Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются социально-психологические особенности работников ОАО «Каустик».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………5
1.1 Личность как субъект управления………………………………. ..………..5
1.2 Социально-психологические методы управления…………………………9
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО "КАУСТИК"……………………………………………………………….19
2.1 Общая характеристика ОАО «Каустик»......................................................19
2.2 Анализ персонала предприятия……………………………………….. …..27
2.3 Исследование применяемых социально-психологических методов управления персоналом…………………………………………………... .30
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ……………………….34
3.1 Общие рекомендации по применению социально-психологических
методов управления……………………………………………………….34
3.2 Разработка рекомендаций по увеличению эффективного использования социально- психологических методов управления в ОАО «Каустик» ……...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………39

Работа содержит 1 файл

менеджментГотовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал "нет". Как только собеседник скажет "нет", его очень трудно повернуть в обратную сторону. Метод назван именем древнегреческого философа Сократа, который часто пользовался им, стараясь вести беседу так, чтобы собеседнику было легче сказать "да". Намек - прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. В некотором смысле формой намека может быть совет. Сущность намека состоит в том, что он апеллирует не к сознанию, не к логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек таит в себе потенциальную возможность оскорбления личности собеседника, то пользоваться им лучше всего в ситуации конкретного настроения.

     Комплимент  нередко смешивают с лестью. Если сказать человеку: "Как складно вы говорите!", то это польстит ему. Лесть приятна далеко не каждому, хотя часто люди не отмахиваются от нее. Комплимент никого не обижает, он всех возвышает.

     Похвала является позитивным психологическим  приемом воздействия на человека и оказывает более сильное действие, чем осуждение. Иногда достаточно сказать молодому сотруднику: "Сегодня Вы работаете значительно лучше и если еще чуть-чуть улучшите качество, то Вы достигнете превосходных результатов". Однако такая похвала опытному работнику может быть воспринята как обида, и его успехи лучше отметить в торжественной обстановке перед всем коллективом.

     Просьба является весьма распространенной формой общения между коллегами, молодыми и опытными работниками и реже применяется во взаимоотношениях руководителя с подчиненными. Просящий обращается за советом, помощью, инструкцией к другому сотруднику, когда сомневается в формах и методах выполнения работы или не в силах ее сделать самостоятельно. Просьба руководителя является эффективным методом руководства, т.к. воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважение к его личности.

     Совет - психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей. Можно сказать: "Я Вам советую заменить инструмент". Однако в оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий.

     Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе, к которой принадлежит человек.

     Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

     Нестабильность  экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная  выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально- психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.

     Примером  социально-психологических методов  управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы  сохранить хороших работников, следует  следить, чтобы они были счастливы  и довольны, стараться их стимулировать  для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

 

     

    2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                           ОАО "КАУСТИК"

     2.1 Общая характеристика  ОАО «Каустик»

     Создание  и развитие ОАО "Каустик" непосредственно  связано с развитием всего промышленного района г. Стерлитамака. Строительство завода началось в 1956 году. По первоначальному проекту, создание завода базировалось на технологии и оборудовании отечественного производства. Позднее, в связи с бурным развитием химии полимеров, потребовалась корректировка проектного задания строительства завода, вызванная закупкой по импорту ряда производств. Датой рождения Стерлитамакского химического завода считается 8 августа 1964 года, когда на оборудовании французской фирмы "Кребс" были получены сода каустическая, хлор и дихлорэтан.

     На  сегодняшний день на предприятии освоены более 120  наименований продукции, которая широко известна, пользуется неизменным спросом и поставляется более чем на 1000 предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

     ОАО "Каустик" является важным составным  звеном всего комплекса химических производств города Стерлитамака, связанного с такими предприятиями как ОАО "Сода", ЗАО "Каучук", ОАО "Стерлитамакский  нефтехимический завод".

     Цели  создания: в соответствии с Уставом ОАО «Каустик» целью деятельности Общества является получение прибыли от финансово - хозяйственной деятельности.

     ОАО «Каустик» получены награды: в 2004г.:

     - Золотой приз «За технологию  и качество» (г. Женева);

     Золотая медаль Российско-швейцарского бизнес-клуба «За безупречную деловую репутацию» (г .Москва);

     Почетный  диплом Комитета международных программ «PROFESSIONAL» (г.Страсбург.).

     В 2005г.- Международная награда «Европейское качество» - за стремление

достичь высокого качества в соответствии с  европейскими стандартами (Оксфорд).

     На  проводимом ежегодно Дне качества дипломы конкурса «Сто лучших товаров России» завоевали следующие виды выпускаемой продукции: 2002г. - натр едкий диафрагменный; 2003г. - натр едкий технический марки ТР; 2004г.- поливинилхлорид суспензионный; 2005г.- перхлорэтилен. В ближайшие годы планируется дипломы конкурса получат еще три продукта: дихлорэтан,, кислота соляная, эпихлоргидрин..

     ОАО «Каустик» получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2001, внесен в реестр РФ «Предприятие высокого качества».

     На  международных выставках-конкурсах, проводимых в рамках Национальной программы продвижения лучших российских товарах, услуг и технологий, «Всероссийская марка» Золотых знаков качества XXI века удостоены следующие продукты: винил хлористый, кальций хлористый, лента поливинилхлоридная липкая, натр едкий очищенный марки А, средство дезинфицирующее - двуосновная соль гипохлорита кальция, перхлорэтилен.

     Платиновых  знаков качества удостоены следующие  виды продукции: дихлорэтан, натр едкий  диафрагменный марки РД, натр едкий  технический марки ТР, смола поливинилхлоридная суспензионная, эпихлоргидрин.

     ОАО «Каустик» - лауреат Российского  конкурса «Предприятие высокой социальной эффективности», победитель первого  регионального конкурса «Евразия. Лидер  в бизнесе», награжден Премией  Президента Республики Башкортостан в  области качества.

     Планы будущей деятельности предприятия:

     ОАО «Каустик» с учетом изменения  рыночных отношений проводит политику технического перевооружения и реконструкции  действующих производств предприятия, направленную на стабилизацию работы, улучшение экономических показателей, увеличение объемов производства пользующейся спросом продукции, снижение издержек производства и отраженную в инвестиционной программе предприятия.

     Предприятие по-прежнему остается лидером продаж на российском рынке и главным экспортером поливинилхлорида, однако постепенно вынужден сдавать позиции, главным образом и в первую очередь, из-за высоких цен на сырье.

     Учитывая, что потенциал устойчивого развития ОАО «Каустик» зависит от притока квалифицированных и компетентных молодых работников, акционерное общество постоянно проводит политику, направленную на создание рабочих мест для молодых работников. Проводится работа, направленная на сочетание трудовых обязанностей молодых работников с возможностью продолжения образования, повышения квалификации и профессионального развития. Проводятся конкурсы по профессиональному мастерству среди молодых работников.

     ОАО «Каустик» - сплоченная команда профессионалов и объединяет желание быть первым в любом деле. Компания гордится своими людьми и стремится к тому, чтобы каждый работник гордился тем, что трудится на ОАО «Каустик». Усилия руководителей направлены на постоянное развитие творческого и профессионального потенциала работника и добиваются, чтобы заинтересованное отношение к работе было повседневной нормой. Это необходимо для того, чтобы каждый работник ощущал себя причастным к деятельности компании, разделяя ее ценности, внося свой вклад в достижение общих целей.

     Управляющая система предприятия представлена аппаратом управления, который подразделяется на относительно обособленные части-органы управления.

     Структура управления является линейно-функциональной, что позволяет

организовать  управление производственным процессом  по линейной схеме, а функциональные подразделения оказывают методическую помощь, подготавливают информацию, решают задачи для соответствующих линейных руководителей. Соблюдаются принципы разделения труда, централизации, иерархии и единоначалия. Такая структура имеет свои преимущества - четкая система взаимосвязей, ярко выраженная ответственность, возможность быстрой реакции в ответ на распоряжения руководства. Но также и недостатки – сложность согласования решений из-за автономности функционирования каждой сферы деятельности, перегрузка руководителей высшего уровня, медленное прохождение информации из-за большого количества элементов и уровней, а, следовательно, замедленный темп принятия решений.

     Стратегические  решения принимают Совет директоров и Общее собрание акционеров.

     Общее собрание акционеров является высшим органом управления. К его компетенции  относятся следующие вопросы:

  1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;
  2. Реорганизация общества;
  3. Ликвидация общества;
  4. Избрание членов Совета директоров и досрочное прекращение их полномочий;
  5. Избрание Генерального директора общества и досрочное прекращение его полномочий;
  6. Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в т. ч. отчетов о прибылях и убытках общества;
  7. Принятие решения об одобрении крупных сделок;
  8. Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;
  9. Решение иных вопросов.

     Совет директоров общества осуществляет общее  руководство деятельностью общества. К его компетенции относятся  следующие вопросы:

  1. Определение приоритетных направлений деятельности общества;
  2. Созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;
  3. Использование резервного и иных фондов общества;
  4. Создание филиалов и открытие представительств общества;
  5. Одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
  6. Предварительное утверждение годового отчета общества;
  7. Решение иных вопросов.

     Единоличным исполнительным органом общества является Генеральный директор. Он избирается общим собранием акционеров сроком на пять лет. Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью предприятия и несет полную ответственность за его состояние, производственно-хозяйственную и социальную деятельность, а также за выполнение им обязательств перед государством, всевозможными фондами и бюджетами всех уровней. В соответствии с законодательством он распоряжается имущественными средствами предприятия, представляет его во всех инстанциях, заключает договоры с другими организациями, открывает в банке расчетные и другие счета предприятия, издает приказы в пределах своей компетенции. Сосредотачиваясь на решении основных, наиболее важных вопросов деятельности предприятия, генеральный директор распределяет обязанности по выполнению отдельных функций управления и руководства управленческими и производственными подразделениями между своими заместителями и предоставляет им необходимые права. Непосредственно генеральному директору подчиняются:

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии