Социально-культурные основы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть культуру управленческой деятельности менеджера на примере ОАО «Рифей».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты вопроса: «Культура управленческой деятельности менеджера».
2.Рассмотреть деловые качества современного менеджера.
3. Оценить практическое применение культуры управленческой деятельности менеджера на примере ОАО «Рифей».

Содержание

Введение…………………………………………………..……………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты вопроса: «Социально-культурные основы предпринимательства и управления.»………………………………………………….……….5
1.1. Менеджер, как особый вид работников………………………..…….…......…5
1.2. Культура управленческих решений руководителя……….…….…...……….8
Глава 2. Социально-культурные основы предпринимательства и управления: качества, культура управления………...…..15
2.1. Лидерство в деловых качествах менеджера....................................................15
2.2. Современный менеджер и его деловые качества.....................................…...17
Глава 3. Практические аспекты формирования Социально-культурных основ управленческой деятельности менеджера на примере предприятия ОАО «Рифей»……………..22
3.1.Характеристика и управление предприятием…………….....….………...….22
3.2. Культура и стиль управления руководителя ОАО «Рифей»..…..…….…...25
Заключение……………………………………….……………………………...….32
Список литературы………………………………….……………………...………36

Работа содержит 1 файл

1. Социально-культурные основы предпринимательства и управления..doc

— 197.00 Кб (Скачать)

- инновационная деятельность;

- планирование, контроль  исполнения решений, коррекция

деятельности в зависимости  от изменения условий работы.

Безусловно, здесь приведен далеко не полный перечень задач, которые  зачастую приходится решать нашему руководителю организации. Анализируя приведенный  перечень задач управления, легко увидеть, что проблемы управления связаны со стремлением заставить людей работать с максимальной отдачей, с наличием большого количества конкурентов.

3.2. Культура и  стиль управления  руководителя ОАО «Рифей»

            

Егорову А.А. присущи следующие управленческие черты и умения  сильного руководителя: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Его решения направлены на разрешение конфликтов. Он творчески подходит к заявлениям своего управленческого персонала, и если он не согласен с ними, то свои контраргументы тщательно обосновывает. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы в магазине имеет для него очень важное значение. Как сильный руководитель он подбирает сильных подчиненных

Он как сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность  деятельности подчиненных. Он старается  не привлекать слабых подчиненных к  решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи общей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.

В числе других важных личностных черт и характеристик  его как руководителя  можно  выделить: способность его доминировать в коллективе; уверенность в себе; эмоциональную уравновешенность; ответственность; общительность и независимость.

Эффективность руководящей  деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Для того чтобы авторитет его должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он объединил в себе лидерские и руководящие функции.

 Егоров А.А. считает, что: « Мощная поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству.  Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости».

Следующей чертой его  личности как руководителя являются способности. Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывает его интеллект.

На  эффективность  его руководства указывают такие  факторы : мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения  с подчиненными. К специфическим способностям его личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность.

Следующая характеристика его как руководителя - черты личности. Ему присущи такие черты как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, независимость, общительность.

Рассмотрим каждую из этих черт Егоров А.А.  в отдельности.

Доминантность или способность влиять на людей. Влияние на людей  основано у него не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Уверенность в себе. Влияние этой  егохарактеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность проявляется в контроле со стороны Егорова А.А. за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между ним и подчиненными ровные, деловые и не зависят от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных.

Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства Егорова А.А является то, что он способен  видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие его черты как руководителя. В тесной связи с ними находится склонность его личности к риску. Он не останавливается на половине дела, способен рисковать и просчитывать свой риск. Он занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для него является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.

Ответственность и надежность. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Он как руководитель предпочитает ситуации, в которых необходимо нести персональную  ответственность за принятое решение. Он ответственный и надежный человек, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной  его личностной чертой, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы он ни принимал  от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее он  себя ведет, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, что он имеет свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживает это свойство в подчиненных.

Общительность. Более трех четвертей своего рабочего времени он затрачивает на общение. Поэтому коммуникационные способности у него как у руководителя достаточно высокие. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.

На авторитет  Егорова А.А  оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним  можно отнести:

-демократизм общения  с подчиненными,  коллегами по работе;

-его доступность, внимательность;

-умение создать товарищескую  атмосферу доверия;

-вежливость и корректность  в обращении;

-точность и ответственное  отношение к данному слову.

Немалое значение играют его подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Его внешняя сторона поступков  соответствует нравственным внутренним убеждениям. Постоянное общение его с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с  ниже стоящими руководителями.

Общительность его личности характеризуется легкостью вхождения  в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности.

Культура речи играет особую роль в его личности. У него лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т.д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон.

Он  эрудированный, образованный человек, умеет убеждать, размышлять, анализировать. Владеет техникой речи.     В общении с людьми он:

-проявляет интерес к людям,  внимателен к ним;

-умеет давать указания  своим подчиненным;

-старается запомнить  имена подчиненных и обращается  к ним непринужденно;

-в служебных отношениях  развивает и поддерживает чувство  личного достоинства каждого  работника;

-умение слушать является критерием его коммуникабельности.

Одно из важных его  качеств как авторитетного и  сильного руководителя -  знать тех  людей, с которыми он находится в  контакте, которыми он управляет. Чтобы  ближе узнать своих работников, прежде всего, он ознакомиться с их личными делами в отделе кадров. Но изучение документов - это малая доля того, что требуется знать о людях, так как документы не могут дать полного представления об интеллектуально-психологических способностях и личных качествах подчиненных. Он как руководитель знает о них все, что может повлиять на процесс их работы и ее результаты. Но этими знаниями он еще умеет оперировать, чтобы получить надежный прогноз делового поведения работника.

Егорова А.А. не является профессионалом в области психодиагностики, поэтому он включил в свой штат такого профессионала, организовал специальную психологическую службу, одной из функций которой стало психологически грамотное изучение работников с помощью различных методов и методик. Егорова А.А  ценит самостоятельность и независимость в людях и избегает подхалимов и угодников, которые своим поведением нравственно разлагают не только своих начальников, но и всю атмосферу в трудовом коллективе.

Большое значение в деятельности нашего руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей. Чтобы избежать субъективных суждений о своих предложениях со стороны коллег, подкрепляет свои предположения ссылками на авторитетный источник, но не забывает обосновать свои собственные предложения.

Как руководитель - он не только хороший специалист, но и  организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других - это распределить между ними конкретные задания. Он владеет искусством делегирования полномочий, об этом можно судить по эффективности работы подчиненного ему предприятия. Делегирование он использует в следующих случаях: 1) когда подчиненный может сделать эту работу лучше, чем он. При этом  он не  опасается признания того, что подчиненные в чем-то лучше разбираются. В этом нет ничего страшного для  его репутации руководителя, тем более, что все равно никто не думает будто руководитель во всем без исключения разбирается лучше всех. Главное - умение с максимальной эффективностью использовать знания своих подчиненных; 2) когда чрезмерная занятость не позволяет ему самому заняться данной проблемой; 3) когда необходимо высвободить время и силы, чтобы заняться важными делами, имеющие первостепенное значение. В это время все остальные задачи  он делегирует подчиненным.

Егорова А.А организовает контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективного делегирования.

Стиль его руководства  можно определить как демократичный. Подчинённым предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. На ОАО «Рифей»  поощряется инициатива и творческая активность. Егоров А.А. с уважением относится к сотрудникам, у него деловой уровень общения, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным в возникающих вопросах, считается с их мнением и советами.

Однако на практике не встречается стиля руководства  в чистом виде, поэтому и у нашего руководителя  прослеживаются черты либерального и авторитарного стилей управления в зависимости от ситуации. В отношении с подчинёнными можно было увидеть черты либерального стиля - желание всем помочь, понравиться, влияет на подчинённых часто в форме просьб и путём удовлетворения их потребностей. На авторитарный стиль управления  Егорова А.А. указывают следующие черты:

1. Широта взглядов  и глобальный подход к проблемам,  выходящих за рамки задач фирмы.  Данная особенность предполагает  преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности.

2. Долгосрочное предвидение  – не зарывается в текущих  проблемах и не упускает из  вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса открытия новых энергоносителей и т.д. 

3.Решительность –  твердость и смелость в принятии  решений. 

4.Упорная работа и  непрерывная учеба – необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, с выходом каких либо указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.

5.Умение чётко формулировать  цели –это качество главным  образом результат самосовершенствования  руководителя.

6.Готовность выслушивать  мнения других, в особенности,  когда эти другие- подчинённые. 

7.Беспристрастность,  бескорыстие, лояльность. В беспристрастности   руководителя кроется важный  ресурс эффективности кадровой  политики .

8.Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и  справедливых санкций и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нём – он может организовать большое число людей и  эффективно  добивается наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое.

Информация о работе Социально-культурные основы предпринимательства