Социально-культурная сфера как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социально-культурной сферы как объекта управления и характеристика управления данной сферой, а также проблемы и пути совершенствования управления на современном этапе развития РФ.

Задачи работы заключаются в рассмотрении управления социально-культурной сферой, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практического применения. Решением поставленных задач послужит характеристика управления данной сферой, выявленные проблемы и предложенные пути совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
5

1.1 Понятие и необходимость управления социально-культурной сферой
5

1.2 Основные функции и принципы управления социально-культурной сферой
8

1.3 Методы управления социально-культурной сферой
11

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
15

2.1 Законодательная база регулирования социально-культурной сферой
15

2.2 Финансирование социально-культурной сферы как объекта управления
19

2.3 Характеристика управления социально-культурной сферы на современном этапе развития России
24

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В РОССИИ
27

3.1 Проблемы управления социально-культурной сферой на современном этапе
27

3.2 Пути совершенствования социально-культурной сферы как объекта управления
30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36

ПРИЛОЖЕНИЕ
38

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 437.50 Кб (Скачать)

    Планирование.  Функция планирования присутствует на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость — задачи — функция — решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.;

    Организация. Эта функция связана с созданием организационного механизма. Цель этой функции — сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними. Особенность функции организации относительно иных самостоятельных функций состоит в том, что это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений;

    Координация. Функция координации обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур;

    Учет. Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля;

    Контроль. Функция контроля имеет свои особенности относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач.

Контроль начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием решений, которые предусматривают соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления.

Функции управления социально-культурной сферой опираются на следующие принципы:

    наличия целей;

    уменьшения разногласий между заданным и фактическим значением управляемого параметра (отрицательная обратная связь);

    непрерывной циркуляции текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

    согласования скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

    замкнутости контура управления.

Рассмотренные об функции управления необходимы для осуществления государственного управления социально-культурной сферой как на общегосударственном, так и на региональных, местных уровнях.

             

 

1.3 Методы управления социально-культурной сферой

Метод государственного управления - это способ непосредственного целенаправленного влияния исполнительных органов (должностных лиц) на подчиненные им органы, граждан и их объединения.

Методы государственного управления – это способ осуществления его функций.
     Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

Методы управления отличаются от других методов тем, что этим методам присущи следующие характерные черты:

    Они выражают связь субъекта управления с объектом управления, метод-это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;

    Методы- это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы посредством которых достигаются общие цели совместной деятельность людей;

    Методы управления являются подвижным и активным элементом в системе управления; использование методов носит альтернативный характер;

    В государственном и муниципальном управлении они являются инструментом политики государства, который используется государственным аппаратом для достижения политических целей.

Методами  управления социально-культурной сферой являются следующие:

       Административно-распорядительные методы.

Это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. 

       Правовые методы:

Суть данного метода заключается в правовом регулировании социально-культурной сферы, а также своевременно выявить потребность в правовом обеспечении управленческого процесса и принять соответствующие федеральные законы, нормативно-правовые акты. Без данного метода невозможно существование управления как функции государства, муниципальных органов. Данный метод призван создать условия для осуществления управление в рамках закона.

       Экономические методы:

Это комплекс материальных средств, рычагов, воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами является налоговая, бюджетная, финансовая политика, материальное стимулирование, применение финансовых санкций, предоставление дотаций регионам, санация предприятий и т.д.

       Социально-политические методы:

Посредством данного методов создаются условия для проявления трудовой и политической активности людей, организации занятости населения, обеспечения его бытовых условий, предоставления социальных услуг, сервиса. Здесь могут применяться самые различные социологические методы, определенным образом ориентированные на решение круга задач развития социальной сферы. Например, созданием центров занятости населения, центров психологической поддержки инвалидов, незанятого населения и безработных, реабилитационных центров, центров по оказанию юридической или иной помощи и др.

       Контрольные методы:

Данные методы включают в себя методы предварительного, текущего и последующего контроля, выборочной проверки, документальной и фактической ревизии. Речь идет, прежде всего, о том, какими способами и приемами должны осуществляться контрольные функции государственного управления. 

Методы государственного управления социально-культурной сферой можно также отнести к муниципальному управлению данной сферой. По сути они ничем не различаются, кроме масштабов управления.

Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления. Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование, финансовую поддержку и т.д. Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ

2.1 Законодательная база регулирования управления социально-культурной сферой

Важным средством проведения государственной политики в социально-культурной сфере является законодательство. По предмету и направленности правового регулирования законодательство в этой сфере подразделяется на отдельные подотрасли: законодательство об образовании, науке, культуре, здравоохранению и социальной защите, о физической культуре, спорте, туризме.

Прежде чем говорить о самой законодательной базе регулирования стоит упомянуть о сфере деятельности органов управления.

Сфера деятельности органов государственного управления в социально-культурной сфере является следующей:

    охрана здоровья людей;

    медицинское обслуживание населения;

    содействие занятости населения;

    социальная защита;

    образование, наука и культура и др.

Определив направление  сферы деятельности государственных органов, не стоит забывать о правовой основе, без которой невозможно управление социально-культурной сферой.

Правовая основа социально-культурной сферы:

      Конституция РФ;

      федеральные законы;

      нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, а также акты, принимаемые органами исполнительной власти и муниципальными образованиями в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со статьей Закона "Об образовании" в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

      федеральные (центральные) государственные органы управления

      региональные органы управления;

      местные органы управления  (муниципальные органы).

К федеральным законам управления социально-культурной сфера относятся:

      Основы законодательства Российской Федерации об «охране здоровья граждан»:

Федеральным органом управления в области здравоохранения является Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России), которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти.

В систему Минздрава России входят его территориальные органы, государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные Минздраву России. В его составе действует Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, которое обеспечивает медико-санитарное обслуживание работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и санитарно-эпидемиологический надзор в этих объектах.

      Закон РФ «Об образовании»:

Федеральным органом исполнительной власти специальной компетенции является Министерство образования РФ (Минобразования России), проводящее государственную политику, осуществляющее управление и координирующее в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Минобразования России в пределах своей компетенции инспектирует любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставляет это право другим государственным органам управления образованием. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется Государственной аттестационной службой, которая может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта

      Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»:

К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся, например:

    осуществление контроля за: обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; регистрацией инвалидов в качестве безработных;

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относятся:

Информация о работе Социально-культурная сфера как объект управления