Содержание зарубежных теорий мотивации трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть содержание зарубежных теорий мотивации трудовой деятельности, а также возможность их применения на ОАО «Борисовский консервовый завод».

Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Борисовский консервовый завод».

Предмет исследования – возможности использования зарубежных теорий мотивации персонала на ОАО «Борисовский консервовый завод».

Содержание

Введение 3
1 Зарубежные теории мотивации трудовой деятельности 6
2 Использование зарубежной теории мотивации в трудовой деятельности на предприятии (ОАО «Борисовский консервовый завод») 15
3 Улучшение мотивации трудовой деятельности на базе зарубежной теории мотивации 25
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

1291 - Зарубежные теории мотивации трудовой деятельности и возможность их использования в хозяйственной практике Беларуси - БНТУ - до 29.08.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

     
 
ВВЕДЕНИЕ

       

     Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что при переходе от централизованной административной экономики к рыночной в Республике Беларусь вместо принудительных методов управления, присущих тоталитарному обществу, необходимо шире использовать побудительные методы, вызывающие заинтересованность трудиться лучше. Это связано с отказом от технократических воззрений, а происходящие в обществе процессы, в соответствии с которыми игнорируется первичность интересов человека, и принятием современного антропосоциального подхода, основанного на признании приоритета человека как личности и основной производительной силы общества.

     Мотивация персонала – одна из важнейших функций менеджмента, призванная способствовать свободному развитию и самореализации личности в рамках общечеловеческой морали. Работник, реализовавшийся в организации, чувствует себя в ней комфортно, поскольку в этом случае созданы условия как для обеспечения трудовой деятельности работника, развития его задатков и способностей к определенному виду деятельности, так и для комфортного пребывания на работе как следствия благоприятного психологического климата в организации в целом и в подразделениях (микросоциуме), где трудится работник.

     Цель работы – раскрыть содержание зарубежных теорий мотивации трудовой деятельности, а также возможность их применения на ОАО «Борисовский консервовый завод».

     Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Борисовский консервовый завод».

     Предмет исследования – возможности использования зарубежных теорий мотивации персонала на ОАО «Борисовский консервовый завод».

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - охарактеризовать зарубежные теории мотивации трудовой деятельности;

     - проанализировать использование зарубежной теории мотивации в трудовой деятельности на предприятии (ОАО «Борисовский консервовый завод»);

     - выявить пути улучшения мотивации трудовой деятельности на базе зарубежной теории мотивации.

     В процессе исследования были использованы материалы периодической печати, электронной сети интернет, научные разработки белорусских и зарубежных ученых, таких как Авдеев В., Аширов Д.А., Кабушкин Н.И., Гончаров В.И., которые подробно охарактеризовали зарубежные теории мотивации и направления их использования в рамках предприятия. В ходе исследования были использованы методы анализа, сравнения, противопоставления, индукции и дедукции, диалектический и др.

 

      1 ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

     Существует  достаточное количество теорий мотивации трудовой деятельности.

     Теория  биологических побуждений. В 1913 году основатель бихевиоризма Дж.Б.Уотсон провозгласил, что психология получила право именоваться наукой лишь после того как выработала объективный подход к явлениям. Уотсон предложил схему, согласно которой каждому стимулу (ситуации) соответствует определенное поведение. Голод, жажда или потребность в кислороде – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Поддержание динамического равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение – это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей ее потребности. Психофизиологи полагают, что потребности выявляются внутренними “гомеостатами”, которые помогают нам удовлетворять эти потребности, чтобы поддерживать организм в состоянии равновесия. Итак, теория биологических побуждений это теория простой и прямой мотивации, позволяющая объяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности. Однако эта теория может объяснить далеко не все виды мотиваций человека. Как, например, понять то, что уже сытый человек соблазняется и ест еще, или продолжает пить, хотя он давно утолил жажду? Кажется очевидным, что в таких случаях восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же значительным, как и само внутреннее побуждение [2, c. 43].

