Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение социально-психологических аспектов управления персоналом.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить социально-психологические аспекты управления персоналом в теории
Исследовать функциональные и социально-психологические характеристики персонала магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-психологических аспектов управления персоналом
1.1. Основные социально-психологические характеристики коллектива
1.2. Понятие личности как основы коллектива организации
1.3. Типология личности
1.4. Деловое поведение работников и межгрупповое поведение
Глава 2. Анализ социально-психологических аспектов управления персоналом на примере магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
2.1. Общая характеристика магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
2.2. Функциональная роль персонала в организации на примере должностных обязанностей страхового агента «Военно-страховой компании»
2.3. Социально-психологические характеристики персонала магнитогорского филиала страховой компании «ВСК»
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологических аспектов управления персоналом магнитогорского филиала страховой компании «ВСК»
Заключение
3.
Заключение
Любая организация - это прежде всего люди, только благодаря им можно чего-то достичь. Организация существует, чтобы обслуживать людей. Стратегию обдумывают тоже люди, организация состоит тоже из людей и управляется ими. Они принадлежат к той части организации, которая дает им жизнь. Именно люди - источник творчества, инициативы, энергии для достижения целей, стоящих перед организацией.
Успех работы фирмы обеспечивают работники, занятые на ней. Поэтому одно из значительных мест в любой организации занимает личность работника.
В первой главе работы нами рассматривались основные характеристики личности в организации, а также групповое взаимодействие как важнейший фактор развития организации и реализации её человеческого потенциала.
Во второй главе на примере магнитогорского филиала страхового дома «Военно-страховая компания» нами исследованы личностные характеристики работников данной организации. В частности, сделан вывод о том, что страховыми агентами в «ВСК» работают люди, которые имеют склонности и к общению, и к «чувствованию» людей, что так важно при общении с потенциальными клиентами. По результатам проведенного анкетирования было выяснено, что сотрудникам в большинстве своем не интересны ценности организации; по сути, это могут быть просто случайные люди, работающие только ради того, чтобы была работа, но не стремящиеся воплотить цели и миссию своей организации. Всё это позволяет говорить о недостаточной сформированности «командно духа» среди работников фирмы, незрелости коллектива, или же о не слишком эффективном менеджменте в сфере персонала. На основании этого были разработаны некоторые рекомендации по улучшению данной ситуации.
Мероприятия, направленные на реализацию человеческого и личностного потенциала магнитогорского филиала «ВСК» могут состоять из:
программы мотивации, включающей в себя моральное и материальное стимулирование труда
плана консультаций и семинаров с страховыми агентами с целью повышения из профессиональной компетенции
социопсихологических исследований и тренингов с целью сплочения команды единомышленников.
Управление персоналом организации включает в себя разработку системы отбора кадров, контроля их деятельности, а также вознаграждения. Выполнение данной задачи в организации возложено на менеджера по работе с персоналом. Проводя практические наблюдения, он может сделать вывод об эффективности трудовой деятельности и, как следствие, изучить структуру потребностей, поскольку сегодня крайне важной составной частью успеха фирмы является создание системы мотивации и поддержки личности в организации. Именно на это необходимо направлять усилия команды управленцев фирмы.
Список литературы
1) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 г
2) Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. – 200 с.
3) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999.
4) Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
5) Демчук О.Н. Теория организации. – М., 2009
6) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — СПб.: Речь,2010. — 319 с.
7) Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. Учебник. М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006.
8) Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
1) Карташова Л.В., Никонова Г.В., Соломанидина Г.О. Организационное поведение. Учебник М.: Изд-во ИНФА-М, 2007
2) Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.
3) Крымов А. А. Практическая психология для страховых агентов, М. 1993
4) Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; 2006
5) Подлесных В. И. Теория организации: Учебник для вузов. — СПб.: «Бизнес-пресса», 2003. — 336 с.
6) Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304с.
7) Спивак В.А. Организационное поведение, М.: Эксмо 2007 г.
8) Теория организации: учебник / ДБ. Олянич [и др.]. —Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 408 с.
9) Тюрина А.Д. Теория организации: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
10) Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002.
11) www.socionics-uz.narod.ru/
12) www.prostrahovanie.ru
13) www.vsk.ru
Приложение 1
Анкета сотрудников магнитогорского филиала ОАО «ВСК»
Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в научном исследовании, посвященном изучению личности в организации. Ваше мнение окажет неоценимую помощь в анализе данной проблемы. Пожалуйста, из приведенного ниже списка суждений выберите одно в каждом пункте, которое характеризует Вас в наибольшей степени.
Все ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях.
Заранее благодарим Вас за помощь и сотрудничество!
1. Как вы относитесь к ценностям своей компании?
а). полностью принимаю ценности и нормы поведения, установленные организацией, и искренне стараюсь вести себя в соответствии с ними;
б). не принимаю ценности и нормы поведения, установленные организацией, но стараюсь вести себя в соответствии с ними;
в). принимаю ценности, но не приемлю нормы поведения, установленные организацией
г). не принимаю ни ценности и ни нормы поведения, установленные организацией.
2. Пытаетесь ли Вы помочь реализовать цели и интересы Вашей организации:
а). Да, я стараюсь способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;
б). Я не всегда стараюсь способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;
в). Я не стараюсь способствовать реализации интересов организации посредством своих действий, меня это мало волнует.
3. Оцените свои взаимоотношения с коллегами в Вашей организации
а). Я стараюсь внешне следовать принятым в организации нормам и формам поведения;
б). Я часто испытываю трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством;
в). Я часто вступаю в противоречие с окружающими, иногда в конфликт
4. Оцените, кем и при каких условиях Вам легче быть в Вашей организации – руководителем или подчиненным
а). Я в любом случае постараюсь соответствовать требованиям организации вне зависимости от того, буду руководителем или подчиненным
б). Мне важно, чтобы у меня была свободы выбора форм поведения для успешной работы в организации, а не должность
в). Я хочу при любых условиях быть только руководителем, чтобы все мне подчинялись и я сам устанавливал свои правила в организации
г). Мне легче подчиняться, это требует меньшей ответственности
Приложение 2
Тест на определение типа личности
Для определения типа существуют различные тесты. Суть этих тестов заключается в следующем. Вам нужно из 4-х пар характеристик выбрать в каждой паре ту, которая, как вам кажется, наиболее соответствует вашему стилю поведения, стилю мышления, стилю принятия решений, образу действий и.т.д. Почему именно эти характеристики выбраны в качестве основных, об этом позднее (эти пары были установлены экспериментально психологом Юнгом в результате исследования большого числа людей).
Вам нужно определить, кто вы:
1.экстраверт или интроверт,
2.сенсорный или интуитивный,
3.мыслительный (логик) или чувствующий (этик),
4.решающий(рациональный) или воспринимающий(иррациональный)
Первый признак типа личности характеризует способ взаимодействия с окружающим миром: куда человек направляет свою энергию. Каждый склонен ориентироваться либо во внешний мир, либо на мир внутренних ощущений. Людей, ориентированных вовне, принято называть экстравертами (E). Тех же, кто более склонен к миру внутреннему, называют интровертами (I).
Если Вы экстраверт (E), то Вы очень общительны, постоянно ищите контакта с людьми. Вы легко идете на контакт и всегда находите тему для разговора, не любите долго оставаться наедине с собой. Ваши интересы лежат в различных областях, круг Ваших знакомых очень широк. Вы склонны к активной деятельности, потому как познаете мир на собственном опыте. Любите быть в центре внимания и событий, умеете радоваться жизни "здесь и сейчас". При постановке задачи и принятии решения Вы стремитесь активно советоваться с окружающими, однако больше говорите сами, чем слушаете. Вам свойственно сначала высказаться, а потом осмыслить произнесенное. Поэтому бывают моменты, когда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Когда, наконец, я научусь держать язык за зубами?"
Если Вы интроверт (I), то основная часть Вашей энергии направлена на внутренний мир переживаний и чувств. Вы любите проводить много времени в одиночестве. Большое количество людей вокруг утомляет Вас. Ваши знакомые немногочисленны, но на большинство из них можно положиться. Вы не любите быть в центре внимания, сдержаны в проявлении эмоций. Прежде чем исследовать мир на опыте, пытаетесь понять его умом и потому отличаетесь не широтой, а глубиной познания. При постановке задачи и принятии решения обдумываете вопрос прежде чем вынести его на всеобщее обсуждение. Считаетесь хорошим слушателем. Вам свойственно сперва думать, а потом говорить. Поэтому иногда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Почему я не сказал...?"
Экстраверт (E) Интроверт (I)
говорить | слушать |
ориентирован во внешний мир | ориентирован внутрь себя |
высказываться вслух | переживать в себе |
общительность | сосредоточенность |
разговорчивый | замкнутый |
оживленный | спокойный |
широта | глубина |
шумный | тихий |
расходование энергии | сохранение энергии |
Сенсорный (S - Sensing) или Интуитивный (N - iNtuitive)
Второй признак типа личности характеризует способ восприятия информации.
Если Вы наблюдете за миром и собираете информацию буквально, используя прагматичный, утилитарный подход, то Ваше восприятие сенсорное (S). Вам нравиться осязать, обонять, слышать, видеть, пробовать на вкус. Вы предпочитаете фокусировать внимание на фактах и деталях, а не на том, что они значат. Задаете четкие вопросы и ожидаете таких же четких и точных ответов. Теориям предпочитаете факты, детали видите лучше, чем картину в целом. Концентрируетесь на том, что делаете в данный момент, не думая, что за этим последует. Более того, Вы будете скорее что-то делать, чем думать об этом.
Если же Вы, получив информацию посредством пяти органов чувств, начинаете интуитивно искать взаимосвязи, скрытое значение, то Ваше восприятие интуитивное (N). Вы фиксируете внимание на умозаключениях и выводах, не любите детали и считаете их скучными, видите картину в целом лучше, чем ее отдельные элементы. На любой тип вопросов, будь то точные или общие, склонны давать общие ответы. Имеете обыкновение думать сразу о нескольких вещах, потому иногда Вас воспринимают как рассеянного человека. Работая над чем-то, постоянно думаете, что за этим последует, стремитесь увидеть события в развитии.
Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом