Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование отличительных черт социально- психологического климата в коллективе менеджеров на примере конкретной организации (филиал ОАО «НАСКО»).
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) описать теоретические основы, напрямую касающиеся темы социально-психологического климата в коллективе;
2) дать краткую характеристику конкретной исследуемой организации;
3) провести исследование анализ СПК в коллективе менеджеров в конкретной организации;
4) оценить влияние СПК на эффективность работы организации в целом;
5) разработать ряд рекомендаций непосредственному руководителю организации по совершенствованию СПК.
Введение…………………………………………………………………............. 3
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к
социально-психологическому климату организации………………………………………………………………..
6
1.1 Основные понятия …………………………………………………………. 6
1.2 Основные показатели СПК, характеристики благоприятного и неблагоприятного СПК, признаки, определяющие атмосферу в группе, факторы, определяющие СПК…………………………………………………..
7
1.3 Проблема формирования и совершенствования социально-психологического климата в организации ………….........................................
15
Глава 2 Исследование СПК в коллективе менеджеров филиала страховой компании «НАСКО» в Екатеринбурге…………………………………………
19
2.1 Характеристика филиала страховой компании «НАСКО» в Екатеринбурге…………………………………………………………………....
19
2.2 Характеристика выборки и методов исследования………………….......... 20
2.3 Обработка результатов исследования, их интерпретация и обсуждение.. 26
2.4 Рекомендации руководителю 31
Заключение……………………………………………………………………..... 33
Список литературы……………………………………………………………… 36
Приложения……………………………………………………………………... 37
Ответственность — контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.
Контактность и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.
Социально-
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
- совокупность
социально-психологических
- преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
- характер взаимоотношений в коллективе;
- интегральная
характеристика состояния
Благоприятный СПК характеризуется оптимизмом, радостью общения, доверием, чувством защищенности, безопасности и комфорта, взаимной поддержкой, теплотой и вниманием в отношениях, межличностными симпатиями, открытостью коммуникации, уверенностью, бодростью, возможностью свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуется пессимизмом, раздражительностью, скукой, высокой напряженностью и конфликтностью отношений в группе, неуверенностью, боязнью ошибиться или произвести плохое впечатление, страхом наказания, неприятием, непониманием, враждебностью, подозрительностью, недоверием друг к другу, нежеланием вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенностью и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
- уровень текучести кадров;
- производительность труда;
- качество продукции либо услуг;
- количество прогулов и опозданий;
- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
- выполнение
работы в срок или с
- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
- частота перерывов в работе.
Предложенные ниже вопросы помогут оценить атмосферу в коллективе:
1) Нравится ли вам ваша работа?
2) Хотели бы вы ее поменять?
3) Если бы вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы вы свой выбор на вашем настоящем месте?
4) Достаточно ли ваша работа для вас интересна и разнообразна?
5) Устраивают ли вас условия на вашем рабочем месте?
6) Удовлетворяет ли вас оснащение, оборудование, которое вы используете в работе?
7) Насколько удовлетворяет вас оплата труда?
8) Имеете ли вы возможность повысить свою квалификацию? Хотите ли воспользоваться такой возможностью?
9)Устраивает ли вас объем работы, которую вам приходится выполнять? Не перегружены ли вы? Приходится ли работать в нерабочее время?
10) Что в организации совместной деятельности вы предложили бы изменить?
11) Как бы вы оценили атмосферу в вашем трудовом коллективе (дружеские отношения, взаимное уважение, доверие или зависть, непонимание, напряженность в отношениях)?
12)Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным руководителем?
13) Часто ли возникают в вашем коллективе конфликты?
14) Считаете ли вы своих коллег квалифицированными работниками? Ответственными?
15) Пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег [c.1-2, 4]?
Руководитель
может целенаправленно
Существует
целый ряд факторов, определяющих
социально-психологический
1) Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и других условий, стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
2) Локальная макросреда, то есть организация, в структуру которой входит трудовой коллектив, размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
3) Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность трудовой деятельностью в целом, способствуя формированию благоприятного СПК.
4) Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности, и состоит:
- в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
- в общении и дружеских межличностных отношениях;
- в успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
- в творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.
5) Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.
6) Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
7) Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций [c.2-3, 4].
На
степень психологической
Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:
1) Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
2) Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
3) Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию [c.3-4, 4].
Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
8)
Характер коммуникаций в
9) Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:
- Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения «навязывания» решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.
- Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как, например, в спорте или в армии.
- Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.
Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других.
Информация о работе Социально-психологический климат в организации