Социально-психологические аспекты управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение социально-психологических аспектов управления персоналом.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 Изучить социально-психологические аспекты управления персоналом в теории
 Исследовать функциональные и социально-психологические характеристики персонала магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-психологических аспектов управления персоналом
1.1. Основные социально-психологические характеристики коллектива
1.2. Понятие личности как основы коллектива организации
1.3. Типология личности
1.4. Деловое поведение работников и межгрупповое поведение
Глава 2. Анализ социально-психологических аспектов управления персоналом на примере магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
2.1. Общая характеристика магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
2.2. Функциональная роль персонала в организации на примере должностных обязанностей страхового агента «Военно-страховой компании»
2.3. Социально-психологические характеристики персонала магнитогорского филиала страховой компании «ВСК»
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологических аспектов управления персоналом магнитогорского филиала страховой компании «ВСК»
Заключение

Работа содержит 1 файл

социально-психологические аспекты управления персоналом - курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

3.                                          социопсихологических исследований и тренингов с целью сплочения команды единомышленников.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Любая организация - это прежде всего люди, только благодаря им можно чего-то достичь. Организация существует, чтобы обслуживать людей. Стратегию обдумывают тоже люди, организация состоит тоже из людей и управляется ими. Они принадлежат к той части организации, которая дает им жизнь. Именно люди - источник творчества, инициативы, энергии для достижения целей, стоящих перед ор­ганизацией.

Успех работы фирмы обеспечивают работники, занятые на ней. Поэтому одно из значительных мест в любой организации занимает личность работника.

В первой главе работы нами рассматривались основные характеристики личности в организации, а также групповое взаимодействие как важнейший фактор развития организации и реализации её человеческого потенциала.

Во второй главе на примере магнитогорского филиала страхового дома «Военно-страховая компания» нами исследованы личностные характеристики работников данной организации. В частности, сделан вывод о том, что страховыми агентами в «ВСК» работают люди, которые имеют склонности и к общению, и к «чувствованию» людей, что так важно при общении с  потенциальными клиентами.  По результатам проведенного анкетирования было выяснено, что сотрудникам в большинстве своем не интересны ценности организации; по сути, это могут быть просто случайные люди, работающие только ради того, чтобы была работа, но не стремящиеся воплотить цели и миссию своей организации. Всё это позволяет говорить о недостаточной сформированности «командно духа» среди работников фирмы, незрелости коллектива, или же о не слишком эффективном менеджменте в сфере персонала. На основании этого были разработаны некоторые рекомендации по улучшению  данной ситуации.

Мероприятия, направленные на реализацию человеческого и личностного потенциала магнитогорского филиала «ВСК» могут состоять из:

      программы мотивации, включающей в себя моральное и материальное стимулирование труда

      плана консультаций и семинаров с страховыми агентами с целью повышения из профессиональной компетенции

      социопсихологических исследований и тренингов с целью сплочения команды единомышленников.

Управление персоналом организации включает в себя разработку системы отбора кадров, контроля их деятельности, а также вознаграждения. Выполнение данной задачи в организации возложено на менеджера по работе с персоналом. Проводя практические наблюдения, он может сделать вывод об эффективности трудовой деятельности и, как следствие, изучить структуру потребностей, поскольку сегодня крайне важной составной частью успеха фирмы является создание системы мотивации и поддержки личности в организации. Именно на это необходимо направлять усилия команды управленцев фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1)                  Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 г

2)                  Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. – 200 с.

3)                  Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999.

4)                  Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.

5)                  Демчук О.Н. Теория организации. – М., 2009

6)                  Евтихов О. В.  Психология управления персоналом: теория и практика. — СПб.: Речь,2010. — 319 с.

7)                  Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. Учебник. М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006.

8)                  Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.

1)                  Карташова Л.В., Никонова Г.В., Соломанидина Г.О. Организационное поведение. Учебник М.: Изд-во ИНФА-М, 2007

2)                  Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.

3)                  Крымов А. А. Практическая психология для страховых агентов, М. 1993

4)                  Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; 2006

5)                  Подлесных В. И. Теория организации: Учебник для вузов. — СПб.: «Бизнес-пресса», 2003. — 336 с.

6)       Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304с.

7)                  Спивак В.А. Организационное поведение, М.: Эксмо 2007 г.

8) Теория организации: учебник / ДБ. Олянич [и др.]. —Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 408 с.

9)                  Тюрина А.Д. Теория организации: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. -  160 с.

10)             Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002.

11)             www.socionics-uz.narod.ru/tests

12)             www.prostrahovanie.ru

13)             www.vsk.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета сотрудников магнитогорского филиала ОАО «ВСК»

 

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в научном исследовании, посвященном изучению личности в организации.  Ваше мнение окажет неоценимую помощь в анализе данной проблемы.  Пожалуйста, из приведенного ниже списка суждений выберите одно в каждом пункте, которое характеризует Вас в наибольшей степени.

Все ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях.

Заранее благодарим Вас за помощь и сотрудничество!

 

1. Как вы относитесь к ценностям своей компании?

а).                        полностью принимаю ценности и нормы поведения, установленные организацией, и искренне стараюсь вести себя в соответствии с ними;

б).                        не принимаю ценности и нормы поведения, установленные организацией, но стараюсь вести себя в соответствии с ними;

в).                        принимаю ценности, но не приемлю нормы поведения, установленные организацией

г).                        не принимаю ни ценности и ни нормы поведения, установленные организацией.

