Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социально-культурной сферы как объекта управления и характеристика управления данной сферой, а также проблемы и пути совершенствования управления на современном этапе развития РФ.
Задачи работы заключаются в рассмотрении управления социально-культурной сферой, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практического применения. Решением поставленных задач послужит характеристика управления данной сферой, выявленные проблемы и предложенные пути совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
5
1.1 Понятие и необходимость управления социально-культурной сферой
5
1.2 Основные функции и принципы управления социально-культурной сферой
8
1.3 Методы управления социально-культурной сферой
11
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
15
2.1 Законодательная база регулирования социально-культурной сферой
15
2.2 Финансирование социально-культурной сферы как объекта управления
19
2.3 Характеристика управления социально-культурной сферы на современном этапе развития России
24
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИИ
27
3.1 Проблемы управления социально-культурной сферой на современном этапе
27
3.2 Пути совершенствования социально-культурной сферы как объекта управления
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36
ПРИЛОЖЕНИЕ
38
разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;
Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан;
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»:
Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования.
Минпромнауки России осуществляет лицензирование видов деятельности в отраслях промышленности и науки, находящихся в сфере его ведения, формирует предложения по проведению научно-исследовательскими организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование и осуществляет контроль за использованием выделенных на эти цели ассигнований; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, разрабатывает и реализует программы фундаментальных и поисковых исследований межведомственного характера, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, а также Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
Другие.
Нормативно-правовая база позволяет управлять социально-культурной сферой так, чтобы между разными ОГВ не возникало повторных функций и полномочий, это приводит к эффективному регулированию данной сферой.
2.2 Финансирование управления социально-культурной сферой
Финансирование социально-культурной сфера всегда связано с расходами из бюджетов. Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.
В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджет, внебюджетные формы, средства предприятий и населения.
С созданием нового ФЗ № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» сметное финансирование является в настоящий момент не актуальным. В Российской Федерации есть еще организации которые находятся на сметном финансировании и в связи с новым законом они будут осуществлять свою деятельность на основании государственных заказов.
Основой для определения объемов финансового обеспечения выполнения государственных и муниципальных заданий должны служить расчетно-нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) и расчетно-нормативные затраты на содержание имущества учреждения за счет средств соответствующего бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств. При этом следует помнить, что расходы на приобретение оборудования, текущий ремонт зданий и сооружений в затраты на выполнение государственного (муниципального) задания не входят.
Для выполнения государственного задания учреждению предоставляются субсидии на возмещение затрат на оказание услуг (выполнение работ), на возмещение затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, на возмещение затрат на уплату земельного налога и налога на имущество.
Для утверждения и закрепления показатели государственных и муниципальных заданий по каждому отдельному учреждению вносятся в специальную форму. В каждом субъекте РФ устанавливается примерная форма государственных и муниципальных заданий, структура которой может различаться от региона к региону, но указанные в ней показатели должны быть одинаковыми.
Государственное задание в обязательном порядке должно содержать:[1]
1. выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственных и муниципальных заданий;
2. определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
3. показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;
4. порядок оказания государственных услуг;
5. предельные цены (тарифы) на оплату государственных услуг (если законодательством РФ предусмотрено оказание данных услуг на платной основе);
6. порядок контроля за исполнением государственных и муниципальных заданий, в т. ч. условия и порядок его досрочного прекращения и требования к отчетности об исполнении государственных и муниципальных заданий.
Особое внимание следует уделить показателям качества, которые характеризуют условия предоставления услуги. В форме должны указываться не только сами показатели, но и методика их расчета или ссылка на соответствующий правовой акт.
Для отслеживания реализации утвержденного государственных и муниципальных заданий разрабатывается и принимается примерная форма отчета об исполнении государственных и муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ). Показатели, включаемые в нее, по большей части аналогичны показателям, включенным в форму государственных и муниципальных заданий, с той лишь разницей, что в форме закрепляются в основном плановые показатели, а в отчете об исполнении – фактические. К ним, в частности, относятся сведения:
Оценка выполнения государственного задания проводится по следующим критериям:
1. полнота и эффективность использования бюджетных средств;
2. количество потребителей государственных услуг;
3. качество оказания государственных услуг (количественные характеристики качественных показателей оказания государственных услуг).
Расчет итоговой оценки выполнения ГЗ проводится в четыре этапа:
1-й этап – оценка выполнения ГЗ по критерию «полнота и эффективность использования бюджетных средств»;
2-й этап – оценка по критерию «количество потребителей государственных услуг»;
3-й этап – оценка по критерию «качество оказания государственных услуг».
4-й этап – определение итоговой оценки выполнения ГЗ.
