Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:32, реферат
Понятие мотивации обычно очень тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным
периодом, выдвигают все новые требования к персоналу. Это не только
подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового
сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
Введение
1. Что такое мотивация
2. Различные концепции интринсивной и экстринсивной мотивации
3.1 Влечения без редукции влечения
3.2 Свобода от цели
3.3 Оптимальный уровень активации или рассогласования
3.4 Самоутверждение
3.5 Радостная поглощенность действием
3.6 Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели
3. Теории мотивации
4.1 Теория мотивации по А. Маслоу
4.2 Теория мотивации Д.Мак Клеланда
4.3 Теория мотивации Ф. Герцберга
4.4 Теория ожидания В.Врума
4.5 Теория справедливости
4.6 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
5. Заключение
6. Список литературы
Мотивация деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
( ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СМОЛЕНСКЕ
Кафедра менеджмент
Реферат
по дисциплине менеджмент
на тему: “Мотивация деятельности”
Преподаватель:Фомченкова Л.В.
СМОЛЕНСК 1999
1. Введение
1. Что такое мотивация
2. Различные концепции интринсивной и экстринсивной мотивации
3.1 Влечения без редукции влечения
3.2 Свобода от цели
3.3 Оптимальный уровень активации или рассогласования
3.4 Самоутверждение
3.5 Радостная поглощенность действием
3.6 Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели
3. Теории мотивации
4.1 Теория мотивации по А. Маслоу
4.2 Теория мотивации Д.Мак Клеланда
4.3 Теория мотивации Ф. Герцберга
4.4 Теория ожидания В.Врума
4.5 Теория справедливости
4.6 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
5. Заключение
6. Список литературы
1.ВВЕДЕНИЕ
Понятие мотивации обычно очень тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным
периодом, выдвигают все новые требования к персоналу. Это не только
подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового
сознания, менталитета,
а следовательно, и
методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным
мотивирующим фактором работников является желание иметь
гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество
труда в расчет, как правило не берутся, преобладает желание иметь
спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели
интенсивную
работу с
высокой заработной
платой.
В тоже время, на рынке труда появляются работники, обладающие
достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди с
хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти
хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50
лет) или отсутствие рекомендаций (в основном у молодых специалистов).
Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников
нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации. Итак, что же такое
мотивация?
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его
коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и
для достижения целей организации.
Теперь рассмотрим основные задачи мотивации: [7, c.144]
формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в
процессе труда;
обучение персонала и руководящего состава психологическим основам
внутрифирменного общения;
формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению
персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для решения этих задач необходим анализ:
процесса мотивации в организациях
индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости
между ними
изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к
рыночным отношениям.
Для решения данных задач применяются различные методы мотивации, сущность
которых рассмотрим ниже.
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод
наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника».
Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и
просуществовал довольно долго в условиях административно-командной
системы.
Что касается этого метода, то его основой служила: мысль о том, что ты
можешь достичь или страх перед неприятностями в случае не достижения чего-
либо. Но здесь все же сильнее работает кнут. Если вы, к примеру,
говорите, что нужно работу закончить к полудню и это очень важно, - это
может являться стимулом. Но если вы скажете, что в любом случае, ровно в
полдень уедете, и работу можно будет оставить за ненадобностью, стимул
будет сильнее.
Но постепенно этот метод трансформировался в систему административных
и экономических санкций и стимулов.
Он был эффективен при повторяющихся рутинных операциях,
незначительной содержательной части работы, при невозможности поменять
место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и
коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и
удержания.
С повышением роли человеческого фактора появились психологические
методы мотивации.
С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность,
побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее
состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение
человека. [10, c. 55]
В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим
фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные
мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов
коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой.
Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.
е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-
либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством
удовлетворения потребностей.
Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий
мотивации: содержательной теории и процессуальной, которые будут описаны
ниже.
2.ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению
определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и
заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки.
При этом связь между отдельными силами и действиями человека опасредована
очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди
могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со
стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им
действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в
результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и
направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более
детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность
внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к
деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой
деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных
целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества
факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием
обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо
рассмотреть три аспекта этого явления:
что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного
воздействия.
каково соотношение внутренних и внешних сил;
как мотивация соотносится
с результатами деятельности человека.
[3, c. 133]
Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, следует
остановиться на уяснении смысла основных понятий, которые будут
использованы в дальнейшем.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что
достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное
индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего
человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она
дает о себе знать и “требует” своего
устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности,
удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут
возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все
потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не
устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда.
Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом
они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень
настойчивости и влияния на человека.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив
находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от
множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а
также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что
надо сделать и как будет осуществлено это действие в частности если