Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:41, курсовая работа
Объектом исследования являются социально-психологические особенности работников ОАО «Каустик».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………5
1.1 Личность как субъект управления………………………………. ..………..5
1.2 Социально-психологические методы управления…………………………9
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО "КАУСТИК"……………………………………………………………….19
2.1 Общая характеристика ОАО «Каустик»......................................................19
2.2 Анализ персонала предприятия……………………………………….. …..27
2.3 Исследование применяемых социально-психологических методов управления персоналом…………………………………………………... .30
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ……………………….34
3.1 Общие рекомендации по применению социально-психологических
методов управления……………………………………………………….34
3.2 Разработка рекомендаций по увеличению эффективного использования социально- психологических методов управления в ОАО «Каустик» ……...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях конкурентной борьбы между предприятиями за лидерство на рынке, все большее число этих предприятий понимают важность грамотного управления фирмой, персоналом, что непосредственно сказывается на экономическом показателе работы фирмы.
Любое предприятие, основанное на труде большого числа людей, нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник - это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.
Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.
В
системе управления персоналом существуют
различные методы управления такие,
как административные, экономические,
социально- психологические, которые
тесно переплетаются между
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить важность исследования личности как субъекта управления.
2. Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом.
Объектом исследования являются социально-психологические особенности работников ОАО «Каустик».
Курсовая
работа состоит из введения, теоретической,
аналитической и проектно-
Нельзя не сказать об актуальности и важности проблемы управления персоналом, как для организации, так и отдельного работника. В любом деле персонал является важной составляющей прибыльности организации. Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом, чтобы достигнуть социально-экономической стабильности в стране. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает.
Целью курсовой работы является анализ социально-психологических методов управления и на основе полученных исследований разработка рекомендаций по эффективному использованию социально-психологических методов управления в ОАО «Каустик».
1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
1.1 Личность как субъект управления
Чтобы руководить своими подчиненными, менеджер должен понимать, что представляет каждый из них как личность, каковы его характеристики и индивидуальные черты.
Без психологических знаний о личности работника, без профессионального подхода к работе с сотрудниками менеджер не сможет выполнять свои задачи.
Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.
Личность - это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно действовать.
Черты личности формируются под влиянием природных свойств: особенностей высшей нервной деятельности, эмоций, чувств, а также социальных факторов: образования, опыта, привычек, круга общения и др.
Хорошее знание и понимание этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на них и, наоборот, незнание и непонимание делает его деятельность неэффективной.
Структура любой личности характеризуется следующими свойствами:
Рассмотрим некоторые эти психологические свойства личности.
Способности - это совокупность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему. По направленности способности бывают техническими, организационными, педагогическими и др.
Выделяют следующие способности, которые связаны с определенной сферой или видом деятельности, они могут быть 2-х типов: интерсоциальные и конструктивные.
Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей. Такие способности нужны работникам, связанным с проведением переговоров, широкими контактами с людьми, с рекламой, маркетингом.
Конструктивные - направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: технической, знаковой, естественной и др. Их реализация не требует широких контактов с окружающими.
Следующее психологическое свойство личности - направленность. Оно создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, определяет его цели и мотивы. С помощью специальных тестов определяют направленность личности, что помогает найти правильный подход к людям и облегчает руководство ими.
Выделяются 3 типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя. Все эти направленности могут присутствовать у большинства людей одновременно в разной степени приоритетности.
Направленность
на взаимодействие или на общение, означает,
что человек стремится сотрудничать с
коллегами, поддерживать с ними хорошее
отношения, совместно решать конкретные
проблемы и др.
Направленность личности на задачу, предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например, успешное решение стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями, навыками, доказательство своей правоты и т.п.
Направленность на себя или личная направленность, состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других.
Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим).
Тип поведения вместе с направленностью человека либо на себя и свой собственный мир, либо на окружающих определяет тип темперамента человека.
Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. Темперамент влияет на характер, стиль работы, отношения человека с окружающими.
Выделяют 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
нейротизм
интроверсия экстраверсия
флегматик сангвиник
эмоциональная стабильность
Рисунок 1 - Зависимость типа темперамента от групп характеристик.
На
этой схеме классификация
Экстраверсия означает психологическую ориентацию человека на внешний мир, окружающих, общение с другими людьми, открытость и активность;
Интроверсия - противоположный тип. направленность внимания личности на внутренний мир и интересы, сосредоточенность на внутренних переживаниях, замкнутость;
Эмоциональная стабильность - означает устойчивость нервной системы, проявляется в спокойствии, иммунитет к стрессам;
Нейротизм
- прямо противоположное
Еще одной важнейшей чертой личности является характер - устойчивый, индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.
К чертам характера относят: отзывчивость, скрытность, трудолюбие хитрость, честность и др.
Без
учета характера сотрудников
управлять в совершенных
Выделяют следующие восемь типов характера: гиперактивный, аутистический, лабильно-циклоидный, демонстративный, застревающий, психастенический, конформный, неустойчивый.
Гиперактивный характер отличается общительностью, предприимчивостью, активностью, легким отношением к трудностям и неудачам. Но они поверхностны, им трудно сосредоточиться, трудно заниматься однообразной, требующей усидчивости работой. Таким людям подходит выполнение организаторских функций при условии отсутствия конфликтных ситуаций.
Лица с аутистическим характером скрытны, малообщительны, неконтактны, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно. Для них характерна сухая официальная манера поведения, но они пользуются уважением за свою независимость, глубокие знания. Обычно они хорошие исследователи, консультанты, эксперты.
Тем, кто имеет лабильно-циклоидный характер, свойственны перепады настроения, активности, работоспособности. Эти люди часто конфликтуют с другими по пустякам. Наиболее предпочтительные должности - программист, архивариус, библиотекарь.
Лица, характер которых является демонстративным, стремятся к успеху любой ценой. Они способны подстраиваться под других, манипулировать другими. Таких людей нужно жестко контролировать.
Похож
на предыдущий застревающий характер.
Эти люди эгоистичны, нетерпеливы
к критике, упрямы, долго помнят обиды.
По отношению к ним нужно
Люди с психастеническим характером обычно отличаются добросовестностью и пунктуальностью, хорошими знаниями и рационализмом в действиях. Но они постоянно во всем сомневаются, нерешительны.
Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии