Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются социально-психологические особенности работников ОАО «Каустик».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………5
1.1 Личность как субъект управления………………………………. ..………..5
1.2 Социально-психологические методы управления…………………………9
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО "КАУСТИК"……………………………………………………………….19
2.1 Общая характеристика ОАО «Каустик»......................................................19
2.2 Анализ персонала предприятия……………………………………….. …..27
2.3 Исследование применяемых социально-психологических методов управления персоналом…………………………………………………... .30
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ……………………….34
3.1 Общие рекомендации по применению социально-психологических
методов управления……………………………………………………….34
3.2 Разработка рекомендаций по увеличению эффективного использования социально- психологических методов управления в ОАО «Каустик» ……...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………39

Работа содержит 1 файл

менеджментГотовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Прежде  чем осуществить какие-то общие  мероприятия с «индивидуалистами» и «претензионистами», необходимо провести предварительно индивидуальную работу; выяснить и учесть их мнение и меру личной заинтересованности и показать важность их роли в выполнении мероприятия.

     «Подражатели». Характерной чертой этой категории  работников слабая самостоятельность  мышления. Главный принцип их взаимоотношений  с людьми - поменьше каких-либо осложнений. Они приспосабливаются к имеющимся  условиям, распространенному в коллективе мнению. Делать надо так, рассуждают эти работники, как делают все.

     Методы  работы с этими людьми - проведение с ними индивидуальных бесед. Надо суметь пробудить в них чувство собственного достоинства, убедить в необходимости  активно проявлять свою индивидуальность и участвовать в жизни коллектива.

     «Пассивные». Этой категории людей свойствен  низкий уровень волевой собранности. У них часто бывают хорошие  порывы, им хочется быть в ряду активных членов коллектива, но не срабатывает  волевой механизм.

     Методы  работы с этими людьми - применение специальных мер воздействия, заключающихся  в воспитании волевой собранности, умения целенаправленно действовать:

     - Во-первых, подбор, с учетом интересов  и характерных особенностей работника,  видов производственных заданий и поручений, требующих от него проявления самостоятельности, собранности, последовательности действия;

     Во-вторых, широко использовать шефство активных, целеустремленных работников над «пассивными».

     «Изолированные». В этой группе оказываются, прежде всего, работники, которые своими действиями или высказываниями оттолкнули от себя большинство членов коллектива. С ним не разговаривают, стараются не быть вместе, все отношения носят только служебный характер. Иногда в подобной ситуации оказывается честный, прямой, добросовестно относящийся к труду работник. Причиной этому может стать обстановка, которая сложилась в конкретном коллективе.

     Прежде  всего необходимо настроить актив  коллектива на внимательное отношение  к такому работнику, постараться  убедить его в необходимости серьезной работы над собой: строже контролировать свои действия и сопоставлять их с поступками других членов коллектива.

     Молодые работники, не имеющие родителей  или потерявшие кого-либо из них  в раннем возрасте. Эта категория  молодых работников отличается от своих сверстников своеобразием характера, склонностями, уровнем развитости способностей, управляемостью эмоций, а в ряде случаев и общим отношением к жизни, работе, людям.

     Руководитель  призван найти правильный подход к таким работникам, проявить чуткость и непосредственную заинтересованность в их успехах в учебе, спорте и т. д. Эффективным педагогическим приемом работы с такими молодыми работниками является наставничество.

     Работники, имеющие какой-то физический недостаток. Наличие физического недостатка иногда вызывает у них стремление обособиться от всех, а некоторая бестактность к ним со стороны отдельных людей возбуждает повышенную мнительность и недоверие к людям. Как правило, они общественно малоактивны.

     К этой группе людей мастеру надо быть особенно внимательным (конечно, речь идет не о подчеркнутом, афишируемом внимании).

     Важным  в педагогическом плане является включение этих работников в производственный коллектив - они не должны почувствовать  какого-то любопытства к себе. Одним  из условий является доброжелательный настрой коллектива к поступающему, оказание ему помощи со стороны руководителя и общественного актива.

     Работники из неблагополучных семей. В неблагополучных  семьях происходят ссоры, царит нервозная  обстановка. В таком настроении люди приходят на производство, и это не может не сказаться на их взаимоотношениях с коллегами по работе, с руководителями. Некоторые работники не умеют управлять своими эмоциями или «раздражаются» при обращении с коллегами: нагрубят, резко ответят.

     Нужно постараться оказать влияние  на морально-психологическое состояние  этих людей. В одних случаях мастеру  целесообразно делать вид, что он ничего не знает о происходящем в  семье работника, в других - вызвать  работника на доверительный разговор, помочь советом.

     Чтобы не совершать поведенческих ошибок, на предприятии также была разработана  своя система работы с коллективом  в целом и отдельным работником. Личности были разделены определенные психологические типы с определенным названием, краткой характеристикой каждого из них и рекомендации по общению с ними. Руководителю при общении с сотрудниками полезно знать, к какому психологическому типу характера принадлежит собеседник. Отнесение собеседника к определенному типу позволяет выбрать наиболее целесообразную тактику общения с каждым из них и соответствующим образом реагировать на его поведение, чтобы изменить направление беседы в нужном направлении и добиться от нее больших результатов.

 

    3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 

     3.1 Общие рекомендации  по применению  социально-психологических  методов управления

     Для успешного управления персоналом, его  распределения по психологическим  группам, предсказания поведения каждого  из сотрудников необходимо знать  работника как отдельную личность и как часть трудового коллектива. Для того, чтобы определить характер человека, стиль работы, отношение человека к окружающим, выявить особенности и предпочтения, а затем и сформировать грамотное отношение и воздействие на сотрудника, необходимо определить тип его темперамента.

     Сангвиником обычно называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на все происходящее вокруг, сравнительно легко переживающего  неудачи и неприятности. Сангвиник - человек горячий, очень продуктивный работник, но только тогда, когда относится к делу с интересом и находится в состоянии сильного возбуждения.

     Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижно деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений, сангвиник целеустремлен, настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей- либо стороны. В случаях таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет безразличие к делу и даже апатию.

     Холерик - человек быстрый, порывистый, способный  отдаваться делу с исключительной страстью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, быстро истощаемый.

     Увлекшись каким-нибудь делом, холерик расточительно  расходует свои силы и в результате истощается больше, чем следует.

     Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

     Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует возникновению напряженности при  выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускается те или иные неточности.

     Поэтому очень важно побуждать и укреплять  уверенность холерика в успехе. Ему  свойственно плохое самообладание. В случаях неудач он может принять  опрометчивые решения. Самообладанию  холерика может способствовать спокойное, но впечатляющее замечание руководителя по поводу его несдержанности, ни в коем случае не унижающее при этом его достоинство.

     Флегматик - медлителен, невозмутим, с устойчивыми  стремлениями и настроением, слабым внешним выражением своего внутреннего психологического состояния. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется повышенной деловой прилежностью.

     Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская их поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Теми работы невысок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости, производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.

     Флегматика приходится поторапливать. И при этом его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

     Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающих.

     Меланхолик  в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности - полная противоположность  флегматику. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки. Поэтому он врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы его непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой - при подавленном.

     Все типы темпераментов равноценны. У  каждого из них есть достоинства  и недостатки. Поэтому руководителю нужно знать их особенности при  установлении контактов, распределение  работ, воздействии на подчиненных. Критическое замечание, например, может вызвать раздражение у холерика, подтолкнуть к активным действиям сангвиника, оставить равнодушным флегматика и выбить из колеи меланхолики.

Люди  с резко выраженными чертами  определенного темперамента не так уж часто встречаются. Однако значительное преобладание черт какого-нибудь одного типа позволяет относить, с известной степенью условности, темперамент людей к тому или иному типу. 
 

          3.2 Разработка    рекомендаций    по   увеличению   эффективного

использования  социально- психологических методов управления в ОАО «Каустик»

     Для анализа использования социально-психологических  методов была взята одна из бригад цеха № 11 производства поливинилхлорида производства ОАО «Каустик». Три  работника бригады, а также два  мастера были протестированы на определение  типа темперамента и степени конфликтности.

     По  результатам тестирования было выявлено, что один из мастеров является самым  конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся  ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от него другой мастер оказался общительным, более лояльным и способным противостоять обострениям в коллективе.

     В противовес этому большая часть  рабочих, а это 50% оказалась совсем бесконфликтной частью коллектива, можно  даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся.

     По  типу темперамента один мастер относится  холерическому типу, а другой - к  флегматическому. Два работника  оказались флегматиками, а другой работник - сангвиник.

     В соответствии с результатами анализа  можно выделить следующие рекомендации по более эффективному использованию социально- психологических методов управления персоналом:

  1. Проведение психологических тренингов с руководящим составом предприятия;
  2. Создание и развитие службы психологической поддержки и помощи персонала, которой необходимо сотрудничать с руководством предприятия;
  3. Мотивация и стимулирование персонала к активной работе;
  4. Введение в часть корпоративной культуры таких дней, как «День Этикета», «День вежливости».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Мотивация руководства персоналом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом над административными; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении.

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии