Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социально-культурной сферы как объекта управления и характеристика управления данной сферой, а также проблемы и пути совершенствования управления на современном этапе развития РФ.
Задачи работы заключаются в рассмотрении управления социально-культурной сферой, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практического применения. Решением поставленных задач послужит характеристика управления данной сферой, выявленные проблемы и предложенные пути совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
5
1.1 Понятие и необходимость управления социально-культурной сферой
5
1.2 Основные функции и принципы управления социально-культурной сферой
8
1.3 Методы управления социально-культурной сферой
11
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
15
2.1 Законодательная база регулирования социально-культурной сферой
15
2.2 Финансирование социально-культурной сферы как объекта управления
19
2.3 Характеристика управления социально-культурной сферы на современном этапе развития России
24
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИИ
27
3.1 Проблемы управления социально-культурной сферой на современном этапе
27
3.2 Пути совершенствования социально-культурной сферы как объекта управления
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36
ПРИЛОЖЕНИЕ
38
40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ростовский Государственный Строительный Университет
Институт экономики и управления
Кафедра Финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ»»
Выполнила:
студент группы ФК-522
Проверила: асс. каф. ФиК
Работа защищена оценкой:
Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ | 5 |
1.1 Понятие и необходимость управления социально-культурной сферой | 5 |
1.2 Основные функции и принципы управления социально-культурной сферой | 8 |
1.3 Методы управления социально-культурной сферой | 11 |
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ | 15 |
2.1 Законодательная база регулирования социально-культурной сферой | 15 |
2.2 Финансирование социально-культурной сферы как объекта управления | 19 |
2.3 Характеристика управления социально-культурной сферы на современном этапе развития России | 24 |
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИИ | 27 |
3.1 Проблемы управления социально-культурной сферой на современном этапе | 27 |
3.2 Пути совершенствования социально-культурной сферы как объекта управления | 30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 35 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социально ориентированным государством, призванным обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Она гарантирует основные социальные права граждан: право на труд и отдых, фиксированную продолжительность рабочего дня, защиту материнства и детства и др. Государство призвано защитить права своих граждан на бесплатное образование и здравоохранение, способствовать повышению качества социальных стандартов и развитию услуг.
Многообразие всех этих задач государственного управления находит отражение в социально-культурной сфере, под которой понимается система разносторонних отношений между всеми субъектами, принимающими участие в социально-духовной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных и т. д.) отношений, при которых удовлетворяются частные интересы отдельной личности в сочетании с публичными интересами, решаются их проблемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой и иной подобной деятельности.
Государство не может не сохранять важную регулирующую роль в социально-культурной сфере. Значение государственного управления в социально-культурной сфере состоит в регулировании с помощью правовых, экономических и административных рычагов социально значимых процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации людей в разных ее областях.
Управление в этой сфере общественной жизнедеятельности должно быть направлено на утверждение такого образа жизни, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально-психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена той ролью, которую играет социально-культурная сфера в жизни российского общества. В современной России происходит реформирование данной сферы, а следовательно, изменяется управление. На данном этапе развития государства проблема управления социально-культурной сферой стоит на одном их первых мест, что отрицательно сказывается на государственном бюджете. Неэффективность управления социально-культурной сферой негативно сказывается также на регулировании общественной жизни.
Целью курсовой работы является изучение социально-культурной сферы как объекта управления и характеристика управления данной сферой, а также проблемы и пути совершенствования управления на современном этапе развития РФ.
Задачи работы заключаются в рассмотрении управления социально-культурной сферой, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практического применения. Решением поставленных задач послужит характеристика управления данной сферой, выявленные проблемы и предложенные пути совершенствования.
Объектом данной работы является исследование управления социально-культурной сферой, как неотъемлемой части функции государства.
Структура курсовой работы отражает порядок исследования управления социально-культурной сферой и решение поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
1.1 Понятие и необходимость управления социально-культурной сферой
Социально-культурная сфера является один из институтов гражданского общества России, которая в состоянии взять на себя решение задачи регулирования общественной жизни, использу
Также под социально-культурной сферой понимается система разносторонних отношений между всеми субъектами, принимающими участие в социально-духовной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных и т. д.) отношений, при которых удовлетворяются частные интересы отдельной личности в сочетании с публичными интересами, решаются их проблемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой и иной подобной деятельности.
Социально-культурная сфера чрезвычайно обширна. Она включает в себя:
Социальные институты духовного производства;
Образовательно-воспитательные учреждения;
Научно-просветительные учреждения;
Культурохранительные институты;
Средства распространения культуры;
Культурно-досуговые учреждения;
Ведомственные культурно-просветительные учреждения;
Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения;
Туристско-экскурсионные учреждения;
Учреждения развлекательно-коммерческого досуга;
Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства.
Социально-культурная сфера, как и любая другая сфера, не может существовать без управления.
В экономических и социологических науках достаточно продуктивно
разрабатываются идеи специфики управления социально-экономической базой развития социально-культурной сферы. В данном случае рассматриваются различные подходы к управлению социальной сферой, факторы влияния внешней среды на этот процесс, и, в первую очередь, политические, экономические – на процессы, происходящие в трех сложившихся секторах: государственном (общественном), частном коммерческом и третьем секторе(некоммерческом, негосударственном) .
В соответствии с особенностями этих секторов целенаправленный механизм социального управления здесь реализуется через специфические общественные институты – субъекты управления. В качестве таковых в государственном секторе рассматриваются органы власти (федерального, регионального и местного уровня), ответственные за принятие решений, а также органы управления организациями государственной и муниципальной собственности. В коммерческом секторе – это органы управления в виде учредителей частных организаций и их собственников, третьем, некоммерческом секторе – коллегиальные органы руководства общественными организациями, союзами, ассоциациями, благотворительными фондами и т.д. Все они в совокупности представляют управляющую систему социально-культурной сфера, обязательно включающую в себя на социетальном уровне государство, для которого управление является основополагающей функцией. На региональном и местном уровнях управления эти функции выполняют соответствующие органы, учреждения.
Управление можно определить как одну из функций государства. Функция управления - это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.
Государственное управление социально-культурной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной и культурной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки.
Следовательно, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.
Так же управление можно охарактеризовать следующим образом: управление - воздействие субъе
Рисунок 1. Модель управления социально-культурной сферой
Оптимальная система государственного управления СКС должна
включать:
установление целей, отвечающих потребностям развития социально-
культурной сферы и культуры;
создание модифицированных институтов управления, с помощью
которых могут быть достигнуты эти цели;
разработку на всех уровнях управления – от федерального до муниципального организационной структуры управления, способствующей реализации процесса социально-культурной деятельности.
До последнего времени особенности социально-культурной сферы как объекта регулирования, двойственный характер ее природы не оставляли места «жесткой» системе управления, не учитывающей воздействия на поведение населения спонтанных факторов. В этих условиях наиболее эффективным был управленческий механизм воздействия на социальные процессы, выступающий как производное обоих начал: спонтанного и целевого. В таком случае эффективность управления зависит от стимулирования процессов самоорганизации социально-культурной сферы, учета мирового опыта управления социальным развитием и российских традиций государственного патронажа социально-культурного воспроизводства населения.
Также можно выделить еще один факт, который говорит о том, что эффективное управление социально-культурной сферой предполагает безупречное знание настоящей социально-экономической ситуации с разных позиций и на всех ее срезах и уровнях.
1.2 Основные функции и принципы управления социально-культурной сферой
Система государственного управления социально-культурной сферой состоит из повседневного осуществления определенных функций.
Целенаправленное управление осуществляется на основе комплекса таких функций, как:
Прогнозирование. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать как повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи;
Информация о работе Социально-культурная сфера как объект управления