушкой внешних обстоятельств, тем больше он воспринимает свою
деятельность (даже и успешную с внешней стороны) как обесцененную и
мотивированную лишь внешне. Отсюда де Чармс делает два вывода о воздействии
внешних подкреплений, которые могут показаться пародаксальными. Как мы
увидим ниже, эти выводы решающим образом повлияли на дальнейшие
исследования и в основных своих чертах подтвердились. Первый вывод гласит:
если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по
собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать
ослаблению интринсивной мотивации. Второй вывод гласит: если человек не
вознаграждается за неинтересную, предпринятую им только ради вознаграждения
деятельность, то интринсивная мотивация к ней может усилиться.
Если за некоторую активность, которую человек и так охотно проявляет, он
получает дополнительное вознаграждение, то свое действие он воспринимает
как "сверхподтвержденное" и начинает сомневаться: совершил бы он его по
одной только доброй воле? Второй вывод де Чармса (о повышении интринсивной
мотивации после
несостоявшегося
следствие из объяснительных возможностей теории недостаточного
подтверждения, разработанной в русле исследований когнитивного диссонанса.
Для характеристики интринсивной мотивации действия Деси использовал два
вида переживаний, которые Уайт поставили в центре своих теорий мотивации, -
ощущение своих возможностей (Уайт) и самоутверждение (у де Чармса -
субъектная каузальность). Чем выраженное эти два переживания в сознании
действующего субъекта, тем сильнее он внутренне мотивирован. Таким образом,
решающей оказывается внутренняя локализация (в смысле теории атрибуции) тех
причинных факторов, которые субъект считает ответственными за результат, к
которому он стремится или которого он достиг. Внешней же мотивация является
или становится тогда, когда достигнутый результат субъект приписывает
внешним причинам (а не своим возможностям) и (или) когда он предпринимает
действие не столько по своему собственному желанию, сколько в силу внешних
последствий типа вознаграждения и наказания. Такое понимание интринсивной
мотивации весьма близко концепции мотива как системы самооценки. В
частности, деятельность достижения в этом случае оказывается тем сильнее
мотивированной интринсивно, чем значительнее ее ориентированность на успех,
т. е. чем больше она определяется внутренней локализацией причин результата
действия, связанной с проверкой своих возможностей и не нуждающейся ни в
каких внешних подкреплениях.
3.5 Радостная поглощенность действием
В пятой концепции
еще более усиливается
переживания как критерия, причем - переживания, связанного не с "Я" (типа
субъектной каузальности), а с действием. Интринсивная мотивация означает в
этом случае, как отметил еще Вертхаймер в своем исследовании продуктивного
мышления, что человек с радостью отдается данному делу, что он полностью
погружен в переживание продвигающегося вперед действия.
Чиксентмихали в своей работе, озаглавленной "По ту сторону скуки и
тревоги", предложил в качестве характеристики интринсивной мотивации
определенное эмоциональное состояние - радость от активности. При этом он
основывался не на теоретических объяснительных подходах с их искусственными
конструктами, адекватность
которых требует
описательно-феноменологическом анализе, к которому в современной психологии
мотивации относятся несколько пренебрежительно.
Чиксентмихали попросил шахматистов, хирургов, танцоров и альпинистов
описать свои профессиональную и осуществляемую на досуге деятельности и
прошкалировать то радостное ощущение, которое они испытывают при этом.