     Гидромеханическая модель. “Гидромеханическая” модель, предложенная Лоренцом для объяснения инстинктивных форм поведения, позволяет, хотя и не полностью, объяснить связи, существующие между физиологическим состоянием организма и раздражителями, поступающими из окружающей среды. Для того чтобы объяснить, как проявляются инстинктивные действия, Лоренц предложил модель, которая показывает, каким образом биологические побуждения могли бы зависеть одновременно от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы должны быть связаны с количеством энергии, имеющейся в нервной системе и используемой для определенных действий; они соответствуют совершенно определенным моментам годового цикла данного вида. Что касается внешних факторов, то они представляют собой стимулы, связанные с данной потребностью [2, c. 43].

     Теория  Фрейда в предельно упрощенном виде основана на сходном принципе. По мнению “отца психоанализа”, внутренним фактором, действующим в организме с самого рождения, является сексуальная энергия, которую он назвал либидо. Подавляемые влечения входят в “большой резервуар” того, что составляет источник всех желаний. Но они могут быть удовлетворены только в том случае, если Я не сопротивляется им (в связи с тем, что их реализация может помешать приспособлению индивидуума к миру) или если давление морального сознания, “сверх Я”, действует не слишком сильно. В обществе без запретов различные действия в каждый период жизни действительно проявляются совершенно непринужденно, как только накопившаяся энергия оказывается достаточной или внешняя ситуация начинает достаточно сильно стимулировать. Однако в большинстве культур дело обстоит иначе; к ограничениям, накладываемым жизнью и воспитанием в обществе, добавляются еще цензурные запреты. Все это мешает свободному расходованию энергии и иногда порождает плохо осознаваемое чувство стеснения, приводящее к беспокойству и агрессивности. Тогда человек, чтобы дать выход избытку энергии, обращается к более приемлемым для общества стимулам и действиям. Но, как объяснить желание прыжков с парашютом? По-видимому, в таких случаях человек, лишенный раздражителей ищет ситуацию, которая позволила бы ему узнать что-то новое или испытать какое-то возбуждение. Эту потребность в возбуждении не объясняет гомеостатическая модель в рамках теории биологической мотивации – согласно этой модели, мы стремились бы лишь уменьшить раздражители, связанные с чувством голода, жажды, боли и т. п. [2, c. 44]

     Теория  оптимальной активации. Итак, нужно было разработать теорию, которая позволила бы объяснить то, что наш организм иногда стремится снизить уровень активации, вызванной появлением какой-либо потребности или информационной перегрузкой, но в то же время он стремится усилить активацию, когда она слишком слаба для того, чтобы поддерживать достаточный психический тонус. Такая теория, основанная в значительной мере на законе Йеркса Додсона была предложена в 50-е годы психологами Даффи и Хеббом. Согласно этой теории, организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как это было в теории биологических побуждений зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент. Таким образом, некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве.

     Как бы там ни было, но теория оптимальной активации остается по самой своей сути механистичной. И действительно, хотя эта теория и позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, она не дает никаких указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет. Эта ограниченность теории отчасти объясняется тем, что большинство исследований проводилось на животных в искусственных лабораторных условиях. Теории, вытекающие из подобных экспериментов, позволяют лишь частично понять то, что происходит с людьми в их повседневной жизни, где у человека обычно есть выбор возможных действий. Именно на этом когнитивном аспекте мотивации, следующая, третья группа теорий. [2, c. 46]

     Когнитивные теории мотивации. Теории биологических побуждений или оптимальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объяснить все разнообразие поведения людей. Боллес рассматривает мотивацию скорее как “механизм выбора” какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей на ум мысли; выбор может также определяться присутствием какого-то человека или объекта в непосредственной близости.

     Деси  считает, что все наши поступки мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. По его мнению, нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентности. Доказательством тому, как утверждает Фишер, служит тот факт, что лучших результатов часто добиваются те, кто осознает, что сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

     По  мнению этих теоретиков, внешнее поощрение (конфеты, деньги и т.п.) чаще всего  приводит лишь к уменьшению такой  внутренней мотивации например, у ребенка, которого вознаграждают каждый раз, когда он вынесет мусор, будет все меньше и меньше охоты действовать бескорыстно, просто ради удовольствия чувствовать себя полезным. Среди когнитивных теорий, относящихся к мотивации, есть одна, которая опирается на то, как люди осознают свое поведение и как они стараются ею оправдать. Это теория атрибуции [6, c. 112].

