Социально-психологические аспекты управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение социально-психологических аспектов управления персоналом.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 Изучить социально-психологические аспекты управления персоналом в теории
 Исследовать функциональные и социально-психологические характеристики персонала магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-психологических аспектов управления персоналом
1.1. Основные социально-психологические характеристики коллектива
1.2. Понятие личности как основы коллектива организации
1.3. Типология личности
1.4. Деловое поведение работников и межгрупповое поведение
Глава 2. Анализ социально-психологических аспектов управления персоналом на примере магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
2.1. Общая характеристика магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»
2.2. Функциональная роль персонала в организации на примере должностных обязанностей страхового агента «Военно-страховой компании»
2.3. Социально-психологические характеристики персонала магнитогорского филиала страховой компании «ВСК»
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологических аспектов управления персоналом магнитогорского филиала страховой компании «ВСК»
Заключение

Работа содержит 1 файл

социально-психологические аспекты управления персоналом - курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

2.                  нервозность (беспокойство, замкнутость, уязвимость) - противоположность экстраверсии. Свидетельствует, насколько люди склонны к конфликтам, постоянной раздражительности и недовольству. Они отрицательно относятся к организации, ко всем окружающим и всегда видят только негатив. Данной чертой обладает каждый человек, но только в большей или меньшей степени. Люди с невысоким показателем нервозности будут даже полезны организации благодаря своему критическому мышлению. Люди с высоким показателем всегда очень резки и слишком критичны, их нрав неустойчив, часто испытывает сильные отрицательные эмоции;

3.                  уживчивость (доверие, мягкость и прямодушие) – показывает, насколько легко человек может «сходиться» с другими. Для тех, у кого данный показатель высок, всегда характерны теплые отношения со всеми окружающими. А у кого низкий показатель – более характерны постоянные ссоры и недовольство другими. Они чаще идут на конфликт, проявляют недоверие и грубость;

4.                  добросовестность (компетенция, порядок, трудолюбие и организованность) – характеризует, насколько человек тщательно, аккуратно, скрупулезно и настойчиво относится к своей работе. Высокий показатель говорит о хорошей дисциплинированности и организованности. Низкий, наоборот, свидетельствует о нестабильности, отсутствии самодисциплины;

5.                  открытость к познанию – насколько человек оригинален в своих суждениях. Чем выше показатель, тем больше у человека свежих интересных идей, тем скорее он готов пойти на риск. Люди с низким показателем осторожны и нерешительны. Для них более свойственна рутинная и неинтересная работа, чем для людей с инновационным мышлением.

Указанная модель универсальна для людей всех возрастов, национальностей, обоих полов, религий. Для каждого индивида можно нарисовать, профиль модели «большая пятерка».

1.4. Деловое поведение работников и межгрупповое поведение

Динамика гpуппы зависит от делового поведения работника. Существуют подходы к определению делового поведения:

1) деловое поведение как способность руководителя к организации индивидуальных рабочих мест, где достижение эффективных результатов зависит от самих работников, от профессиональной квалификации и от умения организовывать дело;

2) деловое поведение как способность руководителя к совместной организации работ, где достижение эффективных результатов зависит от способов партнерского сотрудничества.

Свойства делового поведения представлены в таблице

 

­Таблица 1.  Свойства делового поведения в организации

­Свойства деловогo поведения

Характеристика свойства

Функциональная определенность

Каждый работник знает, какие виды работы должен выполнять на своей должности (в должностных инструкциях определяется ответственность работника и eгo права)

Временная заданность

Деловое поведение протекает в определенных временных гpаницах и становится напряженным в зависимости от сроков начала и окончания работ, что

сковывает либо стимулирует инициативу работни­ка, а также позволяет мобилизовать нравственно-психологические ресурсы

Самоорганизуемость

Деловое поведение может разворачиваться как личная прогpамма деятельности в рамках общей организационной прогpаммы (например, если внешне заданная прогpамма нарушена, то деловое поведение работника может проявляться как справедливое требование отладить ее, чтобы на этой основе скорректироватъ свое личное поведение)

 

­Одной из основных проблем является проблема исполнения. Исполнение складывается из индивидуальных свойств работника (ИС), прилагаемых усилий (У ­- связанных с желанием исполнить задание) и организационной поддержки (ОП ­- обеспечивает возможность исполнения). Формула исполнения:

 

­И = ИС  У  ОП

 

­Индивидуальные свойства включают:

1) биологически обусловленную подсистему личности (пол, возраст, свойства нервной системы);

2) индивидуальные формы отражения объективной действительности (психические процессы ­ память, мышление, внимание);

­3) подсистему опыта (знания, умения, навыки);

4) социально обусловленная система (управленческая направленность и ценностные ориентации для менеджера, отношения между людьми).

Межгpупповое поведение ­ - основной фактор, от котopoгo зависит действенность организационных структур управления. Группы и подгруппы в организации должны сотрудничать для достижения общей цели. С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгpупповыx отношений горизонтальные системы управления являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Основная задача для руководства ­- определить, какой уровень сотрудничества или конкуренции является предпочтительнее для данной группы.

­Групповая динамика ­ - это процесс взаимодействия гpупп на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

На характер групповой динамики влияют: мотивация, структура власти, сложность коммуникаций, представление цели, ответственность за результат, свобода деятельности.

Существует два подхода к описанию групповой динамики:

1.      Всякая группа проходит в своем развитии три стадии:

      первичного синтеза (адаптация или узнавание дpyг друга);

      дифференциация (распределение на подгруппы);

      окончательного синтеза ­ превращение группы в команду или коллектив.

2. Стадии существования группы по модели американских пс­ихологов Вудкока и Френсиса:

      притирка ­ развитие группы, коллективная работа отсутствует;

      ближний бой ­ происходит борьба за лидерство, образуются группировки, выражаются разногласия;

      экспериментирование ­ осознание собственного потенциала и потенциала группы, пересматриваются методы работы, некоторые уходят;

      эффективность;

      зрелость  - ­ группа работает как слаженный коллектив, каждого оценивают по достоинствам, а не по претензиям.

­Команда ­- мобильная групповая структура; малая группа, которая обладает высоким уровнем сплоченности, имеет общие цель, групповые нормы и традиции, разделяемые всеми членами группы. На первом месте у команды стоит возможность творчеcкoгo самовыражения, имеется у каждого члена команды чувство защищенности и возможности успеха. В команде действует четкое разделение труда, определены уровни ответственности, в результате чего формируются уровни управления.

Основные условия эффективной командной работы: поддерживающее окружение, командное вознаграждение, сверхзадача, квалификация и четкое осознание выполняемых ролей.

Жизненный цикл команды:

1. Этап формирования команды ­ происходит обмен информацией, знакомство, формирование задач. Члены команды осторожны и вежливы.

2. Смятение ­ наблюдается конкуренция за более высокий статус и за влияние в команде, могут складываться напряженные отношения.

3. Нормирование ­ совместное движение к цели, устанавливаются групповые нормы, возникает равновесие конкурирующих сил.

4. Выполнение работы ­ стадия зрелости ­ команда решает сложные задачи, при этом каждый выполняет несколько функций

5. Расформирование.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование личности в организации на примере магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»

 

2.1.Общая характеристика магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания»

Магнитогорский филиал ОАО «Военно-страховая компания» является страховой фирмой.

Юридический адрес: 455044, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 68

Фактический адрес: 455044, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 68.

Директор Магнитогорского филиала: Дубовик Валентина Иосифовна.

Основная цель деятельности Магнитогорского филиала ОАО «Военно-страховая компания» - получение прибыли, удовлетворяя потребность населения и организаций в страховых услугах.

Страховой Дом ВСК (ОАО «Военно-страховая компания») осуществляет страховую деятельность с 11 февраля 1992 года и в настоящее время уверенно входит в пятерку лидеров страхового рынка России.

ВСК является крупнейшей общероссийской универсальной страховой компанией, реализует более 100 видов современных страховых услуг, обеспечивает страховую защиту свыше 100 000 предприятий и организаций, более 10 федеральных министерств и ведомств, 10 миллионов российских граждан.

ВСК имеет самую разветвленную региональную сеть среди российских страховых компаний, работающих в рамках единого юридического лица, — более 600 филиалов и отделений в основных административных и промышленных центрах нашей страны. Наличие большого числа представительств дает ВСК возможность предоставлять современный страховой сервис и производить выплаты своим клиентам по всей территории России, независимо от места заключения договора страхования.

1700 миллионов рублей уставного капитала, сформированные страховые резервы, налаженная система перестрахования рисков в крупнейших мировых перестраховочных компаниях, сбалансированность страхового портфеля обеспечивают высокую надежность операций ВСК.

Виды страхования физическим лицам:

            Автострахование

            Комбинированный полис ипотечного страхования

            Страхование жизни

            Страхование гражданской ответственности владельца жилого помещения

            Страхование имущества

            Добровольное медицинское страхование

Виды страхования юридическим лицам:

            Страхование имущества

            Страхование электронных устройств

            Страхование машин и механизмов

            Страхование ответственности нотариусов

            Страхование ответственности аудиторов

            Страхование ответственности оценщиков

            Страхование ответственности риэлторов

            Страхование ответственности арбитражных управляющих

            Страхование ответственности устроителей зрелищных и выставочных мероприятий

            Добровольное медицинское страхование

            Страхование грузов

            Страхование ответственности автоперевозчика

Организационная структура магнитогорского филиала ОАО «ВСК» представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организационная структура магнитогорского филиала ОАО «ВСК»

 

Как видно из рисунка, основу организационной структуры магнитогорского филиала ОАО «ВСК» составляют страховые агенты.  Рассмотрим их должностные обязанности с целью определения функциональной роли страхового агента в данной организации.

2.2. Функциональная роль персонала в организации на примере должностных обязанностей страхового агента «Военно-страховой компании»

Страховой агент — лицо, физическое или юридическое, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов (заключением договоров страхования), инкассирует страховую премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов). Взаимоотношение между страховыми агентами — физическими лицами и страховой компанией строится на контрактной основе, где оговариваются права и обязанности сторон. В Великобритании и странах Европы страховой агент обычно представляет интересы какого-либо одного страхового общества. В США — другая система: как правило, каждый агент представляет группу страховых обществ. В этом случае эти посредники называются независимыми страховыми агентами. В России страховой агент может представлять интересы как одной так и несколько страховых компаний, заключив с каждой компанией свой контрактный договор.

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом