Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть культуру управленческой деятельности менеджера на примере ОАО «Рифей».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты вопроса: «Культура управленческой деятельности менеджера».
2.Рассмотреть деловые качества современного менеджера.
3. Оценить практическое применение культуры управленческой деятельности менеджера на примере ОАО «Рифей».
Введение…………………………………………………..……………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты вопроса: «Социально-культурные основы предпринимательства и управления.»………………………………………………….……….5
1.1. Менеджер, как особый вид работников………………………..…….…......…5
1.2. Культура управленческих решений руководителя……….…….…...……….8
Глава 2. Социально-культурные основы предпринимательства и управления: качества, культура управления………...…..15
2.1. Лидерство в деловых качествах менеджера....................................................15
2.2. Современный менеджер и его деловые качества.....................................…...17
Глава 3. Практические аспекты формирования Социально-культурных основ управленческой деятельности менеджера на примере предприятия ОАО «Рифей»……………..22
3.1.Характеристика и управление предприятием…………….....….………...….22
3.2. Культура и стиль управления руководителя ОАО «Рифей»..…..…….…...25
Заключение……………………………………….……………………………...….32
Список литературы………………………………….……………………...………36
Выработка и принятие решения - это только часть дела. Вторая важнейшая его часть - мобилизация работников на реализацию поставленных задач. Принятые руководителем решения доводятся до исполнителей в виде различных распоряжений: приказов, директив, указаний, поручений. Существенное требование культуры распоряжений - они должны исходить от одного лица, ибо одновременные указания разных руководителей могут вызвать у подчиненных растерянность и др.
Руководитель, отдавая распоряжение работнику, находящемуся под непосредственным контролем своего подчиненного, должен сделать это таким образом, чтобы не повредить авторитету младшего по должности начальника и не вызвать дезорганизацию в деятельности подчиненных. В таком случае он обязан поставить в известность - непосредственного начальника и объяснить причины отдачи распоряжения «через его голову».
При отдаче распоряжения менеджер должен выяснить степень загруженности работника поручениями и при наличии таковых ранжировать их по важности и определить очередность выполнения. Распоряжение должно быть сформулировано четко, ясно и логично. При формулировке важно указать не только то, что необходимо сделать и в какой срок, но и как сделать. Распоряжение будет качественнее и быстрее выполнено, если к нему появится интерес у работника, к тому же порученная работа должна соответствовать профессии и квалификации подчиненного.
Распоряжения
даются в директивной или
Необходимо удостовериться, правильно ли понято распоряжение. Для этого недостаточно вопросов: «Вы меня поняли?», «Ясно ли я объяснил Вам?» Некоторые работники, чтобы скрыть свою некомпетентность и произвести благоприятное впечатление, могут ответить утвердительно, не уяснив на самом деле, что от них требуется целесообразно попросить работника рассказать, как он понял указание.
Менеджеру в процессе работы приходится давать много поручений по различным деловым вопросам. При отсутствии контроля за их исполнением о них иногда забывают и они не реализуются. Это вырабатывает у работников мнение, что если выполнение распоряжения не контролируется, то оно сделано формально и его реализация никому не нужна. В таком отношении к распоряжениям есть вина и подчиненных и начальников. Поэтому необходимо вести учет управленческих указаний и фиксировать их исполнение. Данную работу можно поручить секретарю или помощнику.
Реализация управленческих решений предполагает текущий контроль результатов в процессе их выполнения. Цель контрольных проверок должна состоять не только в том, чтобы «подстегнуть» исполнителя, сколько в оказании помощи, если он в ней нуждается. Контроль в производственном процессе необходим также для предотвращения ошибок, отклонений от выработанных критериев и стандартов, выявления проблем и корректировки деятельности организации или отдельных лиц до того, как эти проблемы приведут к кризисной ситуации и поставят выполнение распоряжения на грань срыва. Однако контроль должен быть разумным, корректным. Он не должен превращаться в мелочную опеку. Чрезмерный контроль может сковать инициативу, погасить творческий порыв работников, нарушить их трудовой ритм, вызвать ненужную нервозность и в конечном итоге больше навредить, чем способствовать успеху [9].
Какие же культурные личностные качества должен проявлять менеджер в своей работе с персоналом? Что нужно, чтобы наиболее результативно использовать человеческий фактор в решении поставленных задач? Для этого следует рассмотреть требования современной нравственной и психологической культуры управления.
Нравственно-делового поведения менеджера во многом определяется моральными установками фирм, которые они возглавляют или в которых работают в качестве руководителей подразделений. Вместе с принятием этических кодексов компаний в странах с развитой рыночной экономикой делаются попытки создания универсальных кодексов поведения руководителей.
В качестве основных этических требований выделяется максимальное удовлетворение потребностей клиентов, служение вкладчикам капитала, обществу и своим сотрудникам, приведение в равновесие противоречащих друг другу интересов. Отмеченные этические нормы приемлемы и для других отраслей экономики.
Руководитель всегда должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных. Прежде всего, он не должен допускать расхождения слова и дела. Если же не удалось сдержать данное обещание и заверение, то следует, извинившись, признать свою недоработку, а не перекладывать ответственность за невыполнение обязательства на других. Прежде чем призывать и принуждать других хорошо работать, нужно самому добросовестно выполнять свои служебные обязанности и требования морального кодекса фирмы [9].
Менеджеру
следует избегать
Прежде чем наказывать работников, следует разобраться в причинах их плохого отношения к своим служебным обязанностям. Возможно, в этом есть и вина руководителя.
Руководителю необходимо быть доступным для подчиненных. Его долг - как можно чаще бывать на их рабочих местах, беседовать с ними, выяснять их служебные, а возможно, и семейные, личные проблемы, внимательно выслушивать их предложения, претензии, жалобы и реагировать на них. Работникам приходится часто обращаться к руководству с различными просьбами, менеджеру нельзя равнодушно относиться к ним. Если нет возможности помочь, целесообразно объяснить причины отказа. При затруднении выполнить просьбу сразу же назначают срок исполнения и выполняют ее. Все отмеченные меры значительно укрепляют доверие между начальниками и подчиненными.
Менеджерам приходится работать с людьми различной политической ориентации, религиозных взглядов, национальной принадлежности, с мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми, здоровыми людьми и инвалидами. Он не должен допускать дискриминации по этим признакам, а строить свои отношения с ними на чисто деловой основе. Главным критерием при этом является отношение подчиненных к работе, исполнение ими своих служебных обязанностей и нравственных норм [10].
Деловое
общение не обходится без
Соблюдение
норм и правил этикета - важнейшее
требование к поведению
Вместе с
нравственными качествами
Современному руководителю необходимо иметь волевой характер, который позволяет ему добиваться поставленных целей, не терять самообладания в кризисных, критических ситуациях, принимать в этих ситуациях быстрые и ответственные управленческие решения [11].
Менеджеру
полезно обладать знаниями в
области психологии. Используя их,
он строит свои
Очень важную
роль в нормальном отдыхе
Вывод по 1 главе:
В целом весь процесс
руководства можно
Глава 2. Социально-культурные основы предпринимательства и управления: качества, культура управления
2.1. Лидерство в деловых качествах менеджера
Лидерство – это способность оказывать влияние на людей для достижения целей.
Влияние означает, что отношения между людьми не являются пассивными. Влияние служит для достижения некоторого результата, цели.
Лидерство динамично и связано с использованием власти лидера.
Власть – потенциальная способность влиять на поведение других людей. Она представляет собой ресурсы, с помощью которых лидер вызывает изменения в поведении на рабочем месте. Лидерство – это реальное использование власти.
Лидеры обычно используют 5 источников (5 видов власти)[15]:
Вопрос: какие источники и виды власти используют формальные и неформальные лидеры?
Формальный лидер наделен властью по статусу.
Власть неформального лидера в основном определяется харизмой.
Харизма – это влияние, основанное на свойствах личности, по способности привлекать сторонников.
Качества лидера в организации [15]:
1. Интеллектуальные способности:
чуть больше среднего
2. Широта и зрелость взглядов: обычно лидеры обладают намного более широкими интересами, чем подчиненные, и высокой эмоциональной устойчивостью, не теряют голову от успехов и не впадают в панику от неудач.
3. Мотивация и умение привлечь других: лидер имеет ярко выраженную внутреннюю потребность достичь успеха, стремится к самореализации и творчеству. Работает для удовлетворения внутренней потребности, а не ради материальной выгоды.
4. Отношение к людям: лидер может выполнять свои задачи только через других людей. Он уважает мнение других людей, ориентируется на сотрудников, решает проблемы, участвуя в них.
5. Специальные знания и умения: лидеры обычно обладают ими в большей мере, чем сотрудники, которыми они руководят.
1. Самообучаться:
2. Брать на себя ответственность.
3. Обобщать и анализировать ситуации:
Согласно закону стимуляции, выбор методов управления и качества лидера определяются ситуацией.
Компонентами лидерской ситуации являются [16]:
Информация о работе Социально-культурные основы предпринимательства