Рассчитанный показатель оценивается в соответствии со следующей таблицей:
Параметры оценки выполнения задания
Значение ИО, % | Оценка выполнения ГЗ |
Более 100 | ГЗ перевыполнено |
От 95 до 100 | ГЗ выполнено в полном объеме |
Менее 95 | ГЗ не выполнено |
Источник: Гармашова А.С. Формирование и финансовое обеспечение государственного задания[2]
Оценивать же полноту и эффективность использования бюджетных средств следует с учетом фактического числа потребителей услуги, поскольку перевыполнение или невыполнение задания будет зависеть от того, какому количеству потребителей она была предоставлена. В связи с этим необходимо сравнивать не показатели использования общего объема средств, а показатели расходов в расчете на одного потребителя.
Оценка качества выполнения государственного задания производится по каждому из показателей, указанных в государственного задания и характеризующих качество оказываемых государственных услуг. При этом опять же сравниваются фактические и плановые значения. Однако для каждой услуги должен быть разработан стандарт, а значит и минимальные требования к ее предоставлению.
Учитывая вышесказанное можно выделить пять основных этапов реализации механизма финансирования бюджетных учреждений на основе государственного задания:
1. Формирование государственного задания.
2. Утверждение государственного задания.
3. Составление отчета об исполнении государственного задания.
4. Осуществление контроля за исполнением государственного задания.
5. Корректировка государственного задания на следующий финансовый период с учетом замечаний к предыдущему.
В идеале для каждого из этих этапов необходима своя нормативно-правовая база, но приходится констатировать, что она пока до конца не проработана.
2.3 Характеристика управления социально-культурной сферы на современном этапе развития России
Характеристика управления данной сферой дает возможность увидеть на сколько эффективно государство управляет данной сферой.
Из приведенных данных в приложении можно сделать вывод о том, на сколько эффективно проводится управление социально-культурной сферой.
Из данных в приложении видно, что 2008 год характеризуется предкризисным состоянием и поэтому в данном году. Несмотря на кризис в 2009 году, этот год характеризуется усиленными расходами почти по всем статьям бюджета связанными с социально-культурной сферой.
Расходы в сфере образования, начиная с 2010 года расходы сократились на 30% . Это связано с тем, что государство в связи с новым законом, активно переводит учебные заведения на платное обучение, что влечет за собой невозможность получить обязательное образование всем, кто в нем нуждается. Дело не только в оплате обучения, многие образовательные учреждения не смогут «обеспечить» сами себя, что в последствие приведет к закрытию учреждения и сокращению доступного образования, которое по идее, должно быть бесплатным со стороны государства.
Также после 2009 года сокращаются расходы на здравоохранение. К 2011 году расходы сократились вдвое. И сейчас здравоохранение находится в не менее плачевном положении. Даже не спасает платность услуг. В поселках и деревнях за последние годы закрыты тысячи фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц. Даже в населенных пунктах, где живут 1–2 тысячи человек, зачастую вообще невозможно получить никакую медицинскую помощь. Это особенно характерно для Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Под сокращение расходов на социально-культурную сферу попала и заработная плата медицинских работников. Государство не видит в этом проблемы, и обоснует это тем, что у сотрудников больниц зарплата могла понизиться из-за неумения работать в новой системе обязательного медицинского страхования.
Тоже самое можно сказать и о культуре, кинематографии и средствах массовой информации.
Несмотря на пессимистические данные, из года в год, увеличиваются расходы на социальную политику, и по сравнению с 2007 годом, в 2009 году расходы на социальную политику увеличились в 936%. Это связано с тем, что в социальной сфере происходит резкое увеличение государственного финансирования. Это связано с постепенным переходом государства на новый уровень экономического развития – переход к построению социально ориентированной экономики, который должен стать приоритетным в том числе и в бюджетной политике. Более низкие темпы роста расходов федерального бюджета на социальную сферу связаны с тем, что подавляющая часть бюджетных расходов, используемых социально-культурные мероприятия, поступает населению через территориальные бюджеты. Роль этих бюджетов велика в социальной защите населения, а федерального бюджета – в финансировании искусства, средств массовой информации, высших учебных заведений, науки..
Значительные бюджетные средства были направлены на финансирование социально-культурных мероприятий, которые позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели далеки от оптимальных.
Важнейшими социальными приоритетами бюджета 2007 года стали: повышение заработной платы работников бюджетной сферы, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также увеличение размера пенсий, включая приближение размера социальных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера. Особое внимание уделялось решению острых демографических проблем, прежде всего за счет стимулирования рождаемости.
Трехлетний бюджетный план можно назвать самым социально ориентированным документом, однако полномочия по финансированию системы образования и здравоохранения теперь лежат преимущественно на субъектах Федерации. Передачей полномочий и обязательств с федерального на региональный уровень объясняется, в частности, и некоторое снижение финансирования из центра национальных проектов и довольно медленный темп роста расходов на культуру, здравоохранение, образование. Теперь ответственность за их реализацию будут нести в основном также регионы.
Информация о работе Социально-культурная сфера как объект управления