     Теория  атрибуции. Не так давно атрибуции стали рассматриваться как важный элемент мотивации трудовой деятельности. В отличие от других теорий, теория атрибуции скорее является теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения, чем теорией мотивации отдельного человека. Все теории атрибуции объединяются следующими общими предположениями: мы стараемся найти смысл в окружающем нас мире, мы часто объясняем действия людей либо внутренними, либо внешними причинами, мы делаем это в значительной степени на основе логики. Одно из исследований выявило, что работники, ощущающие внутренний контроль, обычно в большей степени удовлетворены своей работой, чаще занимают менеджерские должности и более удовлетворены партисипативным (то есть основанным на соучастии) менеджментом, чем работники, ощущающие внешний контроль. Другие исследования показали, что менеджеры, испытывающие внутренний контроль, более эффективны, внимательнее к подчиненным, стараются не работать на износ и при выполнении задания мыслят более стратегически [6, c. 112].

     Содержательные  теории восходят к началу XX в. и связаны с представителями илы научного менеджмента, такими, как Фредерик У. Тейлор, который предложил модель прогрессивной заработной платы для мотивации работников. Вслед за ними появилась школа человеческих отношений”, а затем содержательные теории мотивации Маслоу, Герцберга и Альдерфера. Разработчиков содержательных теорий интересует выявление имеющихся у людей мотивов и их приоритетности. Они озабочены тем, какого рода вознаграждения или целей люди стараются добиться, чтобы чувствовать себя удовлетворенными и работать хорошо. Содержательные теории считаются “статичными”, поскольку они единовременно учитывают всего один или несколько факторов и ориентированы либо на прошлое, либо на настоящее. Поэтому они не всегда могут предсказать мотивацию к труду или поведение; тем не менее, эти теории важны для понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности. Теории трудовой мотивации пытаются определить, что же все-таки конкретно стимулирует людей к труду.

     За  содержательными теориями последовали  процессуальные. Основанные главным образом на когнитивной концепции ожидания, процессуальные теории теснее всего связаны с работами Виктора Врума, Лаймана Портера и Эда Лоулера.

     Следует специально отметить, что в настоящее  время интеграция или синтез разных теорий отсутствуют. Теория "стимул-вклад" имеет слишком сильную рационалистическую ориентацию: на практике представляется маловероятным, чтобы сотрудник строил свое поведение исключительно на основе выгод, сводя при этом стимулы и вклады к одному-единственному показателю. Поскольку невозможно определить последствия конкретных изменений соотношения "стимул-вклад", то теория представляется малопригодной для планирования конкретных мероприятий. Ее эвристический потенциал заключается в выявлении и систематизации большого числа факторов, влияющих на индивидуальное поведение сотрудников в организации

     Все приведенные выше мотивационные  теории освещают наиболее важные аспекты  отношения человека к работе, однако ни одна из них не в состоянии  дать убедительного объяснения наличию  или отсутствию мотивации, которое  было бы верно на все без исключения случаи жизни. Мотивационные теории указывают менеджерам, занимающимся персоналом, в каком направлении осуществлять мотивационную политику, но не дают однозначных рецептов для конкретных действий.

     Первоначально считалось, что единственным стимулом к деятельности являются деньги, несколько позже стали полагать, что стимулы также включают условия работы и демократический стиль руководства. Еще некоторое время спустя стали считать, что содержание мотивации заключается в так называемых потребностях или мотивах “более высокого уровня”, таких, например, как уважение и самовыражение (Маслоу); ответственность, признание, достижение и продвижение (Герцберг); рост и самосовершенствование (Альдерфер) [6, c. 114].

Информация о работе Содержание зарубежных теорий мотивации трудовой деятельности