2. Пытаетесь ли Вы помочь реализовать цели и интересы Вашей организации:

а).                        Да, я стараюсь способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;

б).                        Я не всегда стараюсь способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;

в).                        Я не стараюсь способствовать реализации интересов организации посредством своих действий, меня это мало волнует.

3. Оцените свои взаимоотношения с коллегами в Вашей организации

а).                        Я стараюсь внешне следовать принятым в организации нормам и формам поведения;

б).                        Я часто испытываю трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством;

в).                        Я часто вступаю в противоречие с окружающими, иногда в конфликт

4.  Оцените, кем и при каких условиях Вам легче быть в Вашей организации – руководителем или подчиненным

а).                        Я в любом случае постараюсь соответствовать требованиям организации вне зависимости от того, буду руководителем или подчиненным

б).                        Мне важно, чтобы у меня была свободы выбора форм поведения для успешной работы в организации, а не должность

в).                        Я хочу при любых условиях быть только руководителем, чтобы все мне подчинялись и я сам устанавливал свои правила в организации

г).                        Мне легче подчиняться, это требует меньшей ответственности

Приложение 2

Тест на определение типа личности

 

Для определения типа существуют различные тесты. Суть этих тестов заключается в следующем. Вам нужно из 4-х пар характеристик выбрать в каждой паре ту, которая, как вам кажется, наиболее соответствует вашему стилю поведения, стилю мышления, стилю принятия решений, образу действий и.т.д. Почему именно эти характеристики выбраны в качестве основных, об этом позднее (эти пары были установлены экспериментально психологом Юнгом в результате исследования большого числа людей).

Вам нужно определить, кто вы:

1.экстраверт или интроверт,

2.сенсорный или интуитивный,

3.мыслительный (логик) или чувствующий (этик),

4.решающий(рациональный) или воспринимающий(иррациональный).

 

Первый признак типа личности характеризует способ взаимодействия с окружающим миром: куда человек направляет свою энергию. Каждый склонен ориентироваться либо во внешний мир, либо на мир внутренних ощущений. Людей, ориентированных вовне, принято называть экстравертами (E). Тех же, кто более склонен к миру внутреннему, называют интровертами (I).

Если Вы экстраверт (E), то Вы очень общительны, постоянно ищите контакта с людьми. Вы легко идете на контакт и всегда находите тему для разговора, не любите долго оставаться наедине с собой. Ваши интересы лежат в различных областях, круг Ваших знакомых очень широк. Вы склонны к активной деятельности, потому как познаете мир на собственном опыте. Любите быть в центре внимания и событий, умеете радоваться жизни "здесь и сейчас". При постановке задачи и принятии решения Вы стремитесь активно советоваться с окружающими, однако больше говорите сами, чем слушаете. Вам свойственно сначала высказаться, а потом осмыслить произнесенное. Поэтому бывают моменты, когда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Когда, наконец, я научусь держать язык за зубами?"

Если Вы интроверт (I), то основная часть Вашей энергии направлена на внутренний мир переживаний и чувств. Вы любите проводить много времени в одиночестве. Большое количество людей вокруг утомляет Вас. Ваши знакомые немногочисленны, но на большинство из них можно положиться. Вы не любите быть в центре внимания, сдержаны в проявлении эмоций. Прежде чем исследовать мир на опыте, пытаетесь понять его умом и потому отличаетесь не широтой, а глубиной познания. При постановке задачи и принятии решения обдумываете вопрос прежде чем вынести его на всеобщее обсуждение. Считаетесь хорошим слушателем. Вам свойственно сперва думать, а потом говорить. Поэтому иногда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Почему я не сказал...?"

Экстраверт (E)                                          Интроверт (I)

говорить

слушать

ориентирован во внешний мир

ориентирован внутрь себя

высказываться вслух

переживать в себе

общительность

сосредоточенность

разговорчивый

замкнутый

оживленный

спокойный

широта

глубина

шумный

тихий

расходование энергии

сохранение энергии

 

Сенсорный (S - Sensing) или Интуитивный (N - iNtuitive)

Второй признак типа личности характеризует способ восприятия информации.

Если Вы наблюдете за миром и собираете информацию буквально, используя прагматичный, утилитарный подход, то Ваше восприятие сенсорное (S). Вам нравиться осязать, обонять, слышать, видеть, пробовать на вкус. Вы предпочитаете фокусировать внимание на фактах и деталях, а не на том, что они значат. Задаете четкие вопросы и ожидаете таких же четких и точных ответов. Теориям предпочитаете факты, детали видите лучше, чем картину в целом. Концентрируетесь на том, что делаете в данный момент, не думая, что за этим последует. Более того, Вы будете скорее что-то делать, чем думать об этом.

Если же Вы, получив информацию посредством пяти органов чувств, начинаете интуитивно искать взаимосвязи, скрытое значение, то Ваше восприятие интуитивное (N). Вы фиксируете внимание на умозаключениях и выводах, не любите детали и считаете их скучными, видите картину в целом лучше, чем ее отдельные элементы. На любой тип вопросов, будь то точные или общие, склонны давать общие ответы. Имеете обыкновение думать сразу о нескольких вещах, потому иногда Вас воспринимают как рассеянного человека. Работая над чем-то, постоянно думаете, что за этим последует, стремитесь увидеть события в развитии.

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом